Основные экономические субъекты рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:37, реферат

Описание работы

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов. Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………3
1.Основные экономические субъекты рыночной экономики………….………..5
1.1Модели современной рыночной экономики…………………………………10
2.Теория прибавочной стоимости Карла Маркса…………….…………………12
Заключение……………………………………….………………………………..13
Библиографический список………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

микроэкономика.docx

— 41.80 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………3

1.Основные экономические  субъекты рыночной экономики………….………..5

1.1Модели современной  рыночной экономики…………………………………10

2.Теория прибавочной стоимости  Карла Маркса…………….…………………12

Заключение……………………………………….………………………………..13

Библиографический список………………………………………………………14 

Введение

Современное рыночное хозяйство  основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности  воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально  ориентированное хозяйство, смешанную  экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая  направленность государственных программ связана с защитой интересов  граждан, а принципы регулирования  экономики получают выражение в  долгосрочных программах. Корпоративная  экономика предполагает целевую  направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса  и определение основных приоритетов. Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что  и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную единицу, которая  функционирует в потребительской  сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта  единица является собственником  и поставщиком, в основном, человеческого  фактора производства и ее цель связана  с обеспечением наиболее полного  удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) - эта  экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает  самостоятельные решения, стремится  к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования  привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики  несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и  на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Государство как субъект  рыночных отношений представлено всеми  своими контролирующими, регулирующими  и охранительными учреждениями, осуществляющими  власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального  прогресса общества.

 

1.Основные экономические субъекты рыночной экономики

 

Классическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века. Данная стадия рыночной экономики характеризуется такими признаками, как: 
• наличие частной собственности на экономические ресурсы; 
• свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок, перелив капитала из одной отрасли экономики в другую; 
• наличие множества независимых производителей, самостоятельно решающих, какую продукцию производить, в каком количестве, посредством каких технологий и кому их реализовывать; 
• наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельный выбор: какую продукцию покупать и у каких товаропроизводителей; 
• личная свобода всех участников рынка (включая рабочую силу), которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда; 
• стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения; 
• эквивалентный обмен по стоимости; 
• ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, внедрять новую технику, поддерживать рабочую силу в нормальном состоянии. 
Таким образом, классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования и самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. 
Под рыночной экономикой обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.  
Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.  
Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:  
1) товарных бирж;  
2) оптовой и розничной торговли;  
3) маркетинговых служб.  
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу таких факторов производства как земля, труд, капитал. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырье, например хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства. Предпринимательский талант, которым обладает человек, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения, какие товары и услуги производить, а также владеющий особенным талантом - брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары.  
Финансовый рынок представляет собой форму движения денежных средств. Финансовый рынок - это сфера отношений между продавцами и покупателями денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных обязательств, а на рынке капиталов - среднесрочных и долгосрочных обязательств. Товарами на финансовом рынке выступают внутренняя, национальная валюта, ценные бумаги, кредиты банков, иностранная валюта, золото.  
Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.  
Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 
 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);  
3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);  
4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);  
5) по характеру продаж (оптовый, розничный).  
Рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.  
Рынок обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей.  
Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно.  
К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:  
•     эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;  
•     гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;  
 
•     оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии;  
•     свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;  
•     способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.  
Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая:  
•     не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;  
•     не обеспечивает защиту окружающей среды.  
•     не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);  
•     не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;  
•     не ориентирована на производство социально-необходимых товаров;  
Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.  
Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.  
Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей.  
В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.  
В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг., наряду с крупными корпорациями, важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами.  
В-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении их в собственности фирмы.  
В-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер.  
В-седьмых, идет процесс формирования «услугоемкой» экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг.

 

1.1Модели современной рыночной экономики

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты.  
Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.  
Фирма - это экономическая единица, которая  
1) самостоятельно принимает решения,  
2) стремится к максимизации прибыли,  
3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.  
Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.  
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.  
Экономические ресурсы 
ограничены и эта ограниченность порождает фундаментальную экономическую проблему выбора: какие товары и услуги должно производить общество, располагая ограниченным количеством земли, труда и капитала? 
 Выпуск каждой дополнительной единицы любого товара Х может быть налажен только путем использования определенного набора факторов производства. Но вследствие ограниченности ресурсов, то количество экономических ресурсов, с которых произведена эта единица товара Х, не может быть использовано для выпуска другого товара, например товара Y. Все, что общество могло бы получить, но из-за ограниченности ресурсов не получило и упустило такую возможность составляют издержки, точнее издержки упущенной возможности. Если для производства одной единицы товара Х, необходимо отказаться от изготовления 3 единиц товара Y, то эти невыпущенные, упущенные 3 единицы товара Y определяют издержки упущенной возможности производства единицы товара Х. В общем случае, издержки упущенной возможности - это издержки использования ресурсов для какой-то определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользованная этого набора ресурсов иным альтернативным путем.

 

2.Теория прибавочной стоимости Карла Маркса

Прибавочная стоимость - стоимость прибавочного продукта, создаваемая трудом наемных рабочих, присваиваемая капиталистами. Учение о прибавочной стоимости — главное в экономической теории капиталистического способа производства К.Маркса. Предпосылка превращения прибавочного продукта в прибавочную стоимость - появление на рынке специфического товара «рабочая сила». Исторически это было связано с формированием класса наемных рабочих, свободных юридически и экономически (не имеющих средств производства). Для получения необходимых для жизни средств рабочие вынуждены продавать свою рабочую силу. Внеэкономическому принуждению (рабовладение, феодализм) приходит на смену экономическое принуждение. Механизм производства прибавочной стоимости основан на специфике товара «рабочая сила», функцией которого является наемный труд. Продажа рабочей силы происходит по стоимости тех жизненных средств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности рабочего и членов его семьи. Капиталист, покупая товар «рабочая сила», оплачивая ее стоимость в форме заработной платы, приобретает ее потребительную стоимость, заключающуюся в том, чтобы в процессе труда создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы. В процессе труда, совершаемого с помощью принадлежащих капиталисту средств производства, работники создают продукт, принадлежащий капиталисту, стоимость которого выше, чем стоимость оплаченных капиталистом факторов производства (средств производства и рабочей силы). Разница между стоимостью созданного продукта и стоимостью факторов производства есть прибавочная стоимость. Реально прибавочная стоимость выступает в форме прибыли, которая в процессе распределения принимает формы: предпринимательского дохода, присваиваемого промышленными и торговыми предпринимателями; процента, присваиваемого банкирами; земельной ренты, получаемой собственниками земли.

Исторически известны два  способа увеличения прибавочной  стоимости: 1) за счет увеличения труда  работника путем удлинения рабочего дня и повышения интенсивности  труда - производство абсолютной прибавочной  стоимости; 2) за счет повышения общественной производительности труда (особенно в  отраслях, производящих предметы потребления), снижения на этой основе стоимости  рабочей силы и соответственно увеличения прибавочной стоимости - производство относительной прибавочной стоимости. При различии этих способов увеличения производства прибавочной стоимости общее для них состоит в том, что ее источником остается неоплаченный наемный труд.

Заключение

Все участники рыночных отношений  являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или  противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются  максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы  – получить максимальную прибыль, государство  – достигнуть максимального благосостояния общества.

Каждый из них занимает определенное место в системе  общественного разделения труда  и, чтобы реализовать свои экономические  интересы, должен предложить то, что  необходимо другим субъектам – носителям  рыночных отношений. Благополучное  финансовое состояние предприятия  это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в  условиях рынка.

Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его  баланса, финансовую независимость  и высокую результативность хозяйствования. Для этого необходимо изучать  многочисленные показатели, характеризующие  все стороны деятельности предприятия  для выявления глубинных причин изменения финансового положения. Устойчивое финансовое положение предприятия  зависит, прежде всего, от улучшения  таких качественных показателей, как - производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также  выполнения плана по прибыли. Рациональному  размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

Библиографический список

1. Гальперин В.М. и др. Учебник: Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1994.

2. Гребнев Л.С., Нуреев  Р.М. Экономика. Курс основ:  Учебник. – М.: Вита- Пресс, 2000.

3. Курс экономики: Учебник/Под редакцией Б.А. Райзберга М., 2002

4. Лившиц А.Я. Введение  в рыночную экономику: Курс  лекций. – М., 1991. – 248 с.

5. Микроэкономика. Макроэкономика. С-П.: Изд. Михайлов В.А. 2003

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Норма, М., 2005

7. Рыночная экономика:  выбор пути / С.С. Шаталин, Н.Я.  Петраков, П.Г. Бунич и др. –  М.: Профиздат, 1991.

8. Рыночная экономика:  Учебник: В 3 т. М.: Соминтек, 1992. Т. 1: Теория рыночной экономики (в двух частях); Т. 2: Основы бизнеса (в двух

частях).

9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Норма, М., 2003

10. Филипп Котлер. Маркетинг менеджмент. С-П.,1999.

11. Экономика: Учебник/Под редакцией Булатова, 2005

12. Экономическая теория/Под редакцией А.И Добрынина. С-П., 2004

13. Экономическая теория/Под редакцией В.И. Видянина. М., 2003

 


Информация о работе Основные экономические субъекты рыночной экономики