Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы: на примере работы магазина «Копейка №19» рассмотреть состав и структуру основных фондов; пронаблюдать за процессами учета и оценки, а так же воспроизводства и амортизации основных фондов; найти пути повышения эффективности использования основных фондов.
Введение.
Основной капитал - это оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. К основным фондам, в соответствии с бухгалтерскими критериями, относятся средства труда стоимостью выше стократного установленного законом размера минимальной оплаты труда ( указ Президента РФ от 8.08.1996г.) за единицу, независимо от срока службы более года, независимо от стоимости. В этой связи фонды переносят свою стоимость на производимый продукт по частям. В соответствии с действующей классификацией в состав фондов входят объекты производственного и непроизводственного назначения.
По натурально-вещественному признаку основные фонды подразделяют на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения и др.
По степени участия в производственном процессе основные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть(машины, оборудование) непосредственно влияют на производство, количество и качество продукции. Пассивные элементы (здания, сооружения) создают необходимые условия для производственного процесса.
Основные производственные фонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующих стадий: износ основных фондов, амортизация, накопление средств для полного восстановления основных фондов, их замена путем осуществления капитальных вложений.
Любые объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, т. е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ частично восстанавливается путем ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов. Моральный износ проявляется в том, что устаревшие основные фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимость замены, является моральный износ.
Важный аспект в части реализации требований, предъявляемых к основным фондам, создание оптового рынка оборудования, а также сети магазинов и бирж комиссионной торговли новой, списанной и подержанной техникой. Осуществление лизинговой формы торговли оборудованием, как показывает опыт работы зарубежных компаний, позволяет значительно снизить единовременные капиталовложения, а следовательно. Создать благоприятные условия для быстрого становления и развития бизнеса. И вместе с тем высокая стоимость оборудования, инструментов и длительность отвлечения денежных средств в больших размерах вынуждают предприятия уделять больше внимания лучшему использованию основных фондов на предприятии. Этот учет должен обеспечить знание общей величины основных фондов, их динамики, степени их влияния на уровень издержек производства и др. повышение уровня использования основных фондов является одной из важнейших задач экономического развития страны.
Цель курсовой работы: на примере работы магазина «Копейка №19» рассмотреть состав и структуру основных фондов; пронаблюдать за процессами учета и оценки, а так же воспроизводства и амортизации основных фондов; найти пути повышения эффективности использования основных фондов.
Организационно- экономическая характеристика магазина «Копейка № 19».
Магазин промышленных товаров «Копейка № 19» находится по адресу: г. Ставрополь, улица Пушкина, дом № 30. По типу это встроенный магазин, так как находится на первом этаже жилого дома. Торговая площадь составляет 89 м2. Внутренняя планировка магазина включает в себя четыре зала, каждый из которых представляет собой отдел с определенной группой товаров: средства гигиены, бытовая химия, товары для дома, посуда, а так же служебные помещения.
Магазин имеет яркий логотип желтого цвета с изображением копейки. Стены выкрашены приятно – розовым цветом, на полу бардовая плитка.
По типу продажи товаров это магазин самообслуживания, следовательно, товар выставляется на полках, стеллажах, стендах - горках с открытым доступом для покупателя. Снаружи магазина находятся две стеклянные витрины с выставленными образцами товаров, которые обновляются в зависимости от сезона.
Магазин имеет два кассовых POS-терминала, что повышает скорость обслуживания покупателей, а так же устройство для безналичного расчета по банковским картам. Если покупатель хочет уточнить цену товара, на стене прикреплен прессчекер – устройство для чтения штрихкода, при поднесении которого к окошку с инфракраными лучами, выводит на табло цену товара.
У выхода находятся камеры хранения (для личных вещей покупателей) и корзины (для приобретенных товаров), что делает совершение покупок более комфортным.
В магазине проводятся акции: при покупке товаров определенной группы, выдаются призы или предоставляются скидки. Условия акции изменяются.
Также существует два вида дисконтных карт:
«хозяюшка» - выдается при единовременной покупке на 1500 рублей и предоставляет скидку 5 % при последующих покупках;
«оптовичок» - выдается при единовременной покупке на 5000 рублей (для тех, кто приобретает товар крупными партиями) и предоставляет скидку 11 % при последующих покупках.
Организация «Копейка» имеет сеть магазинов по городу. Каждому магазину присваивается номер («Копейка № 19), под которым магазин указывается во всех документах. Структура предприятия выглядит следующим образом:
Рис. № 1. Структура управления предприятием.
Главный офис организации находится по адресу: г. Ставрополь, улица Пушкина, дом № 60, где находится генеральный директор, бухгалтерия и отдел кадров.
Общее число рабочих в магазине 11 человек: заведующая магазином, старший продавец и продавцы – консультанты. Работникам выдается спецформа и бейдж с указанием имени продавца, наличие которых обязательно. Для работников составляется график работы, в соответствии с которым они должны выходить на свои смены. А так же существует система штрафов за невыполнение своих рабочих обязанностей.
График работы магазина: с 8-00 до 20-00 , без перерывов и выходных.
На все виды работ и услуг, осуществляемые магазином
«Копейка № 19», имеются соответствующие лицензии, реализуемая продукция соответствует действующим ГОСТам.
1. Основные фонды магазина «Копейка № 19».
Основные фонды торговых предприятий являются главным элементом материально-технической базы. Основные фонды представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей производственного и непроизводственного назначения, необходимых для выполнения торговыми предприятиями своих функций.
Время, в течение которого основные фонды способны приносить доход, называется сроком их полезного использования. Срок полезного использования основных фондов предприятий торговли может составлять от года до нескольких десятков лет, при этом их натуральная форма мало изменяется.
Классификацию основных фондов торговых предприятий можно провести по следующим признакам.
1. Участие основных фондов в технологическом процессе. По данному признаку все основные фонды делят на производственные и непроизвдодственные. Производственные основные фонды представляют собой совокупность средств труда, функционирующих в подотраслях торговли. В свою очередь производственные основные фонды подразделяют на пассивные, т. е. создающие условия для осуществления торгово-технологических процессов, и активные, непосредственно участвующие в торгово-технологических процессах. В структуре основных фондов большую долю (около 80 %) занимает их пассивная часть, что является характерной особенностью торговли. Производственные основные фонды функционируют на протяжении многих лет, сохраняя при этом свои потребительские качества. Кроме производственных основных фондов в торговых организациях могут функционировать и непроизводственные основные фонды. Их назначение состоит в обеспечении нормальных условий труда и быта работников.
2. Принадлежность основных фондов подотрасли торговли. Все основные фонды можно подразделить на основные фонды розничной торговли, оптовой торговли.
3. Принадлежность основных фондов торговому предприятию. Согласно этому признаку основные фонды делятся на собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные. Причем большую часть основных фондов в торговле (и это тоже собственность) составляют арендованные основные фонды.
4. Назначение основных фондов. Это главный признак классификации основных фондов; используется при проведении инвентаризации и переоценок. По этому признаку все основные фонды делятся на следующие группы:
Здания- архитектурно-строительные объекты, обеспечивающие условия труда торговых работников, хранения, подработки и подготовки к продаже (магазины, павильоны).
Сооружения – инженерно - строительные объекты, необходимые для осуществления торгово-технологических процессов (железнодорожные пути, эстакады, рампы).
Машины и оборудование (торговые автоматы, весоизмерительные приборы, контрольно-кассовые машины, фасовочно-упаковочное оборудование).
Инструменты - механизированные и немеханизированные орудия ручного труда (тележки, штабелёры).
Транспортные средства.
Основные фонды оцениваются как в стоимостных, так и в натуральных показателях. Но чаще на практике применяют стоимостную оценку, потому что она позволяет определять неоднородные и качественно различные части основных фондов.
Основные фонды оценивают по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
первоначальная стоимость основных фондов- сумма фактических затрат предприятия на их монтаж оборудования, в ценах, действующих на момент ввода в эксплуатацию.
Восстановительная стоимость основных фондов - стоимость воспроизводства (восстановления) основных фондов в современных условиях: в конкретный момент в ценах, действующих в данный момент времени.
Восстановительная стоимость позволяет сравнивать цены различных по срокам ввода в действие основных фондов.
Остаточная стоимость основных фондов – невозмещенная стоимость основных фондов после определенного времени их функционирования. Чем дольше эксплуатируются основные фонды. Тем ниже их остаточная стоимость, и наоборот.
Эффективность использования основных фондов предприятиями торговли показывает, какова результативность применения основных фондов, насколько быстро возмещаются затраты на них.
Эффективность использования основных фондов предприятиями в торговле характеризуют следующие стоимостные показатели.
1. Фондоотдача - показывает размер товарооборота, приходящегося на единицу средней за период стоимости основных фондов. Увеличение показателя фондоотдачи означает, что товарооборот возрастает более быстрыми темпами, чем основные фонды. Следовательно, и отдача одного рубля, вложенного в основные фонды, возрастает. Таким образом, рост фондоотдачи – явление положительное.
2. Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче. Фондоемкость показывает размер основных фондов, необходимых для реализации одного рубля товарооборота. С увеличением фондоемкости уменьшается фондоотдача, и наоборот. Таким образом, рост фондоемкости – явление отрицательное.
3. Рентабельность ( или прибыльность) основных фондов за определенный период. Рост рентабельности свидетельствует об увеличении прибыли, приходящейся на один рубль основных фондов.
4. Фондооснащенность и фондовооруженность показывают обеспеченность трудовых ресурсов основными фондами за определенный период.
Таким образом, показатель фондовооруженности аналогичен показателю фондооснащенности, только он применяется к торгово – оперативному персоналу.
2. Классификация основных фондов.
Для осуществления торгово-технологического процесса торговые предприятия используют различные средства труда, необходимые для хранения, подготовки и реализации товаров.
В процессе использования основные фонды изнашиваются, и их стоимость по мере износа частями включается в издержки обращения и затем входит в стоимость реализуемых товаров. Таким образом, при реализации товаров происходит обращение части стоимости основных фондов торговли.
Срок службы основных фондов определяется временем, в течение которого совершается оборот основных фондов. Стоимость основных фондов, перенесенная на реализованные товары в течение срока службы, образует амортизационный фонд.
Техническая структура предприятия представляет собой процентное соотношение групп основных фондов.
Основные фонды по участию в торгово-технологическом процессе подразделяют на две части – активную и пассивную. Соотношение между активной и пассивной частями основных фондов зависит от уровня технической оснащенности и от особенностей технологического процесса конкретного торгового предприятия.
По действующей классификации, основные фонды торговых предприятий подразделяют на производственные и непроизводственные.
К производственным фондам относят совокупности средств труда, которые принимают непосредственное участие в реализации товаров. Существенное преобладание пассивной части в структуре основных производственных фондов является специфической особенностью торговли.