Основные фонды предприятия и пути улучшения их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение вопросов экономической сущности основных производственных фондов, их классификации и методов их оценки, рассмотрение основных методов анализа эффективности использования основных производственных фондов.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть сущность, состав и структуру основных производственных фондов предприятия;
привести технико-экономическую характеристику предприятия, рассмотреть структуру и динамику изменения основных фондов этого предприятия. Объектом исследования выступают основные производственные фонды ОАО «НИИАС».
рассмотреть пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия;
сформулировать свои выводы и предложения

Содержание

Введение…………………………………………………………………… стр.3
1. Сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия.
Сущность основных производственных фондов предприятия…...стр.5
Состав основных производственных фондов предприятия………стр.5
Структура основных производственных фондов предприятия…..стр.7
Износ и амортизация основных производственных фондов предприятия…………………………………………………………. стр.9
Состояние основных фондов в Российской Федерации…………..стр.12

2. Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «НИИАС», структура его основных фондов динамика их изменения.
2.1. Общие сведения……………………………………………...............стр.14
2.2. Положение Общества в отрасли………………….………………...стр.14
2.3. Организационная структура Общества………………....................стр.17
2.4. Конкурентное окружение Общества и факторы риска…………...стр.18
2.5. Кадровая и социальная политика Общества………………………стр.19
2.6. Финансово-хозяйственная деятельность Общества………………стр.21
2.7. Расчет основных показателей эффективности использования
основных фондов…………………………………………………………..стр.24

3. Важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предприятия. Выводы и предложения....стр.27

Заключение………………………………………………………………....стр.29
Список используемой литературы……………….……………………...стр.30

Работа содержит 1 файл

ekonomika_firmy_osnovnye_fondy_predpriatia.docx

— 118.52 Кб (Скачать)

Технологическая структура характеризует распределение основных фондов по структурным подразделениям предприятия в процентном выражении от общей стоимости. Например, доля отдельных видов станков в общем количестве станочного парка.

Возрастная структура основных производственных фондов характеризует их распределение по возрастным группам (до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет).

Чем выше доля оборудования в стоимости  основных производственных фондов, тем  при прочих равных условиях больше выпуск продукции, выше показатель фондоотдачи. Поэтому улучшение структуры  основных фондов рассматривается, как  условие роста производства, снижения себестоимости, увеличения денежных накоплений предприятия.

Структура основных фондов не одинакова на предприятиях различных отраслей промышленности. Например, доля зданий в общей стоимости  основных фондов наиболее велика в  легкой и пищевой промышленности – 44%, сооружений в топливной промышленности – 17%, передаточных устройств в электроэнергетике  – 32%, машин и оборудования на предприятиях машиностроительного комплекса  – более 45%.

 

1.4. Износ и амортизация основных  производственных фондов предприятия.

Основные  производственные фонды предприятий  совершают хозяйственный кругооборот, состоящий из следующих стадий: износ, амортизация, накопление средств для  полного восстановления основных фондов, их замена путем капитальных вложений. Особенностью основных фондов является многократное их использование. Однако время их функционирования имеет  определенные рамки. Оно обусловлено  их износом и временем полезного  применения. Основные фонды, участвующие  в процессе производства, постепенно утрачивают свое первоначальное состояние, вследствие их эксплуатации и естественного  снашивания, и подлежат замене.

Износ основных фондов – это частичная или полная утрата ОППФ потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Интенсивность износа зависит от вида основных фондов, особенностей их конструкции, качества изготовления, характера и условий эксплуатации, состояния обслуживания и других факторов.

Различают два вида износа – физический и моральный.

Физический износ основных фондов выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

Физический  износ зависит от:

    • их качества, их технического совершенствования (конструкции, вида и качества материалов, качества постройки зданий и монтажа станков);
    • особенностей технологического процесса (величины скорости и силы резания, подачи и т.п.);
    • времени их действия (количества дней работы в году, смен в сутки, часов работы в смену);
    • степени защиты основных фондов от внешних условий;
    • качества ухода за основными фондами и их обслуживания;
    • квалификации рабочих и их отношения к основным фондам.

Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных производственных фондов. Различают  полный и частичный износ . При  полном износе действующие фонды  ликвидируются и заменяются новыми, частичный износ возмещается  путем ремонта.

Моральный износ основных фондов – это снижение стоимости действующих основных фондов в результате появления их новых видов, более дешевых и более производительных.

Моральный износ соответственно характеру  причин, его вызывающих, имеет две  формы. Первая форма – это износ  определяемый снижением стоимости  основных фондов вследствие сокращения затрат необходимого труда на их создание в связи с ростом производительности труда в отраслях, производящих эти  основные фонды. Вторая форма – это  износ вследствие создания новых, более  производительных и совершенных  машин и оборудования подобного  рода и назначения, что приводит к обесценению менее совершенной  техники. Новые машины более экономичны и производительны.

В современных условиях все большее  значение приобретает учет морального износа. Появление новых, более совершенных  видов оборудования с повышенной производительностью, лучшими условиями  обслуживания и эксплуатации часто  делает экономически целесообразным замену старых основных производственных фондов до момента их полного физического  износа. Несвоевременная замена морально устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более  дорогая и худшего качества продукция  по сравнению с производимой на более  совершенных машинах и оборудовании

Моральному износу в большей  степени подвержена активная часть  основных фондов предприятия. В силу научно-технического прогресса строительные машины и оборудование морально устаревают раньше их фактического износа.

Обе формы морального износа зачастую проявляются совместно. Главное  средство предотвращения потерь от морального износа – это более интенсивное  использование оборудования, увеличение сменности его работы.

Основным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основных производственных фондов  предприятий (фирм) являются их собственные средства. Они накапливаются в течение  всего срока службы основных фондов в виде амортизационных отчислений.

Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый с их помощью продукт; использование специальных денежных средств – амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства и обращения, для простого и расширенного воспроизводства основных фондов.

Основными функциями амортизации  являются обеспечение воспроизводства  и восстановление основных фондов. Амортизационные отчисления производятся предприятиями, ежемесячно исходя из установленных  норм амортизации и балансовой стоимости  основных производственных фондов по отдельным группам, состоящим на балансе предприятия.

Уровень норм амортизации определяет объем ресурсов, необходимых для восстановления изношенной части основных фондов. Через нормы амортизации и их дифференциацию по группам основных фондов осуществляется техническая и производственная политика на предприятии.

 

1.5. Состояние основных  фондов в Российской Федерации.

В 2012 году Россия по-прежнему находится  в десятке стран-мировых "лидеров" по уровню износа основных производственных фондов (ОПФ). Этот показатель, по данным международных экономических организаций, оценивается, как минимум в 50%. В  то же время, по группе БРИКС2 уровень износа ОПФ не превышает 35%.

Российские  федеральные ведомства оценивают  данный показатель по России в 45-65%, а  исследовательские центры РФ - минимум  в 60-65%. Во всяком случае, нынешняя "планка" этого показателя уже превысила  критические значения. Дальнейший же ее рост чреват не только резким падением производства в большинстве российских отраслей. Но ускорением технологического отставания от остальной "четверки" государств БРИКС.

По официальным  оценкам, износ основных фондов электростанций к настоящему времени превышает 40%. В подотраслях машиностроения износ основных производственных фондов приближается к 70%, в большинстве  подотраслей агропромышленного  комплекса и лесной промышленности - от 55 до 70%. Обновление ОПФ с конца 1980-х отстает от требуемых темпов ввода реконструированных и новых  производственных мощностей. В отличие, например, от Китая, Индии, ЮАР. В этой связи, многие эксперты сходятся во мнении, что в России, в отличие от других стран-участниц БРИКС, пока отсутствует  целенаправленная промышленно-технологическая  политика.

Согласно  исследованиям Ларисы Белоусовой, кандидата  экономических наук, доцента Юго-Западного  государственного университета, коэффициент  обновления ОПФ по-прежнему в 1,5 раза ниже, чем в 1990 году. Наиболее высокий  уровень износа характерен для ОПФ  электроэнергетики, химической и нефтехимической  промышленности, машиностроения и металлообработки, топливной промышленности. Сравнительно меньший износ основных фондов наблюдается, разве что, в крупных и средних  строительных организациях.3

 

 

2. Технико-экономическая  характеристика предприятия ОАО «НИИАС», структура его основных фондов и динамика их изменения.

2.1. Общие сведения.

Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский  институт информатизации, автоматизации  и связи на железнодорожном транспорте» (далее – ОАО «НИИАС» либо Общество) зарегистрировано 08 августа 2007г. ОАО  «НИИАС» - дочернее общество ОАО «РЖД», является одной из ведущих организаций  отраслевой науки, деятельность которого направлена на повышение эффективности  и безопасности функционирования железнодорожного транспорта.

ОАО «НИИАС»  расположено по адресу:

109029, г.  Москва, ул. Нижегородская, д.27, стр. 1 и имеет три филиала:

  • Санкт-Петербургский (г. Санкт-Петербург,

ул. Казанская, д. 27А);

  • Ростовский (г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, д. 44/13);
  • Барыбинский (Московская область, Домодедовский район, ст. Барыбино, пос. Южный).

 

2.2. Положение Общества  в отрасли.

ОАО «НИИАС» специализируется в  области создания систем управления, включая исследования, разработки, испытания, экспертизы и внедрение  новой техники в области технологий перевозок и транспортного обслуживания, информационных систем железнодорожного транспорта, центров автоматизированного  управления перевозками, систем управления инфраструктурой и имущественным  комплексом ОАО «РЖД», систем и устройств  автоматики, телемеханики и связи, в  том числе систем обеспечения  безопасности движения поездов и  информационной безопасности,  геоинформационных  систем и спутниковых технологий, систем оптимизации энергопотребления  и управления топливно-энергетическими  ресурсами ОАО «РЖД».

Основные целевые задачи включают в себя реализацию крупных комплексных  научных проектов на сети железных дорог; производство научно-технической  продукции, которая составит конкуренцию  на зарубежном рынке технических  средств; участие в международных  научно-технических проектах, что  обеспечивает высокое качество перспективных  разработок, расширение масштабов бизнеса  путем расширения перечня научно-технических  продуктов и клиентской базы.

Основные виды деятельности ОАО  «НИИАС»:

  • создание и внедрение единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники и разработка информационно-управляющих систем, информационных технологий, аппаратно-программных средств и специального программного обеспечения, внедрение и сопровождение их при эксплуатации как на железнодорожном транспорте, так и в
  • других областях;
  • разработка технологий и нормативно-правовой базы управления перевозочным процессом (грузопотоками, пассажиропотоками, вагонопотоками, поездопотоками);
  • разработка технологий и нормативно-правовой базы управления движением и обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте;
  • создание автоматизированных систем управления и информационно-управляющих систем железнодорожными перевозками и технологическими процессами;
  • создание систем автоматики для обеспечения безопасности движения поездов;
  • создание систем телекоммуникаций и связи для построения комплексных информационных технологий и технологий управления;
  • разработка систем обеспечения информационной безопасности;
  • обеспечение защиты государственной тайны;
  • услуги в области испытаний и сертификации;
  • разработка нормативных и методических документов;
  • оценка уязвимости объектов инфраструктуры и транспортных средств, разработка планов обеспечения безопасности;
  • автоматизация процессов управления транспортной безопасностью;
  • экспертная оценка и разработка технических проектов комплексных систем безопасности вокзальных комплексов;

 

Деятельность  ОАО «НИИАС», в основном, сосредоточена  на этапах прикладного исследования, опытно-конструкторских разработок и их внедрения. Отсутствие фундаментальных  исследований определено прикладными  задачами и отраслевым статусом ОАО  «НИИАС» как института, специализирующегося  в области автоматизации процессов  на железнодорожном транспорте.

Основным  потребителем продукции, создаваемой  Обществом, является ОАО «РЖД», а  также предприятия, осуществляющие деятельность на путях общего и необщего пользования. В 2011 году соотношение  заказчиков Общества определилось следующим  образом: доля ОАО «РЖД» составила 75,8 %, дочерних и зависимых обществ  ОАО «РЖД» - 19,7 %, доля сторонних заказчиков – 4,5 %.

В качестве сторонних заказчиков, являющихся конечными  потребителями услуг ОАО «НИИАС», выступают зарубежные железные дороги стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, имеющие сходные технические  параметры железнодорожной инфраструктуры, крупные отечественные корпорации, владеющие значительным парком подвижного состава и путями необщего пользования  большой протяженности. Специализация  Общества на производстве работ, услуг  в области автоматизации процессов  на железнодорожном транспорте, его  научный и кадровый потенциал  определяют устойчивое положение ОАО  «НИИАС» на рынке научно-технических  и опытно-конструкторских работ  для ОАО «РЖД», включающем в себя продукты и услуги научно-исследовательских  институтов, проектно-конструкторских  бюро, научно-производственных центров, учебных заведений, других компаний и корпораций.

 

2.3. Организационная структура Общества.

Для решения  задач, стоящих перед Обществом, необходимо обеспечение соответствия организационно – штатной структуры  Общества поставленным целям и динамике развития Общества. Списочная численность  работников по состоянию на 31.12.2011 г. составила 1139 чел.

Организационная структура Общества – иерархическая, линейно-функциональная. Структурные  подразделения Общества Объединены в два блока: научно-производственный и финансово-коммерческий блок.

В состав научно-производственного блока  входят производственные подразделения, объединенные в научно-технические  комплексы (НТК) и Центр технологий информационного общества.

Организационно-финансовый и коммерческий блок отвечает за обеспечение  эффективного функционирования научно-технических  комплексов и отделений; обеспечивает управление финансовыми потоками и  денежными ресурсами, организационно-техническое, документационное и хозяйственное  обслуживание. В финансово – коммерческий блок входят административные, функциональные и вспомогательные подразделения.

Информация о работе Основные фонды предприятия и пути улучшения их использования