Організація роботи на підприємстві

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В ходе курсовой работы определяем численность рабочих и количество единиц оборудования, необходимое для выполнения заданного объема производства, стоимость основных производственных фондов, сумму затрат на изготовление продукции (смета) и себестоимость единицы изделия (калькуляцию), оптовую и отпускную цену изделий, точку безубыточности производства, валовую и чистую прибыль, капиталовложения в развитие производства, годовую экономию от снижения себестоимости,срок окупаемости капитальных вложений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Сердюк.docx

— 128.42 Кб (Скачать)

      Анализ  факторов, приведших к возникновению  проблемной ситуации, дает возможность определить ресурсы (в том числе и временные), с затратами которых будет связано решение проблемы.

      В процессе принятия решения происходит оценка тех действий, которые предпринимаются  на его различных этапах. Так на этапе распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судят о возникновении проблемы.

      Этап  формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса  действий. Обычно при решении сложных  проблем не удается ограничиться только той информацией, которую  предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.

      При прогнозировании управленческих решений, как правило, возникает вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет тот, который  наиболее полезен или предпочтителен для решения целей организации. От того, насколько обосновано они  выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь  предопределяет конкурентоспособность  организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете - эффективность и прибыльность.

2. Прогноз и его  роль в деятельности  фирмы

      Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия,

      Известный отечественный футуролог И.Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание.

      Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств,

      В широком плане, как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы".

      Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего,

      Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:

      1. применяется на этапе анализа  среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);

      2. осуществляется на стадии реализации  планов для оценки возможных  результатов и их отклонения  от плановых показателей и  имеет целью организацию дополнительных  управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.

      По  своему составу прогнозирование  шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.

3. Типы прогнозирования

      Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования.

      1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого рода имеют формы "утопий" или "антиутопий" - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому, количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии ("Красная Звезда", "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянов).

      Прогнозирование, основанное на творческом видении, может  использоваться для непосредственного  предсказания менеджерами и другими  участниками экономической организации  будущих результатов ее деятельности.

      2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.

      Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

      •  традиционным, или экстраполятивным;

      •  новаторским - альтернативным.

      Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

      Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.

      Таким образом, главное предположение  зкстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.

      Несмотря  на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и, так или иначе, отражается в большинстве методов прогнозирования,

      Альтернативный  подход исходит из того, что внешняя  и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:

      • развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;

      • существует определенное число вариантов будущего развития фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы).

      Таким образом, в рамках альтернативного  подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных  вариантов развития выбранных показателей  и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование  может объединять в единой логике два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего.

      Альтернативный  подход сравнительно молод (широкое  применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования.

      В целом поисковое прогнозирование  опирается как на количественные, так и качественные методы.

      В рамках нормативного прогнозирования  сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий  период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.

      Чаще  всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для  нормативного подхода характерно преимущественное применение качественных методов исследования.

      Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.

4. Виды прогнозов

      Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и ее среды в будущий период времени

      Виды  прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам:

      Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.

      Существуют  прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.

      Краткосрочные прогнозы обычно применяются при  составлении годичных планов.

      Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.

      Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.

      В-третьих, в связи с возможностью воздействия  фирмы на свое будущее прогнозы делятся  на пассивные и активные,

      Пассивный прогноз исходит из того, что фирма  в силу ряда причин (отсутствие необходимых  средств, наличие благоприятных  тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду, и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.

      Активный  прогноз предусматривает возможность  активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду.

      Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз, напротив, мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь.

      В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и  инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.

      Если  вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами, фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстралолятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.

      Вариантный  прогноз основан на предположении  о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.

      Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных  состояний фирмы в будущий  период времени.

      Каждый  из вариантов развития учитывает  специфическое состояние будущей среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием

      В-пятых, прогнозы подразделяются по способу  представления результатов на точечные и интервальные.

      Точечный  прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. (Например, через б месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%).

      Интервальный  прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. (Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%).

5. Методы прогнозирования  деловой среды

      Первоначально прогнозирование в рамках фирмы  возникло как предсказание экономических  параметров длительности бизнеса (как  внешних по отношению к фирме, так и внутренних).

      Позднее фирмы освоили прогнозирование  технологического (технологическое  прогнозирование), а также социального  и политического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды.

      Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение также и в технологическом, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.

Информация о работе Організація роботи на підприємстві