Организация работы наукоемких предприятий в условиях сетевой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:25, лекция

Описание работы

Информационная сторона жизни общества смещается в глобальную сеть. Теперь все мы как-бы «живём в одной большой деревне», где «всё на глазах», и все погружены в единое пространство мнений, слухов, тенденций, моды и ожиданий. Следствие – всё тайное ещё быстрее становится явным, а интересная информация быстро становится достоянием социума. Торжествует принцип свободы информации и постепенно становиться ясно, что информация не может быть собственностью, а принадлежит всем (Кстати, я, преподаватель, распространяю информацию, но не претендую на собственность на неё J).

Работа содержит 1 файл

Лекция НИОКР и сетевая экономика.docx

— 32.51 Кб (Скачать)

НИОКР и сетевая  экономика

Люди в современном  обществе заняты производством, потреблением, отдыхают, учатся, торгуют, иногда воюют (♂). Нетрудно видеть, что всё происходящее можно подразделить на процессы материальные и процессы информационные.

В информационных процессах на наших глазах происходят радикальные изменения. Интернет и другие информационные технологии существенно меняют характер этих процессов. Поэтому неизбежны значительные изменения всей нашей жизни, и экономики в частности.

В экономике информация также  важна, как и чисто материальный аспект: где купить, кому продать, что  производить и т.д. Теоретическое  осмысление происходящего приводит к концепции новой сетевой экономики.

Её признак – сетевая полицентричность с доминированием информации над материальностью. Всё ускоряется, меняется функция посредников, иногда они просто не нужны. Инновации пронизывают экономику и весь социум в целом.

В материальных процессах наблюдаются тенденции, ведущие к аналогичной полицентричности.  Так, ожидаются малогабаритные лёгкие первичные источники энергии, которые устанавливаются непосредственно в домохозяйствах. Нанотехнологии приблизят выработку новых продуктов к месту потребления, транспорт развивается от общественного в сторону личного.

В НИОКР информация особенно важна, и поэтому в сетевой  экономике ожидаются тотальные  изменения этой разновидности человеческой деятельности.

1. Сетевая экономика

В сетевой экономике удешевление  передачи информации в сочетании  с технологиями информационного  поиска приводит к ситуации, когда  «все стремятся соединиться со всеми». Как следствие, растёт самостоятельность  и автономность отдельных субъектов, влиятельность крупных структур уменьшается и возникает эффект роста полицентричности.

Полицентричность понимается как увеличение числа узлов сети, где обрабатывается информация, при усложнении информационных связей между узлами. Значимость иерархических структур уменьшается во всех сферах жизни, доминирование соответствующих узлов сети снижается.

Информационная сторона  жизни общества смещается в глобальную сеть. Теперь все мы как-бы «живём в одной большой деревне», где «всё на глазах», и все погружены в единое пространство мнений, слухов, тенденций, моды и ожиданий. Следствие – всё тайное ещё быстрее становится явным, а интересная информация быстро становится достоянием социума. Торжествует принцип свободы информации и постепенно становиться ясно, что информация не может быть собственностью, а принадлежит всем (Кстати, я, преподаватель, распространяю информацию, но не претендую на собственность на неё J).

Парадоксальным образом  перестают действовать законы старой экономики. Так, по старому, чем больше данного продукта на рынке, тем меньше его цена. В сетевой экономике бывает наоборот, так называемый «эффект факса». Когда факсы начали выпускать, в сети их было мало,  их ценность не велика, и, соответственно, мала стоимость. С ростом выпуска и распространённости ценность увеличилась, факс стал нужен и поднялся в цене. (Разумеется, закон не нарушается, а уточняется область его действия. Закон изначально сформулирован для стабильного рынка, а в случае с факсом рынок создаётся и растёт).

Ещё один парадокс в отношении  поколений людей. Старое поколение  не успевает воспринять новшества,  новое поколение не успевает освоить  наследие старого, теряется взаимопонимание, часто «яйца учат курицу». В школах компьютерные классы обслуживают старшеклассники, а учителя на это неспособны.

 Принципиально важна возможность ведения дел на основе прямых равноправных связей всех со всеми. Сетевой способ ведения дел позволяет действовать без оглядки на социальный статус и обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему опосредованных отношений. То есть сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности.

Становится возможным "бизнес со скоростью мысли".

Пример качественной новизны  ситуации - появление интернет-доступа к валютному рынку Forex, давшее личности еще вчера немыслимую возможность торговать мировыми валютами наравне с финансовыми структурами.

Наличие производителей, ведущих одну и ту же деятельность с разными затратами, может возникнуть только по недоразумению. В сетевой экономике меняется характер конкуренции - преобладающим становится соперничество творческих способностей, а не готовых товаров и услуг.

В пределе развития единственной твёрдой валютой становится внимание участников сети.

Сводится практически к нулю стоимость тиражирования всего, что может существовать в электронном виде, в том числе всевозможных методов, способов и приемов, что важно для НИОКР.

Футурист и экономист Кэвин Келли сформулировал 12 законов сетевой экономики.

1) Закон связи: соединение «неразумных» частей информационными связями даёт более «разумный» результат. Так можно связывать людей, организации, товары, автомобили и компьютеры. Связи могут быть по проводам, по эфиру, по инфракрасным каналам и т.п. Пример – наклеить чип на товар и следить за его продвижением в логистике. (Как в мозгу неразумные нейроны сейчас в ваших головах создают разумные мысли J).

2) Закон полноты: «Чем больше, тем больше». Упомянутый «эффект факса» - следствие «всех соединиться со всеми».

3) Закон экспоненциального роста: «Успех нелинеен». Это как растут бактерии в чашке Петри J. Начиная с некоторого момента всё хорошее распространяется в сети без ограничений (до предела социума, разумеется). Чем больше распространение чего-либо, тем больше скорость роста. С числом связей в сети ещё круче – при удвоении числа узлов число связей увеличивается не в два раза, а в гораздо большее число раз.

4) Закон переломных точек: «Вовремя заметить значимость перемен». В эпидемиологии наблюдается эффект переломной точки: когда заболевание охватывает критическое число людей, дальнейший рост числа заболевших идёт по экспоненте. Так же и в сетевой экономике есть переломная точка, начиная с которой лавинообразно растёт число вовлечённых узлов.

5) Закон увеличивающихся отдач: «Создавай положительную обратную связь». Обратная связь, как известно, это влияние следствия на причину, отрицательное или положительное. Имеется в виду вовлечение в некоторую деятельность определённого числа узлов сети, которые привлекают другие узлы, действуя положительно на распространение деятельности. Все узлы получают положительный эффект от деятельности в большей или меньшей степени. Вместо изготовления изделия полностью на предприятии создаётся сеть стандартов, поставщиков и потребителей, где разрабатывается продукт и привлекается как можно больше участников. Прибыль получают все участники сети участников. Так, корпорации Cisco, Oracle и Microsoft сотрудничают со многими фирмами в части совершенствования своей продукции, не претендуя на все прибыли. Производители и потребители должны быть лояльны к Сети в целом, а не к какому-то ее узлу. Децентрализация становится закономерностью.

6) Закон обратного ценообразования: «Надо предвидеть дешевизну». Ещё один парадокс: самое лучшее дешевеет с каждым годом. Цены падают, а производительность и мощность продуктов растёт. Пример – микросхемы, компьютеры, автомобили по показателю стоимости гарантированного пробега, копии документов. Это хорошо для потребителей, а для производителей – караул, цены падают без удержу J. Что делать – ответ: совершенствовать товары и услуги постоянно, а это значит инновации и изобретательство, работа в сети с мгновенным распространением идей. Очевидно, в случае с высокотехнологичными продуктами, это требует непрерывности НИОКР.

7) Закон щедрости: «Двигайся к бесплатному». Раздавая один продукт бесплатно, продавайте другие. Щедрость может предшествовать богатству. Примеры – бесплатные рекламные проспекты, путеводители. Сотовые телефоны можно раздавать бесплатно за счет оплаты разговоров, да и сами услуги связи дешевеют и их стоимость стремятся к нулю. Бесплатный любительский справочник развился и подарил миру энциклопедию «Британика». Бесплатный софт давно стал нормой как средство распространения платных полнофункциональных версий.

8) Закон сетевой преданности. Одно из основных свойств сети это то, что у нее нет ни ясно выраженного центра, ни четких границ. Существенное различие между собой (нами) и другими (ими) фиксированное в индустриальную эпоху становится гораздо менее значимым в сетевой экономике. Единственное «внутри» теперь означает лишь в сети вы или нет. Понятие преданности смещается от организаций к сетям и сетевым платформам.

9) Закон периодических неудач: «Движемся к вершине». В отличие от нашей индустриальной эпохи, когда понятно, как должен выглядеть оптимальный продукт и где место самой компании в медленно меняющемся мире, в сетевой экономике порой трудно выбрать самый высокий холм. Вам может показаться, что вы уже на вершине, но это будет лишь локальный максимум. А для того чтобы попасть с этого «местного» пика на еще более высокий, вам придется прежде спуститься в долину, иначе говоря, полностью меняться и перестраиваться. Приходится отбрасывать прекрасные продукты, дорогие технологии и отработанные методики и рисковать с надеждой подняться еще выше. В будущем экстравагантные рисковые предприятия станут рутиной. Как в биологических системах, абсолютно обычным будет быстрое исчезновение одного участника и появление нового.

10) Закон сетевого замещения: «Сеть побеждает». Происходит замещение материальных ценностей ценностями информационными. Автомобили, самолёты, жильё, заводы, сельскохозяйственное производство и прочие объекты становятся в большей степени системами микросхем, подключёнными к сети, чем материальными объектами. В экономических терминах эти объекты будут вести себя как совсем безмассовые. Вся коммерция постепенно станет сетевой. Различия между сетевой и индустриальной экономикой будут столь же велики, как между движением и покоем. Все действия и предметы подчиняются сетевой логике, и это можно назвать нетократией.

11) Закон маслобойки: «Ищи стабильное неравновесие». Любая инновация это всегда разрушение, постоянная инновация это непрекращающееся разрушение. Целью сетевой экономики должно быть постоянное неравновесие. Экономисты, пытающиеся нащупать сегодня законы развития сетевой экономики приходят к выводу, что она функционирует на грани хаоса. Маслобойка символизирует собой креативную силу разрушения. Сети турбулентны и непредсказуемы.

Эффективное «маслосбивание» это искусство. Ни на минуту не забывайте, что стабильность, успех, защита продуктивности есть путь к гибели. Сомневаетесь и включайте «маслобойку», рушьте все и перемешивайте, вполне возможно, что выйдет неплохое масло. Поддерживайте нестабильность.

12) Закон неэффективности: «Не решайте проблем» 
Экономисты полагают, что грядущая эпоха принесет «суперпродуктивность». Но парадокс в том, что развитие технологии не ведет к существенному росту продуктивности. В индустриальной эпохе рабочие старались делать как можно больше товаров за короткое время, повышая производительность труда. В Сетевой Экономике большую часть физической работы будут делать машины. Людям же надо будет думать не о том, «как лучше выполнить свою работу», а «какая работа более правильная». Понять, какую работу надо делать дальше, станет важнее, чем продолжать хорошо выполнять прежнюю работу. Приоритет открытий и созидания невозможно измерить в шкале производительности.

Соответствующий слоган-девиз  можно сформулировать так: «Не решайте проблемы, ищите новые возможности». Решая проблемы, вы вкладываете силы и время в свои слабости; когда вы ищете возможности, вы инвестируете в сеть. Сетевая экономика использует сильные стороны человеческой натуры, и развивает лучшее, что в нас есть. Уходят в прошлое повторение, копирование, автоматические операции, а изобретательность, оригинальность, творчество резко растут в цене. Наш мозг и воображение пока скованы старыми правилами экономического роста и производительности. Внимательно прислушивайтесь к сети, и вы сможете освободить их. Не решайте проблемы, ищите возможности.

2. НИОКР в сетевой экономике

В НИОКР зарождается основная масса инноваций и особенно востребованы изобретательность, оригинальность и творчество. Законы сетевой экономики находят своё выражение и изменяют НИОКР, на то они и законы. Но некоторые специфические для НИОКР проявления законов можно отметить.

По закону связи  №1 все НИОКР по сходной тематике ведутся как бы одним коллективным разработчиком. Коллективный разум сильнее индивидуального.

По закону экспоненциального роста №3 полезное изобретение или идея  может быстро распространяться от одного разработчика к нескольким другим, давая эффект лавинообразного роста.

По закону переломных точек №4 научная или техническая идея «овладевает массами» после того, как масса становиться критической. Похоже на цепные химические и ядерные реакции, как в урановой или плутониевой бомбе. Урановая бомба взрывается по достижении массы урана в 1 килограмм.

Закон щедрости №7 проявляется в снижении значения изобретательского права. Оформление патента становиться всё более сложным делом, так как нужно проверять на новизну весь массив зарегистрированных изобретений, а их накопилось изрядно. Из-за дороговизны патенты оформляют в основном крупные богатые корпорации, и часто покупают патенты для того, чтобы  положить их «под сукно». Так, автомобильные корпорации скупили множество патентов по электромобилям и развивают плавный переход через гибриды во вред тем, кто ездит, и во вред экологии. Судебное отстаивание прав на изобретения против крупной корпорации под силу лишь очень богатым.

Девиз-слоган можно сформулировать так: «Поделись одной идеей  даром, тогда тысячи идей других участников сети станут твоими». Здесь ещё один парадокс и его обычно излагают так.

« У тебя яблоко, и у  меня яблоко. Поменяемся – всё равно  у меня одно яблоко. У тебя идея, и  у меня идея. Поменяемся – у меня две идеи».

Информация о работе Организация работы наукоемких предприятий в условиях сетевой экономики