Организация аналитической работы и оценки потенциала персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.

Содержание

Введение
1.Организация аналитической работы на предприятии. Основные этапы аналитической работы
2. Оценка рыночных позиций предприятия
3. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
Заключение

Работа содержит 1 файл

организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия.docx

— 34.06 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Сервиса  и Экономики

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: Теория экономического анализа

На тему: Организация  аналитической работы и оценки потенциала персонала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  Убилава Л.М.

                Группа 0605

4 курс

                                                                  Принял: Телеганова Н.Е.  
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение

1.Организация аналитической работы на предприятии. Основные этапы аналитической работы 
2. Оценка рыночных позиций предприятия 
3. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 
Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятия является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния предприятия уделяется много внимания. 
 
Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием. 
 
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. 
 
Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Организация аналитической работы на предприятии. Основные этапы аналитической работы 
Организация аналитической работы на предприятии должна способствовать своевременному выявлению имеющихся на предприятии и в его подразделениях резервов и нахождению путей их реализации. Сложившаяся практика анализа производственной и хозяйственной деятельности на предприятиях промышленности показывает, что он включает следующие этапы. 
 
1. Составление плана аналитической работы: 
 
• определение темы анализа и направлений использования его результатов; 
 
• разработка программы, календарного плана и распределение работы между исполнителями; 
 
• определение источников информации, восполнение ее недостатка; 
 
• разработка макетов, аналитических таблиц, методики их заполнения, способов обработки материалов, формирование результатов анализа. 
 
2. Подготовка материалов для анализа: 
 
• подбор имеющейся информации, создание дополнительных источников; 
 
• проверка достоверности информации; 
 
• аналитическая обработка информации. 
 
3. Предварительные оценки (характеристики): 
 
• выполнение изучаемых показателей за текущий период; 
 
• изменение показателей по сравнению с показателями в предшествующем периоде; 
 
• степени использования ресурсов. 
 
4. Анализ причин динамических изменений и отклонений от базы: 
 
• определения круга взаимодействующих факторов и их группировки; 
 
• раскрытие связей и зависимостей между факторами; 
 
• количественное измерение влияния факторов; 
 
• оценка ущерба от отрицательного влияния факторов; 
 
• выявление неиспользованных резервов. 
 
5. Итоговая оценка и сводный подсчет резервов: 
 
• выводы по результатам анализа, итоговая оценка; 
 
• сводный подсчет резервов и рекомендации по их использованию. 
 
По степени охвата изучаемых явлений и процессов анализ может быть полный (общий) и частичный (локальный). 
 
При полном анализе изучают все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Обычно полный анализ приурочивается к отдельным отчетным периодам (квартал, год). 
 
При частичном анализе изучаются отдельные подразделения предприятия или отдельные стороны деятельности предприятия. По периодичности проведения анализ может быть ежедневным, месячным, квартальным и годовым. 
 
Анализ работы предприятия осуществляется экономическими службами при широком привлечении инженерно-технических работников. На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директоры по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д. 
 
Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). 
 
Примерная схема распределения функций анализа хозяйственной деятельности может быть представлена следующим образом. 
 
Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность работы, повышение качества продукции, внедрение новой техники и технологии, комплексной механизации и автоматизации производства, работу оборудования, расход нематериальных ресурсов, длительность технологического цикла, комплектность выпуска продукции, общий технический и организационный уровень производства. 
 
Отдел главного механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов, полноту использования оборудования и производственных мощностей, рациональность потребления энергоресурсов. 
 
Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины. 
 
Отдел снабжения контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, состояние и сохранность складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и др. 
 
Отдел сбыта изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре, состояние складских запасов и сохранность готовой продукции. 
 
Отдел труда и заработной платы анализирует уровень организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению его уровня, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использования фонда рабочего времени и фонда зарплаты. 
 
Отдел бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия) анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность. 
 
Планово-экономический отдел или отдел экономического анализа осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, разрабатывает мероприятия по итогам анализа. 
 
Периодически анализ экономики предприятия производится вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия. 
 
Вневедомственный анализ хозяйственной деятельности выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например, обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов. Банки и другие инвесторы изучают финансовое положение предприятия, его платежеспособность, кредитоспособность, эффективность использования кредитов и др. 
 
Предприятия могут пользоваться услугами специалистов аудиторских фирм. 
 
На каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться. На практике могут составлять следующие планы: комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы. 
 
Комплексный план составляется на один год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятии поручено руководство аналитической работой в целом. Этот план по содержанию представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определением сроков, субъектов анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание. По результатам анализа разрабатываются предложения, направленные на улучшение результатов хозяйственной деятельности. 
 
Тематические – это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др. Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

2. Оценка рыночных позиций предприятия 
Оценка финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия не может сводиться только к анализу его бухгалтерской отчётности. К сожалению, результаты анализа отчётности не позволяют охарактеризовать будущее состояние и будущие финансовые результаты предприятия. Для того чтобы охарактеризовать возможные успехи предприятия в будущем, необходимо изучить влияние на предприятие и его рыночное окружение внешних и внутренних факторов. 
 
Упомянутые факторы формируют бизнес-среду предприятия, которая фактически определяет его положение на рынке и финансовое благополучие. Поэтому при проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужно обязательно охарактеризовать его бизнес-среду. Участниками внешней среды являются потребители, покупатели, клиенты, поставщики, подрядчики, партнёры по бизнесу, социальное окружение. Для всех этих участников обязательны формальные отношения. К участникам внутренней среды относятся собственники, руководство и трудовой коллектив. Их могут связывать как формальные, так и неформальные отношения. 
 
Всесторонний анализ бизнес-среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходе маркетинговых исследований и процедур. При проведении комплексного анализа рыночной позиции предприятия надо помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, выполняющую несколько функций и состоящую из множества подсистем, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Так, к функциям, выполняемым предприятием, относятся производство, сбыт, снабжение производства сырьём и финансами, обеспечение рабочими местами населения и др. 
 
Основными подсистемами предприятия являются производственная, финансовая, управляющая, информационная, транспортная. Названные функции и подсистемы в разной степени значимы для разных хозяйствующих субъектов. Формирование и условия функционирования различных подсистем хозяйствующей системы (предприятия) также являются предметом изучения при проведении комплексного анализа её финансово-хозяйственной деятельности. 
 
Рассмотрим основные составляющие бизнес-среды предприятия. 
 
Внешней средой предприятия называют рыночную среду, в которой оно действует. Её формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнёры, имеющие общие с предприятием деловые интересы: клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты. Предприятие почти не может повлиять на природу или появление внешних факторов. 
 
На деятельность предприятия значительно влияют конкуренты. Например, в тех случаях, когда какое-то предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания или производимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, приходится соответственно совершенствовать свои технологии и систему контроля качества продукции. 
 
Внешняя среда предприятия заключает в себе множество факторов, важнейшими из которых являются международные, национальные, экономические, демографические и рыночные. В число последних входят психология потребителя, новизна конструкций, технологий и конкурентоспособность продукции, а также формы конкуренции и система маркетинга. 
 
При проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует выделить из перечисленных факторов те, которые оказывают на него максимальное воздействие. При этом задачей анализа является выработка возможных вариантов действий руководства хозяйствующего субъекта – последнее принимает тот или иной вариант с учётом того, какая ситуация, связанная с действием внешних факторов, стала актуальной. 
 
Внутренняя среда предприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе его финансово-хозяйственной деятельности. Внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти крупных групп факторов: факторов конкурентной позиции предприятия при заданной цели его деятельности; факторов формы собственности и организационной структуры управления; ресурсов и их использования; маркетинговых стратегии и тактики, определённых с учётом сегментации рынка, а также результатов прогнозирования будущих величин объёма сбыта товаров и цен на них; финансового менеджмента, учитывающего текущие и будущие величины таких показателей, как структура баланса, платёжеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заёмных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, прибыль и рентабельность. 
 
У каждого предприятия – своя комбинация названных факторов (в соответствии с особенностями производимой продукции, величиной годового объёма производства, а также внешними условиями функционирования предприятия). Отдельные факторы в разной степени значимы для разных предприятий. Внутренние факторы предприятия формируются, прежде всего, его руководством. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. 
 
Особое значение имеет проведение всестороннего анализа внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии: оно позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те работы по преобразованию производства, выполнение которых обеспечит максимальный хозяйственный эффект в отдалённом будущем. 
 
При проведении анализа рыночной позиции предприятия целесообразно составлять SWOT-матрицу, в которой сформулированы рыночно значимые сильные и слабые стороны предприятия, его возможности, экономические угрозы 
 
Анализируя положение предприятия, определяют его сильные и слабые стороны, а путём прогнозирования будущего выявляют возможности продолжения деятельности предприятия и экономические угрозы для него. SWОT-матрица представляет собой наглядный материал для планирования предприятием дальнейшей деятельности по преодолению его недостатков (слабых сторон) и использованию его рыночных преимуществ (сильных сторон) с учётом выявленных возможностей предприятия и угроз для него. 
 
Результаты анализа рыночной позиции предприятия и выявления наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, – это необходимая основа для принятия оптимальных управленческих решений в нелёгкой борьбе за более выгодное положение предприятия на рынке, за стабилизацию его финансового состояния и уверенность работников предприятия в успехе их деятельности в ближайшем будущем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 
Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Рост объемов продукции и улучшение качества в значительной степени зависят от обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами и эффективности их использования. 
 
Взаимосвязь между показателями можно отразить в формуле: 
V = МЗ * Мо или V = МЗ * (1 / Ме) 
где: V – объем продукции; МЗ – сумма материальных затрат; Мо – материалоотдача продукции; Me – материалоемкость продукции. 
 
Своевременное поступление и эффективное использование материальных ресурсов обеспечивает бесперебойную, ритмичную работу, выполнение бизнес-плана и увеличение прибыли. Необоснованный излишек может приводить к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что ухудшает финансовое состояние. Особенностью российской хозяйственной практики является то, что многие хозяйствующие субъекты создают запасы в виде высоколиквидных средств (бензин, спирт, т. п.). Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен иметь оптимальный запас материальных ресурсов по количеству, качеству, ассортименту. Исходя из технологического процесса и других особенностей производства, сами определяют норму расхода, норму запасов, выявляют ненужные материалы с точки зрения ассортимента выпуска, определяют меры по их реализации. 
 
Анализ обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами начинают с сопоставления планируемой потребности в материалах с учетом запасов их на начало года, остатков на конец, потребности на ремонт с данными о фактическом поступлении материалов на склад предприятия. 
 
Большинство промышленных предприятий имеет широкий ассортимент потребляемых материалов, поэтому анализ обеспеченности материалами осуществляется по важнейшим видам, которые определяют ее выпуск. 
 
Вначале дается оценка качества плана МТС (материально-технического снабжения). Проверку реальности планов начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу роста потребности в материальных ресурсах. 
 
Полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия является условием бесперебойной работы. 
 
Источники покрытия делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним источникам относят материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами, либо ресурсы на оптовых базах. К внутренним источникам покрытия потребности относят использование вторичного сырья, сокращение отходов сырья, собственное изготовление полуфабрикатов (упаковок, заготовок, литье), экономия при хранении, транспортировке. 
 
При определении реальной потребности в завозе материалов со стороны необходимо рассчитать общую потребность в определенном виде материалов (Qобщ.мр), которая формируется как сумма потребности в материальных ресурсах на программу выпуска (Qпв.мр), откорректированная на изменение остатков материалов на начало (Qнг.мр) и конец (Qкг.мр) года, плюс потребность в материальных ресурсах на капитальный ремонт (Qкр.мр) и других вспомогательных служб (Qвц.мр): 
Qобщ.мр = Qпв.мр + Qнг.мр – + Qкг.мр + Qкр.мр + Qвц.мр 
Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны равна разнице между общей потребностью и суммой собственных внутренних источников покрытия. 
 
В процессе анализа проверяется обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическим выполнением поставки материальных ресурсов. 
 
На основании данных бизнес-плана и оперативно-технической отчетности отделов снабжения составляется аналитическая таблица, которая позволяет оценить обеспеченность потребности в материальных ресурсах договорами и фактическим их выполнением. 
 
Объектом анализа является комплексность снабжения, т.е. соблюдение определенных соотношений между важнейшими видами материальных ресурсов. Нарушение комплексности снабжения, как правило, приводит к нарушению сроков изготовления, нарушению ассортимента и возможному снижению объема выпуска. Большое значение в анализе уделяется выполнению задания по срокам поставки материалов, которые определяют ритмичность выпуска. Нарушение сроков поставки материалов ведет к нарушению ассортимента, снижению объема выпуска. 
 
Бесперебойная работа хозяйствующего субъекта невозможна без создания оптимальной величины запасов на осуществление программы выпуска. В процессе анализа определяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным размерам. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материальных ресурсов в натуральной форме и среднесуточном их расходе определяют фактическую их обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной величиной. 
 
На многих хозяйствующих субъектах устанавливается норматив производственных запасов в материальных ресурсах не только в днях, но и в абсолютном выражении. 
 
В условиях рыночной экономики товарный ассортимент постоянно меняется, отражая состояние потребностей на данный момент времени. Вследствие чего у хозяйствующих субъектов могут возникнуть излишки запасов сырья, материалов или выявлены ненужные материалы. Излишки и невостребованные материалы, исходя из товарного ассортимента, определяют по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Те виды материалов, которые оказались невостребованными в течение года и более, относят в группу неходовых (ненужных). Определяют общую стоимость и меры по их реализации. 
 
Большое влияние на объем выпуска оказывает качество потребляемых материальных ресурсов. Изменение качества определяет выход продукции. Снижение качества потребляемых материальных ресурсов ведет к поломкам оборудования, нарушению норм расхода материала, увеличению себестоимости, снижению качества готовой продукции. Поэтому при анализе обеспеченности материальных ресурсов следует проверить качество поступивших в отчетном периоде материалов, выяснить причины поступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры были приняты отделом снабжения для получения материалов надлежащего качества. Анализ качества осуществляется выборочной проверкой, по результатам проверки составляют акты приемки материалов, не соответствующих предъявленным требованиям, что является основой для предъявления санкций и претензий к поставщикам. 

Заключение 
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. 
 
Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности.  
 
Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности, усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно-правовых форм функционирования. 
 
В результате инструментарий современного финансового анализа расширяется за счет новых приемов и способов, позволяющих учитывать эти явления. 
 
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. 
 
В целях рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансового состояния предприятия. 
 
Это связано с тем, что предприятия приобретают самостоятельность, несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами.
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2т./ Пер. с англ. Под ред. А.Г. Слуцкого. - СПб.: Экономическая школа, 2006.- Т.2.- 592с.

2. Старовойтов  М.К., Фомин П.А. Практический инструментарий  организации управления промышленным  предприятием. Монография. - М.: Высшая  школа, 2006. - 194с.

3. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный  потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 2008. - 240с.

4. Трыкалов С.П. Моделирование производственных процессов в условиях рыночных отношений. - СПб.: Альфа, 2005. - 514с.

5. Човушян Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. - М.: ИИЦ « РАССИАНА», 2005.-291с.

6. Никитина Н.Ш.  Математическая статистика для  экономистов. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 170с.

7. Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении. - М.: Дело, 2005. - 520с.

Информация о работе Организация аналитической работы и оценки потенциала персонала