Организационная структура ОАО "Иркутскэнерго"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является проведение анализа одной из службы по управлению персоналом, для определения ее соответствия целям, стратегиям и масштабу компании. Для ее реализации необходимо определить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты проведения организационного анализа, его сущность, типы, принципы построения;
Провести анализ организационной структуры отдела по управлению персоналом ОАО «Иркутскэнерго», выявить существующие недостатки, недочеты;
На основе проведенного анализа разработать рекомендации по совершенствованию работы отдела и устранению выявленных недостатков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Понятие организационной структуры управления (ОСУ) 5
1.2 Типы орг. структур 6
1.3 Принципы построения ОСУ 9
1.4 Анализ и диагностика организационных структур 10
1.5 Организационная структура службы кадров 13
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» 17
2.1 Анализ организационной структуры предприятия 17
2.2 Анализ и совершенствование организационной структуры отдела по управлению персоналом 20
ГЛАВА III ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕННОМУ АНАЛИЗУ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

   Байкальский государственный университет экономики  и права

   Кафедра «Экономики предприятия и предпринимательской  деятельности » 
 
 
 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА 

   дисциплина: Организация производства 
 

   на  тему: «Организационная структура ОАО «Иркутскэнерго» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
 

   Иркутск,  2008 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

 

   Изучение  организационной структуры, по моему  мнению, является очень актуальным вопросом в условиях современной российской экономики. Так как в  настоящее время невозможно формировать успешно развивающуюся экономику без грамотно составленной, отвечающей всем требованиям, организационной структуры каждого отдельного предприятия.

   Разделение  функций управления выдвигает новые требования к организационным структурам предприятий, повышается значимость систем управленческого учета и внутреннего контроля, финансово-экономического анализа. Многие предприятия испытывают так называемые «болезни роста», когда казавшиеся прежде совершенными и надежными организационные структуры и системы учета, замкнутые на основателя и собственника бизнеса, становятся тормозом для дальнейшего развития. Для многих становится очевидной необходимость разделения исполнительских и контрольных функций, которые особенно в малом и среднем бизнесе зачастую объединяли в целях экономии.

   Не  секрет, что в современных условиях успех деятельности фирмы зависит  от политики и стратегии управления персоналом. Работа с людьми имеет  стратегическое значение во всех звеньях организационной структуры, следовательно – это центральная проблема организационного развития любой фирмы. В настоящее время, по прошествии уже 15 лет становления рыночных отношений, в нашей стране появился определенный уровень стабильности, связанный с удовлетворением  большего объема потребностей населения и определением конечных собственников крупных предприятий и бизнесов.

   Таким образом, служба кадров на предприятии  играет или должна играть ключевое, важное значение. А как известно, организационные аспекты (организационная структура, функциональные взаимосвязи, документационное обеспечение…) оказывают на ее деятельность очень большое влияние.  Поэтому выбранная мною тема представляется мне наиболее актуальной.

   Целью написания данной курсовой работы является проведение анализа одной из службы по управлению персоналом, для определения ее соответствия целям, стратегиям и масштабу компании. Для ее реализации необходимо определить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты проведения организационного анализа, его сущность, типы, принципы построения;
  2. Провести анализ организационной структуры отдела по управлению персоналом ОАО «Иркутскэнерго», выявить существующие недостатки, недочеты;
  3. На основе проведенного анализа  разработать рекомендации по совершенствованию работы отдела и устранению выявленных недостатков.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие организационной структуры управления (ОСУ)

 

   Организационная структура – понятие абстрактное. Фактически ее нельзя увидеть. Но тем  не менее, положение дел в организации  определяется, может быть в первую очередь, наличием и степенью рациональности орг.структуры.

   Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации; это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.

   Звено управления – это самостоятельная  часть орг.структуры на опр. уровне, состоящая из аппарата управления и  производственных подразделений.

   Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

   Основными элементами орг.структуры управления (ОСУ) являются:

  • цели и стратегии системы;
  • иерархические звенья управления, уровни принятия решений и ответственности;
  • горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность – менеджеры и руководители, управленческие работники;
  • субъекты внешних связей (конкуренты, потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, государственные органы, социальные организации);
  • связи – информация, коммуникации, отношения.

   Целевое назначение орг.структуры – обеспечить устойчивое развитие социально –  экономической системы посредством  формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. Орг. структура становится более эффективной при ее высокой адаптивности к изменяющейся внешней среде.

1.2 Типы орг. структур

 

   В настоящее время различают несколько основных типов организационных структур:

  • линейные;
  • функциональные;
  • линейно – функциональные;
  • дивизиональные;
  • адаптивные.

   Рассмотрим  каждую из них более подробно.

   1.Линейная  структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю.

   На  этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т. е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким – либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

   Линейная  структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

   2. Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения или функциональные исполнители. Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении им отдельных видов деятельности.

   3. Линейно – функциональная структура  позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб – подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятия в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб. Такой тип структуры используется в большинстве предприятий.

   4. Дивизиональная (отделенческая) структура управления складывается в тех организациях в которых в силу определенных обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделенные большими правами в осуществлении своей деятельности структурные подразделения - отделения, т.е. где идет разделение организации на элементы и блоки по видам товаров и услуг, группой покупателей или географическим регионам. Данная структура широко используется в условиях многопродуктивного производства, а также в построении государственного аппарата и общественных организаций. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально – продуктовая структура управления) и самостоятельные отделения полностью отвечаю за хозяйственные результаты на опр. региональных рынках (дивизионально – региональная структура управления). Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно – хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления. Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально – продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.

   4. Адаптивные структуры управления  характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализации и участия работников в принятии решений , широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется не рутинная технология и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Данный подход позволяет организации лучше взаимодействовать с окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. является более гибко, более приспособлены к появлению новой наукоемкой технологии. Характеризуются индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур – проектные и матричные.

   Проектная структура – это временные  органы управления, созданные для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

     В матричной структуре члены  проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Они варьируются от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до «штабных» полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

1.3 Принципы построения ОСУ

 

   Как уже было сказано выше, под орг.структурой, сформированной в результате проектирования, понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений, обособившихся в процессе разделения труда.

   Подразделения представляют собой официальные  группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций. Они различаются статусом, численностью, величиной располагаемых материальных и финансовых ресурсов.

   Процесс формирования подразделений получил  название департаментализацией, идея которой выдвинута классиками менеджмента. Они считали, что орг.структуру нужно строить снизу вверх в соответствии с целью, типом деятельности, ее субъектом, объектом, особенностями, местом ее осуществления.

   К современным принципам построения организационных структур относятся:

     количественный, являющийся исторически первым. Он характерен для организаций, выполняющих простые виды деятельности, и предполагает, что подразделения создаются исходя из оптимального числа людей, необходимых для решения поставленной задачи, а также возможности ими должным образом управлять;

     временной принцип применяется  там, где по технологическим  или экономическим причинам целесообразна  посменная (на непрерывных производствах)  или так называемая вахтовая  работа (буровые бригады, экипажи,  отработавшие положенный срок вдали от места постоянной дислокации, регулярно заменяются новыми);

     технологический принцип предполагает, что в основу создания подразделений  кладется производственный процесс  или его относительно самостоятельная  часть. Так возникают цехи, а  в их рамках отдельные участки;

Информация о работе Организационная структура ОАО "Иркутскэнерго"