Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, аттестационная работа
Airbus S.A.S – одна из крупнейших авиастроительных компаний, которая производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты.
Европейские авиастроители прочно закрепили за собой мировое лидерство на рынке средне- и дальнемагистральных лайнеров, оттеснив на второе место своего единственного конкурента – американскую корпорацию Boeing.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СРС
По дисциплине «Стратегическое управление»
На тему «Определение конкурентоспособности компании Airbus S.A.S на мировом рынке авиастроения»
Выполнил:
Студент 5 к.
группы 0503
Ильченко К.Е.
Донецк 2012
Модель 5-ти сил конкуренции М. Портера
Airbus S.A.S – одна из крупнейших авиастроительных компаний, которая производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты.
Заказы и поставки
Европейские авиастроители прочно закрепили за собой мировое лидерство на рынке средне- и дальнемагистральных лайнеров, оттеснив на второе место своего единственного конкурента – американскую корпорацию Boeing.
Долгое время компания Airbus оставалась в тени Boeing. И вот всего лишь десятилетие назад конкурент из Европы вышел на уровень продаж Boeing в некоторых сегментах самолетостроения, а вскоре и превзошел в отдельных направлениях американцев.
Заказы по десятилетиям
Компания/Декада |
2010е |
2000е |
1990е |
|
1993 |
6083 |
2728 |
|
1335 |
5927 |
4086 |
Поставки по десятилетиям
Компания/Декада |
2010е |
2000е |
1990е |
|
1044 |
3810 |
1631 |
|
939 |
3950 |
4511 |
Для фирмы Airbus минувший 2011 год был рекордным – и по числу полученных заказов на новые лайнеры, и по количеству сданных в эксплуатацию машин. Впервые в истории на заводах Airbus во Франции, Германии, Испании и Великобритании было изготовлено 534 самолета. Одновременно число заказов на новые лайнеры составило небывалые 1419 единиц, причем подлинным «хитом продаж» стал оснащенный более экономичными двигателями A320neo. Авиакомпании всего мира заказали его в количестве 1226 единиц.
В результате в портфеле заказов компании Airbus на начало 2012 года насчитывалось 4437 самолетов, суммарная стоимость которых в каталожных ценах составляет 588 миллиардов долларов. Такой портфель заказов обеспечивает полную загрузку производственных мощностей компании Airbus на ближайшие 8 лет.
Boeing поставил заказчикам в 2011 году 477 гражданских самолетов. Американской компанией был получен в 2011 году 921 новый твердый заказ на воздушные суда, однако с учетом аннулирований общий портфель заказов увеличился в истекшем году на 805 самолетов. Это довело общий портфель заказов Boeing к концу года до 3771 самолета.
Заказы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Заказы Airbus на 30 июня
2012 года <http://www.airbus.com/ Поставки
Источник: Поставки Airbus на 30
июня 2012 года <http://www.airbus.com/ |
Модели-конкуренты
Каждая компания в линейке продукции гражданского авиастроения предлагает потребителям широкий выбор моделей: от узкофюзеляжных до «реактивных слонов» (один из вариантов перевода словосочетания Jumbo Jet — неофициального названия «Боинга-747», затем перешедшего и к «Аэробусу А380»).
Основными конкурирующими моделями считаются:
Безопасность
Новые модели обоих производителей показывают сравнимый и достаточно высокий уровень безопасности. Обе компании избегают прямых сравнений при продаже самолётов. И узкофюзеляжные модели (Boeing 737 и Airbus A320), и большие самолёты достаточно безопасны.
Рекорды
Самыми безопасными моделями, по версии американского журнала Business Week, считаются Airbus A330, Airbus A340.
Самым большим пассажирским авиалайнером с 2007 года является Airbus A380. A380 по своему внутреннему объёму на 40 % больше, чем «Боинг-747».
Но самым популярным пассажирским самолётом в мире является Boeing-737. В воздухе в любой момент времени находится около 1250 самолётов этой марки, каждые 5 секунд один 737-й взлетает, и один — садится. «Боинг-747» является также самым узнаваемым самолётом благодаря выступающему «горбу» верхней палубы. Самый длинный беспосадочный перелёт совершил в ноябре 2005 года «Боинг-777-200LR» — он пролетел 21 601 км из Сянгана (Гонконга) в Лондон за 22 часа 42 минуты, с 35 пассажирами на борту.
Диаграмма пассажировместимости/дальности полёта
Диаграмма пассажировместимости (в двухклассной компоновке) и дальности полёта (в морских милях) по всем моделям Airbus и Boeing с 2000 года.
Конкуренция в использовании технологий
В 1970-х годах новообразованная компания Airbus конкурировала с давно известным и хорошо себя зарекомендовавшим гигантом Boeing. Конкуренция была возможна только за счёт предложения заказчикам новых качеств самолётов, которых не было у конкурентов. Для Airbus такими качествами стало широкое использование композиционных материалов и электроники. Airbus A300 имел на тот момент наибольший процент использования композиционных материалов в конструкции. Автоматизация функций бортинженера позволила самолёту стать первым крупным авиалайнером с экипажем, состоящим из двух человек. В 1980-х годах Airbus первые предложил систему управления "fly-by-wire" на коммерческом авиалайнере (Airbus A320).
Это позволило Airbus стать мощным конкурентом Boeing и привело к конкуренции в использовании электроники для улучшения технических характеристик самолётов.
Других конкурентов у Airbus на рынке средне- и дальнемагистральных самолетов нет.
Россия и Китай намерены создать совместное предприятие, которое займется разработкой нового пассажирского дальнемагистрального самолета.
Новый самолет буде разрабатываться на базе Ил– 96, спроектированного еще в конце 1980– х годов. В совместное предприятие, которое создадут «Объединенная авиастроительная корпорация» и китайский концерн Comac, Россия внесет интеллектуальную собственность, а Китай – деньги. Производиться самолеты будут в Китае.
Какова будет цель совместного предприятия? Пошатнуть доминирующее положение Airbus и Boeing на рынке дальнемагистральных лайнеров, разработав конкурента А 330 и Boeing 777. Но, чтобы получить шанс конкурировать с западными самолетами, Ил необходимо подвергнуть глубокой модернизации и привести в соответствие со стандартами современной авиации.
Стоит отметить, что ранее ОАК собиралась строить новый дальнемагистральный самолет собственными силами. Скорее всего, ОАК собиралась заняться дальнемагистральным самолетом после налаживания производства Superjet и МС– 21.
Товаров-заменителей средне- и дальнемагистральных самолетов нет.
Поскольку многие авиакомпании имеют значительную долю участия правительства, закупки самолётов зачастую проводятся с учётом не только коммерческих, но и политических факторов. Boeing и Airbus используют эту тенденцию, размещая заказы на компоненты и узлы в странах, являющихся приоритетными заказчиками, для получения стратегического преимущества.
Так, Boeing имеет давние связи с японскими поставщиками, такими как Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Контракты, заключенные Boeing с этими компаниями, позволяют им участвовать в успешных проектах Boeing. Хорошие отношения Boeing с крупнейшими японскими производителями позволяют компании практически полностью доминировать на японском рынке гражданской авиации.
Airbus не настолько свободен в выборе подрядчиков - компания была образована как консорциум производителей, и большая часть компонентов производится на собственных европейских заводах.
Airbus A320 эксплуатируется 224 операторами. Самолёт смог вторгнуться в сектор бюджетных авиакомпаний, ранее практически полностью принадлежавший модели Boeing 737. Многие крупные авиакомпании, такие как United Airlines и Lufthansa, выбрали его в качестве замены снятому с производства Boeing 727 и устаревающему Boeing 737. Спустя 40 лет у Boeing 747 появился конкурент в виде Airbus A380.
Оценка давления 5-ти сил Портера и рекомендуемые действия:
3 балла по 6-балльной шкале: – нормальная конкурентная борьба, отслеживать ситуацию нужно регулярно, но диктовать условия пока не может никто.