Определение конкурентоспособности компании Airbus S.A.S на мировом рынке авиастроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, аттестационная работа

Описание работы

Airbus S.A.S – одна из крупнейших авиастроительных компаний, которая производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты.
Европейские авиастроители прочно закрепили за собой мировое лидерство на рынке средне- и дальнемагистральных лайнеров, оттеснив на второе место своего единственного конкурента – американскую корпорацию Boeing.

Работа содержит 1 файл

konkurentsia.docx

— 112.66 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

СРС

По дисциплине «Стратегическое управление»

На тему «Определение конкурентоспособности компании  Airbus S.A.S на мировом рынке  авиастроения»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 к. 
группы 0503

Ильченко К.Е.

 

                                                                      Проверила:

                                                                                         К.э.н., доцент

                                                                              Громенкова С.В.

 

 

Донецк 2012

Модель 5-ти сил  конкуренции М. Портера

 

Airbus S.A.S – одна из крупнейших авиастроительных компаний, которая производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты.

  1. Соперничество между продавцами внутри отрасли

Заказы и поставки

Европейские авиастроители прочно закрепили за собой мировое лидерство на рынке средне- и дальнемагистральных лайнеров, оттеснив на второе место своего единственного конкурента – американскую корпорацию Boeing.

Долгое время  компания Airbus оставалась в тени Boeing. И вот всего лишь десятилетие назад конкурент из Европы вышел на уровень продаж Boeing в некоторых сегментах самолетостроения, а вскоре и превзошел в отдельных направлениях американцев.

Заказы по десятилетиям

                      Компания/Декада

 2010е

2000е

1990е

 

Airbus

1993

6083

2728

 

Boeing

1335

5927

4086


Поставки по десятилетиям

                   Компания/Декада

2010е

2000е

1990е

 

Airbus

1044

3810

1631

  

Boeing

939

3950

4511

       

Для фирмы Airbus минувший 2011 год был рекордным – и по числу полученных заказов на новые лайнеры, и по количеству сданных в эксплуатацию машин. Впервые в истории на заводах Airbus во Франции, Германии, Испании и Великобритании было изготовлено 534 самолета. Одновременно число заказов на новые лайнеры составило небывалые 1419 единиц, причем подлинным «хитом продаж» стал оснащенный более экономичными двигателями A320neo. Авиакомпании всего мира заказали его в количестве 1226 единиц.

В результате в портфеле заказов компании Airbus на начало 2012 года насчитывалось 4437 самолетов, суммарная стоимость которых в каталожных ценах составляет 588 миллиардов долларов. Такой портфель заказов обеспечивает полную загрузку производственных мощностей компании Airbus на ближайшие 8 лет.

Boeing поставил заказчикам в 2011 году 477 гражданских самолетов. Американской компанией был получен в 2011 году 921 новый твердый заказ на воздушные суда, однако с учетом аннулирований общий портфель заказов увеличился в истекшем году на 805 самолетов. Это довело общий портфель заказов Boeing к концу года до 3771 самолета.

Заказы

 

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Airbus

421

404

101

136

38

125

106

326

460

556

476

520

Boeing

716

533

273

266

236

125

441

708

543

606

355

588

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Airbus

375

300

284

370

1055

790

1341

777

271

574

1419

230

Boeing

314

251

239

272

1002

1044

1413

662

142

530

805

694


Источник: Заказы Airbus на 30 июня 2012 года <http://www.airbus.com/company/market/orders-deliveries/ 
Заказы Boeing на 17 июля 2012 года <http://active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm>

Поставки

 

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Airbus

105

95

163

157

138

123

124

126

182

229

294

311

Boeing

402

527

606

572

409

312

256

271

375

563

620

491

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Airbus

325

303

305

320

378

434

453

483

498

510

534

279

Boring

527

381

281

285

290

398

441

375

481

462

477

287


Источник: Поставки Airbus на 30 июня 2012 года <http://www.airbus.com/company/market/orders-deliveries/> 
Поставки Boeing на 17 июля 2012 года <http://active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm?content=displaystandardreport.cfm&optReportType=CurYrDelv>


 

Модели-конкуренты

Каждая компания в линейке  продукции гражданского авиастроения предлагает потребителям широкий выбор  моделей: от узкофюзеляжных до «реактивных слонов» (один из вариантов перевода словосочетания Jumbo Jet — неофициального названия «Боинга-747», затем перешедшего и к «Аэробусу А380»).

 Основными конкурирующими моделями считаются:

  • Сверхвместительные Airbus A380 и Boeing 747.
  • Широкофюзеляжные дальнемагистральные Airbus 350XWB (в разработке) и Boeing 777/787.
  • Широкофюзеляжные Airbus 340 и Boeing 777. Не сумев продать ни одного А340 в 2010—2011 годах, в ноябре 2011 года Airbus приняла решение прекратить выпуск этой модели как не выдержавшей конкуренции с Boeing 777.
  • Узкофюзеляжные ближнемагистральные Airbus 320 и Boeing 737.
  • Широкофюзеляжные средне- и дальнемагистральные Airbus 310 и 330 и Boeing 767.

Безопасность

Новые модели обоих производителей показывают сравнимый и достаточно высокий уровень безопасности. Обе  компании избегают прямых сравнений  при продаже самолётов. И узкофюзеляжные модели (Boeing 737 и Airbus A320), и большие самолёты достаточно безопасны.

Рекорды

Самыми безопасными моделями, по версии американского журнала Business Week, считаются Airbus A330, Airbus A340.

Самым большим пассажирским авиалайнером с 2007 года является Airbus A380.  A380 по своему внутреннему объёму на 40 % больше, чем «Боинг-747».

Но самым популярным пассажирским самолётом в мире является Boeing-737. В воздухе в любой момент времени находится около 1250 самолётов этой марки, каждые 5 секунд один 737-й взлетает, и один — садится. «Боинг-747» является также самым узнаваемым самолётом благодаря выступающему «горбу» верхней палубы. Самый длинный беспосадочный перелёт совершил в ноябре 2005 года «Боинг-777-200LR» — он пролетел 21 601 км из Сянгана (Гонконга) в Лондон за 22 часа 42 минуты, с 35 пассажирами на борту.

 

Диаграмма пассажировместимости/дальности полёта

Диаграмма пассажировместимости (в двухклассной компоновке) и дальности полёта (в морских милях) по всем моделям Airbus и Boeing с 2000 года.

Конкуренция в  использовании технологий

В 1970-х годах новообразованная компания Airbus конкурировала с давно известным и хорошо себя зарекомендовавшим гигантом Boeing. Конкуренция была возможна только за счёт предложения заказчикам новых качеств самолётов, которых не было у конкурентов. Для Airbus такими качествами стало широкое использование композиционных материалов и электроники. Airbus A300 имел на тот момент наибольший процент использования композиционных материалов в конструкции. Автоматизация функций бортинженера позволила самолёту стать первым крупным авиалайнером с экипажем, состоящим из двух человек. В 1980-х годах Airbus первые предложил систему управления "fly-by-wire" на коммерческом авиалайнере (Airbus A320).

Это позволило Airbus стать мощным конкурентом Boeing и привело к конкуренции в использовании электроники для улучшения технических характеристик самолётов.

Других конкурентов  у Airbus на рынке средне- и дальнемагистральных самолетов нет.

 

  1. Проникновение на рынок новых конкурентов

Россия и Китай намерены создать совместное предприятие, которое займется разработкой нового пассажирского дальнемагистрального самолета.

Новый самолет буде разрабатываться на базе Ил– 96, спроектированного еще в конце 1980– х годов. В совместное предприятие, которое создадут «Объединенная авиастроительная корпорация» и китайский концерн Comac, Россия внесет интеллектуальную собственность, а Китай – деньги. Производиться самолеты будут в Китае.

Какова будет  цель совместного  предприятия? Пошатнуть доминирующее положение Airbus и Boeing на рынке дальнемагистральных лайнеров, разработав конкурента А 330 и Boeing 777. Но, чтобы получить шанс конкурировать с западными самолетами, Ил необходимо подвергнуть глубокой модернизации и привести в соответствие со стандартами современной авиации.

Стоит отметить, что ранее  ОАК собиралась строить новый дальнемагистральный самолет собственными силами. Скорее всего, ОАК собиралась заняться дальнемагистральным самолетом после налаживания производства Superjet и МС– 21.

 

  1. Влияние товаров-заменителей на конкуренцию

Товаров-заменителей средне- и дальнемагистральных самолетов нет.

 

  1. Конкурентное давление со стороны компаний-поставщиков

Поскольку многие авиакомпании имеют значительную долю участия  правительства, закупки самолётов  зачастую проводятся с учётом не только коммерческих, но и политических факторов. Boeing и Airbus используют эту тенденцию, размещая заказы на компоненты и узлы в странах, являющихся приоритетными заказчиками, для получения стратегического преимущества.

Так, Boeing имеет давние связи с японскими поставщиками, такими как Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Контракты, заключенные Boeing с этими компаниями, позволяют им участвовать в успешных проектах Boeing. Хорошие отношения Boeing с крупнейшими японскими производителями позволяют компании практически полностью доминировать на японском рынке гражданской авиации.

Airbus не настолько свободен в выборе подрядчиков - компания была образована как консорциум производителей, и большая часть компонентов производится на собственных европейских заводах.

 

  1. Конкурентное давление со стороны компаний-потребителей

Airbus A320 эксплуатируется 224 операторами. Самолёт смог вторгнуться в сектор бюджетных авиакомпаний, ранее практически полностью принадлежавший модели Boeing 737. Многие крупные авиакомпании, такие как United Airlines и Lufthansa, выбрали его в качестве замены снятому с производства Boeing 727 и устаревающему Boeing 737. Спустя 40 лет у Boeing 747 появился конкурент в виде Airbus A380.

 

Оценка давления 5-ти сил Портера и рекомендуемые  действия:

3 балла  по 6-балльной шкале: – нормальная конкурентная борьба, отслеживать ситуацию нужно регулярно, но диктовать условия пока не может никто.


Информация о работе Определение конкурентоспособности компании Airbus S.A.S на мировом рынке авиастроения