Оперативно-производственное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

1. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2. ВИДЫ И СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА
4. ОПЕРАТИВНОЕ ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Работа содержит 1 файл

Тема 15 ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

    Диспетчеризация (от англ. dispatch - быстро выполнять) – это процесс непрерывного контроля за ходом производственного процесса и оперативное регулирование взаимодействия всех его звеньев с целью обеспечения их согласованной работы для выполнения плановых заданий и программ достижения наивысших экономических результатов. Диспетчирование, являясь неотъемлемой частью и завершающим элементом оперативно-производственного планирования, направлено на обеспечение непрерывности, ритмичности и экономичности производственного процесса, бесперебойной работы всех функциональных служб и подразделений организации.

    Основными принципами производственного диспетчирования являются: централизация, плановость, оперативность, результативность.

    Централизация означает сосредоточение диспетчерской деятельности в производственно-диспетчерском отделе как в едином центре, создание иерархической структуры диспетчирование, в которой распоряжения главного или сменного диспетчера организации являются обязательными для всех начальников цехов и отделов, мастеров производственных участков и работников цеховых служб.

    Плановость  диспетчирования выражается в систематическом принятии решений на основе месячных и сменно-суточных плановых заданий, в обеспечении выполнения сроков запуска-выпуска партии изделий, постоянном поддержании заданного ритма производственного процесса с целью своевременного и качественного выполнения принятых заказов.

    Оперативность характеризует способность диспетчерской службы на основе глубокой и конкретной информации, высокой осведомленности о состоянии дел в любом производственном звене быстро и систематически осуществлять координацию производственного процесса, непрерывно контролировать выполнение планов-графиков выпуска продукции, незамедлительно принимать решения по устранению возникших диспропорций и отклонений в выполнении плановых заданий, умело действовать в изменяющихся условиях хозяйствования.

    Результативность  заключается в обеспечении диспетчерской службой своевременного выполнения плановых заданий, установленных для всех функциональных цехов, производственных участков и рабочих мест, на основе систематического контроля и учета обеспеченности производства необходимыми материальными ресурсами, технологической оснасткой и оборудованием, соблюдения бесперебойного и ритмичного производственного процесса и процесса труда.

    Для осуществления диспетчерской деятельности в составе производственно-диспетчерского отдела организации создается диспетчерская служба, основными задачами которой являются:

    •   осуществление систематического оперативного контроля за ходом выполнения плановых заданий всех подразделений организации;

    •   оперативное регулирование производственного  процесса, своевременная разработка мер по восстановлению и выполнению плановых пропорций и ритма работы производственных цехов, участков и рабочих мест;

    •   обеспечение руководства и контроль за оперативной подготовкой и выполнением плановых, сменных и суточных графиков производства, взаимная увязка отдельных звеньев производственного процесса;

    •   оперативное распределение и  контроль за использованием материальных и энергетических ресурсов, транспортных средств, учет работы машин, оборудования и других видов приспособлений;

    •   предотвращение нерациональных простоев машин и оборудования, потерь рабочего времени, обеспечение своевременного выполнения заказов в соответствии с заключенными договорами и др.

    Конкретное  содержание диспетчирования, как и  других технико-экономических процессов, выражается в его функциях, обоснованных масштабом, характером и типом производства.

    Функции диспетчирования

    В условиях массового производства основными функциями производственного диспетчирования являются наблюдение и контроль за соблюдением регламента работы поточных линий, установленного ритма работы, состоянием заделов на всех стадиях производственного процесса. Диспетчерская служба в массовом производстве производит регулирование и корректировку срока выпуска готовых изделий, узлов, деталей или полуфабрикатов относительно часовых, сменных и суточных заданий.

    При серийном производстве в содержание работы диспетчерской службы входит координация и поддержка установленных планов запуска-выпуска партии изделий, узлов, деталей в соответствии с календарными периодами времени, проверка состояния складских заделов и степени комплексной обеспеченности работ.

    Функциями производственного диспетчирования  в единичном производстве является контроль и обеспечение выполнения сроков подготовки и выпуска продукции по отдельным заказам в соответствии с цикловыми планами-графиками, координация движения заказов (изделий, узлов, деталей) по основным этапам производственного процесса.

    Следовательно, в самом обобщенном виде основными  функциями диспетчерской службы при всех типах производства является контроль и регулирование выпуска планируемого объема продукции, комплексное обеспечение производственного  процесса  материально-техническими  и другими ресурсами.

    Организация работы диспетчерской  службы

    Состав  и организационная структура  диспетчерской службы зависит от многих факторов и конкретных условий производства, масштабов деятельности организации, количества и видов цехов, характера и особенностей выпускаемой продукции и т.п.

    В соответствии с двумя аспектами  составления оперативно-производственного  плана - календарного планирования и диспетчирования в организации создается производственно-диспетчерский отдел, который состоит из бюро календарного планирования и бюро диспетчерского регулирования.

    Производственно-диспетчерский  отдел на основе производственной программы организации разрабатывает производственные планы цехам, определяет сроки и контролирует ход выполнения установленных заданий. В функции этого отдела входит обеспечение производства всем необходимым, организация непрерывного и ритмичного выпуска продукции, осуществление учета диспетчерского контроля и регулирование производственного процесса.

    Календарное планирование и производственное диспетчирование на уровне цеха производит планово-диспетчерское бюро, которое через группу планирования и группу диспетчирования разрабатывает календарно-плановые нормативы, устанавливает участкам месячные, декадные и суточные задания, обеспечивает их материалами, систематически контролирует ход производства, ведет учет и составляет отчетность выполнения плана.

    Непосредственное  руководство диспетчерской службой  организации осуществляет начальник производственно-диспетчерского отдела, который, как правило, возглавляет диспетчерскую службу и является главным диспетчером организации.

    Оперативный контроль и регулирование производственного  процесса осуществляются ведущими инженерами, сменными диспетчерами и операторами отдела, которые круглосуточно осуществляют текущий контроль за выполнением номенклатурного плана цехами и участками, состоянием межцеховых и внутрицеховых передач и заказов производства, производят ежемесячный учет сдачи цехами и участками по графику деталей, сборочных единиц и изделий. Диспетчерская служба разрабатывает систему организационно-технических мероприятий по профилактике возможных перебоев в производственном процессе, их своевременному устранению, обеспечению ритмичности и равномерности выпуска продукции в календарный период.

    Во  всех звеньях производства диспетчерская  работа строится на основании типовых положений и должностных инструкций, регламентирующих деятельность работников диспетчерских служб и определяющих требования к квалификации и полномочия персонала по оперативному контролю и координации производственного процесса.

    Эффективность работы диспетчерской службы во многом зависит от ее технической оснащенности, наличия современной аппаратуры, приборов и электронных систем. Наиболее распространенными средствами технической оснащенности диспетчерской службы являются: диспетчерский коммуникатор, факсы, телетайпы, радиотелефоны, телефоны сотовой связи, пейджеры, различные счетные и регистрирующие приборы автоматического учета и контроля за ходом производственного процесса.

    Важнейшим направлением совершенствования оперативного диспетчирования производства в каждой организации является использование современной вычислительной техники и компьютерных технологий, основанных на персональных компьютерах и новом поколении автоматизированных систем управления производством - корпоративных информационных системах.

Информация о работе Оперативно-производственное планирование