Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Содержание

Введение.
1. Олигополия как современная рыночная структура.
1.1. Теория олигополистического ценообразования.
1.2. Модели поведения фирм в условиях олигополии.
1.3 Реклама при олигополии.
2. Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ
2.1. Роль ФАС (Федеральной антимонопольной политики) в регулировании структуры рынка нефтепродуктов РФ
Заключение.
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

КУрсовая статистика.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

       

     Цены  на ДТЛ в Уфе  руб./т  

     

     Цены  на ДТЛ в Москве руб./т

     Рис. 1 Сравнительная доходность при поставках  дизельного топлива на внутренний рынок  и на экспорт (по данным агентства Argus) [21]

 

     Рис. 2 Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76 в разрезе основных НПЗ в 3 квартале 2008 – 1 квартале 2009 гг. 

     ФАС России считает, что наблюдаемая  картина ценообразования в отрасли  свидетельствует о наличии серьезных  структурных искажений и считает  необходимым в кратчайшие сроки реализовать в виде конкретных мероприятий предложения, одобренные 26 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации:

  • увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах;
  • обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);
  • разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями;
  • сформировать перечень показателей состояния рынков и информации о деятельности нефтяных компаний, в том числе планы и фактический выпуск нефтепродуктов, наличие свободных мощностей по переработке нефти и хранению нефтепродуктов и определить порядок ее опубликования;
  • утвердить методологию расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти, а также рекомендовать их для использования в долгосрочных договорах;
  • создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки;
  • определить порядок недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья;
  • исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.

     То, что нефтяной промышленности уделяется  большое внимание подтверждает и  тот факт, что был создан 12 октября 2009 года при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) был создан Экспертный совет по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет был образован в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений, направленных на развитие конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов, а также смежных рынках, включая транспортировку указанных товаров. Совет будет сформирован из представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов, научных организаций, представителей союзов и общественных объединений и независимых экспертов. Отметим, что сейчас при ФАС России на постоянной основе собираются 22 экспертных совета по различным отраслям, в которых принимают участие представители крупнейших игроков рынка. Решения советов носят рекомендательных характер, но по сложившейся практике выводы участников могут быть использованы ФАС России для осуществления своих функций в сфере антимонопольного регулирования и нормотворчества.

     Таким образом, сделаем ряд выводов  по третьей главе:

  • регулированием ситуации на товарных рынках, поддержанием конкурентной среды в России занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  • ФАС постоянно ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов, вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов;
  • основным методом борьбы, как мы видим, является система наложения штрафов с оборота;
  • к основным направлениям совершенствования регулирования можно отнести: налогового законодательства, повышения гибкости таможенно-тарифного регулирования, повышения прозрачности деятельности основных участников рынка, содействия развитию независимого сектора по всем сегментам рынка нефти и нефтепродуктообеспечения.

 

Информация о работе Олигополия на примере рынка нефтепродуктов РФ