Цены
на ДТЛ в Уфе
руб./т
Цены
на ДТЛ в Москве
руб./т
Рис.
1 Сравнительная доходность при поставках
дизельного топлива на внутренний рынок
и на экспорт (по данным агентства Argus)
[21]
Рис.
2 Динамика отгрузочных цен на бензин Аи-76
в разрезе основных НПЗ в 3 квартале 2008
– 1 квартале 2009 гг.
ФАС
России считает, что наблюдаемая
картина ценообразования в отрасли
свидетельствует о наличии серьезных
структурных искажений и считает
необходимым в кратчайшие сроки реализовать
в виде конкретных мероприятий предложения,
одобренные 26 февраля 2009 года Правительством
Российской Федерации в рамках Программы
развития конкуренции в Российской Федерации:
- увеличить
объемы реализации нефтепродуктов на
открытых торгах;
- обеспечить
свободный и равный доступ всех участников
рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже
произведенных ВИНК нефтепродуктов на
всех сегментах рынка (НПЗ-опт-розница);
- разделение
видов деятельности ВИНК между различными
юридическими лицами в рамках одного холдинга
для вовлечения в оборот на основе конкурентных
отношений между поставщиками и покупателями;
- сформировать
перечень показателей состояния рынков
и информации о деятельности нефтяных
компаний, в том числе планы и фактический
выпуск нефтепродуктов, наличие свободных
мощностей по переработке нефти и хранению
нефтепродуктов и определить порядок
ее опубликования;
- утвердить
методологию расчета внутренних индексов
цен на нефтепродукты и процедур их использования
федеральными органами исполнительной
власти, а также рекомендовать их для использования
в долгосрочных договорах;
- создать условия
для развития независимых от ВИНК компаний
в добыче и переработке нефти, в том числе
за счет стимулирования развития независимой
от ВИНК переработки;
- определить
порядок недискриминационного доступа
к транспортной инфраструктуре в целях
вовлечения в разработку дополнительных
объемов запасов сырья;
- исключить
избыточные административные барьеры
при проведении работ по разведке, добыче,
хранению и транспортировке нефти, при
получении разрешений и выделении участков
под строительство автозаправочных станций.
То,
что нефтяной промышленности уделяется
большое внимание подтверждает и
тот факт, что был создан 12 октября
2009 года при Федеральной антимонопольной
службе (ФАС России) был создан Экспертный
совет по развитию конкуренции на рынках
нефти и нефтепродуктов. Экспертный совет
был образован в целях рассмотрения вопросов
и подготовки предложений, направленных
на развитие конкуренции на рынках нефти
и нефтепродуктов, а также смежных рынках,
включая транспортировку указанных товаров.
Совет будет сформирован из представителей
федеральных и региональных органов исполнительной
власти, участников рынков нефти и нефтепродуктов,
научных организаций, представителей
союзов и общественных объединений и независимых
экспертов. Отметим, что сейчас при ФАС
России на постоянной основе собираются
22 экспертных совета по различным отраслям,
в которых принимают участие представители
крупнейших игроков рынка. Решения советов
носят рекомендательных характер, но по
сложившейся практике выводы участников
могут быть использованы ФАС России для
осуществления своих функций в сфере антимонопольного
регулирования и нормотворчества.
Таким
образом, сделаем ряд выводов
по третьей главе:
- регулированием
ситуации на товарных рынках, поддержанием
конкурентной среды в России занимается
Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
- ФАС постоянно
ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов,
вынужденно вмешивается в процессы ценообразования
на монополизированных оптовых и розничных
рынках нефтепродуктов;
- основным
методом борьбы, как мы видим, является
система наложения штрафов с оборота;
- к основным
направлениям совершенствования регулирования
можно отнести: налогового законодательства,
повышения гибкости таможенно-тарифного
регулирования, повышения прозрачности
деятельности основных участников рынка,
содействия развитию независимого сектора
по всем сегментам рынка нефти и нефтепродуктообеспечения.