Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

Содержание

Введение *

1. Понятие о конкурентоспособности предприятия *

2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия *

3. Оценка конкурентоспособности предприятия *

Заключение *

Список используемой литературы *

Работа содержит 1 файл

оц2.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

    Для товаров потребительского назначения это:

    1) коммерческие условия: возможности  предприятия предоставлять покупателям  потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретённого у предприятия товара, использовавшего свой экономический ресурс; возможности заключения товарообменных (бартерных) сделок;

    2) организация сбытовой сети: расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах предприятия или у его торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами “паблик рилейшнз”;

    3) организация технического обслуживания  продукции: объём предоставляемых  услуг, сроки гарантийного ремонта,  стоимость послегарантийного обслуживания  и другие;

    4) представление о фирме со стороны потребителей, её авторитете и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте её продукции, сервисе; воздействие товарного знака предприятия на привлечение внимания покупателей к её продукции; выяснение мнения покупателей путём опросов;

  1. воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

    Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где  и как товары потребляются.

    Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путём предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставление экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и другое. [3]

    Конкурентоспособность товара - понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками, так и с условиями продажи сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

    При оценке конкурентоспособности экспортируемых отечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточность технической и экономической информации, так как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.

    Подход  к оценке товара о позиции производителя  традиционен и выражает, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

    По  своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения  прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции, максимизацию прибыли, снижение издержек производства важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.

    К основным факторам этой оценки относят:

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

    Искусство конкуренции сегодня в большей  мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто  без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.

    В рамках коммерческой деятельности для  любого самостоятельного предприятия  или фирмы ключевыми моментами  успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового  положения на рынке; наличие передовой  технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

    Выпуская  конкурентоспособные товары, производитель  обеспечивает для себя прочное место  на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используется наряду с ценовыми методами и неценовыми.

    На  основе выявления рыночных изменений  конъюнктуры анализируемого товара производится отбор тех групп  товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей.

    Далее изучаются прогнозы появления новых  товаров-конкурентов. При этом выделяются те новинки, вероятность продажи  которых очевидна и которые вызовут  жесткое соперничество между  конкурентами. После этого формируются  технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен выпуск нового товара.

    В конечном итоге выбор варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в области технологии, материального обеспечения. Правильно выбранный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь и получить итоги по анализу этого широкого спектра товаров позволяет сформулировать программу целенаправленного изменения в производственной финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для уменьшения ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

    Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

  • добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществлять на этой основе прорыв на рынке;
  • отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
  • осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

    Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

    Чем обширнее параметрические ряды и  ассортиментные наборы, тем выше вероятность  того, что покупатель найдет для  себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

    Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое больше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня прочие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

    Однако  создание нового товара - процесс чрезвычайно  сложный, так как помимо конструкторско-технологических  решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете, о  создании такой товарной массы, которая  полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выходы на рынок, непременные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

    При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременное  решение не о запуске нового, а  о модификации товара. Решение  о модификации товара принимается  в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

    Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечением их постоянной готовности к высокоэффективной эксплуатации, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервиса является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

    Сегодня среди составляющих конкурентоспособности  товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские  свойства (функциональность, дизайн) и  уровень сервиса, под которым понимается не только возможности ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.

    Рассмотрим  понятие конкурентоспособности  с позиции качества.

    Это очень важный критерий, характеризующий  возможности фирмы существовать в рыночных условиях.

    Понятие конкуренции (как и понятие качества) весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, олигополистическая, монополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная и т.п.). В общем случае под конкуренцией понимают: элемент рыночного механизма или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыль, получение заказа, или механизм регулирования пропорций общественного производства.

    Нас интересует сейчас конкурентоспособность  товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

    Оценка  конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качества.

    Характеристики  качества продукции не интересующие потребителя (например, технологичность  изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.

    Из  сказанного ясно, что в расчете  конкурентоспособности может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии взят принцип получения комплексных характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности и осторожности в такого рода оценках. Из книги рекордов Гиннеса известен следующий случай. Генри Форд организовал опрос большого количества потенциальных покупателей о качественных характеристиках и цене желаемого автомобиля, т.е. была установлена идеальная потребительная модель. Затем по результатам анализа опроса, был спроектирован и изготовлен автомобиль, который, однако, никем не был куплен.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия