Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:41, реферат
Что подразумевается под эффективностью управления? Если этот вопрос задать экономистам, финансистам, маркетологам, производственникам, то получим совершенно разные ответы. Каждый из них видит предприятие по-своему. Их взгляд может быть правильным, но ограниченным, не создающим полноценную картину. Только с высшего звена можно охватить взором все аспекты бизнеса, поэтому рассматривать эффективность управления предприятия лучше всего с генерального менеджмента.
Оценка эффективности управления предприятием в условиях в условиях
модернизации
экономики.
Что подразумевается под эффективностью управления? Если этот вопрос задать экономистам, финансистам, маркетологам, производственникам, то получим совершенно разные ответы. Каждый из них видит предприятие по-своему. Их взгляд может быть правильным, но ограниченным, не создающим полноценную картину. Только с высшего звена можно охватить взором все аспекты бизнеса, поэтому рассматривать эффективность управления предприятия лучше всего с генерального менеджмента.
Изучая
общую эффективность
При верном управление предприятием следует оценивать эффективность менеджмента, необходимо учитывать, кто проводит оценку и как он делает обобщающие выводы.
Невозможно
сложить целостную картину
Эффективность системы привлечения ресурсов.
Эффективность системы использования ресурсов организации.
Эффективность
системы координации бизнес-
Эффективность системы контроля во всех областях деятельности предприятия.
Эффективность системы целеориентации предприятия.
Эффективность системы принятия решений.
Эффективность системы мотивации персонала.
Эффективность
системы делегирования и
Эффективность системы оценки деятельности предприятия.
Эффективность системы прогнозирования.
Эффективность системы обучения персонала.
Помимо
этого, у эффективности управления
предприятием есть два важных измерения
– экономическое и
Именно связь этих управлений является эффективным менеджментом.
Как правило, идут тремя путями:
1. Оставить предприятие на том уровне развития, который позволяет осуществлять привычное директивное управление.
2. Изобрести
свою упрощенную модель
3. Поставить
эффективный менеджмент с
Первый путь приводит к постепенному затуханию и умиранию предприятия, так как если в условиях конкуренции бизнес не развивается, то компания проигрывает в конкурентной борьбе более сильным соперникам. Исключение составляют организации, которые нашли на рынке и заняли свою очень маленькую нишу, не интересную более сильным конкурентам. Если перед предприятием стоит задача по выходу на новый уровень конкуренции, то, значит, необходимо повышать эффективность управления.
Второй путь приводит к разочарованию, так как, чтобы изобрести свою оригинальную систему управления, необходимо глубоко понимать принципы эффективного управления. Если не нарушены основные принципы эффективного менеджмента, то вполне реально создать свою оригинальную систему управления, что на практике доказали многие передовые компании. Но эти компании создавали свои модели менеджмента (кажущиеся, на первый взгляд, несложными для понимания), лишь после того как прошли этап глубокого изучения принципов эффективности.
Третий путь потенциально выигрышный, но лишь в том случае, если собственник бизнеса ответственно подошел к передаче управления. Если ее не провести технологически грамотно, то последствия такой передачи могут быть самыми плачевными, вплоть до полной потери бизнеса.
Эффективность
стратегического управления предприятием
имеет более высокий приоритет
по сравнению с оперативным
Но к цели нужно проложить путь – определенные направления действий организации. Путь к долгосрочной цели состоит из множества переходных этапов. Пошаговое движение от одного этапа к другому планируется с учетом возможностей организации, состояния рынка и влияния конкурентов. Это и есть стратегический план развития. К стратегическим планам и стратегическому планированию в настоящий момент больше негативное отношение, но в то же время большая важность процесса планирования, в течение которого проигрывается множество сценариев возможного развития событий, продумываются и просчитываются ресурсы и возможности, отрабатывается взаимодействие подразделений, тем самым осуществляется качественная подготовка к предстоящим действиям.
Стратегическое планирование необходимо именно потому, что мы не можем ничего предсказать... Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с перспективностью настоящих решений. Решения существуют только в настоящем. Вопрос, который встает перед тем, кто принимает стратегическое решение, состоит не в том, что сделала бы его организация завтра, а в том, что мы должны сделать сегодня, чтобы подготовиться к неизвестному завтра. Питер Друкер.
Если стратегическое планирование рассматривается как процесс обучения организации прогнозированию событий, подготовки к ведению конкурентных боевых действий, а сам план становится стратегическим ориентиром, который должен корректироваться в процессе реализации, то такой подход приносит предприятию большую пользу. В этом случае эффективность управления предприятием значительно повышается.
Когда у предприятия есть стратегическое видение, обозначены стратегические ориентиры, то компанию нужно провести по выбранному пути к желанной цели как можно быстрее с наименьшими затратами. Это уже задачи оперативно-тактического управления.
Когда есть стратегическое видение и стратегический план, то организацию нужно провести по выбранному пути к желанной цели. Для того чтобы силы и ресурсы организации были направлены на решение стратегических задач, необходимо ежедневно и ежечасно правильно управлять ресурсами – человеческими, финансовыми, материальными, временными. Долгосрочные стратегические цели достигаются посредством ежедневных усилий множества рядовых работников. Один большой шаг организации состоит из множества маленьких шагов ее сотрудников. Когда работники шагают слаженно в нужном направлении, это говорит о том, что люди, их организовывающие, – хорошие управленцы и в целом эффективность управления предприятием находится на достаточно высоком уровне.
Об
эффективности управления предприятием
можно судить по тому, как рядовые сотрудники
понимают и воспринимают информацию о
целях и задачах, умеют принимать правильные
решения на своем уровне, действуют адекватно
обстановке, нацелены на решение задач
предприятия; какие возникают конфликтные
ситуации, как они разрешаются; как скоординированы
действия работников и подразделений,
как подкреплены своевременным выделением
ресурсов и так далее.
В таблице приведены некоторые критерии эффективности управления и влияющие на них области управления предприятием:
Критерии эффективности управления | Влияющие области управления предприятием |
Работник правильно понимает свои задачи. | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Постановка целей (ясное толкование); · Разработка и доведение стратегии достижения целей; · Планирование задач; · Постановка задач; · Миссия компании; · Корпоративная культура; · Работник понимает свой вклад в общий результат, в промежуточные результаты. До исполнителей задачи доходят разбитыми на понятные им блоки, в понятной форме. Контроль прохождения и восприятия информации. |
Работник обладает необходимой квалификацией и компетентностью. | · Правильное видение
потребности в кадровых ресурсах;
· Подбор кадров; · Расстановка кадров; · Обучение принципам и методам личной эффективности; · Стимулирование повышения профессионального мастерства; · Обучение. |
Работник мотивирован (его интересы в согласии с интересами организации). | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Адекватная оценка результатов; · Система материального стимулирования (вознаграждение по результатам); · Учет индивидуальных мотиваций; · Своевременное предотвращение деструктивных конфликтов; · Устранение системных конфликтов; · Мотивация карьерного роста; · Планирование карьерного роста. |
У работника есть необходимая энергия для выполнения задач | · Благоприятная
рабочая среда;
· Чувство сопричастности к «правому» делу; · Благоприятный моральный климат; · Состояние позитивного стресса; · Компания предоставляет возможность восстанавливать силы и энергию; · Обучение приемам восстановления, снятия стресса; · Пропаганда и способствование здоровому образу жизни. |
Работник правильно ориентируется в общих правилах и принципах (имеет ощущение общей направленности). | · Миссия компании;
· Корпоративная культура; · Ценности, принципы, правила; · Дисциплинарные правила; · Этические нормы; · Контроль прохождения и восприятия информации. |
Работник своевременно и в полном объеме получает необходимую информацию для выполнения задач. | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Продуманная информационная система; · Стремление к сотрудничеству; · Контроль прохождения и восприятия информации. |
При выполнении задач интересы работника (подразделения) в согласии с интересами других работников (подразделений) | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Система материального стимулирования (вознаграждение по результатам); · Учет индивидуальных мотиваций; · Своевременное предотвращение деструктивных конфликтов; · Устранение системных конфликтов; · Стремление к сотрудничеству. |
Действия работников скоординированы во времени и пространстве. | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Создание центров координации; · Обучение планированию; · Планирование действий; · Контроль результатов; · Анализ; · Корректировка. |
Действия работников подкреплены своевременным выделением ресурсов (финансовых, человеческих, временных). | · Финансовое планирование
и прогнозирование;
· Управление денежными потоками; · Система планирования и распределения нагрузки на персонал; · Правильное распределение ресурсов (бюджетирование); · Оперативное управление бюджетом; · Контроль ресурсов. |
Задачи и проблемы решаются в порядке их приоритетной значимости. | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Понятны критерии принятия решений (миссия, ценности, установки, правила, понимание целей и задач предприятия); · Обучение расстановке приоритетов; · Согласование приоритетов. |
Решения принимаются своевременно и качественно. | · Разработка, описание
бизнес-процессов;
· Владение актуальной информацией для принятия решений (информационная система, стремление к сотрудничеству); · Понятны критерии принятия решений (миссия, ценности, установки, правила, понимание целей и задач предприятия); · Делегирование (центры принятия решений не должны быть перегружены); · Распределение полномочий и ответственности; · Обучение принятию решений. |
Как измерить эффективность управления предприятием?
Если действующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности. Когда предприятие нацелено на развитие, расширение, выход на новые территории, на новые рынки сбыта, где встретится в борьбе с более сильными конкурентами, проблема реорганизации системы управления становится очень актуальной. Поэтому если ставится задача оценить эффективность управления развивающимся предприятием, то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам.
Оценка
эффективности менеджмента
Нет единого непреложного стандарта, по которому любая организация может получить рейтинг эффективности управления своим предприятием. Можно лишь с уверенностью сказать, что управление должно быть настолько эффективным, чтобы предприятие достигало поставленных целей. А цели у каждой организации свои, причем на каждом этапе жизненного цикла предприятия цели и задачи меняются из-за естественного роста бизнеса, а также существенно корректируются целями собственников бизнеса.