Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:16, доклад

Описание работы

Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления.

Работа содержит 1 файл

Обоснование необходимости изменения структуры предприятия.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Обоснование необходимости изменения организационной  структуры предприятия

Предприятие имеет  право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения  необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления.

Но при этом функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для  него средой - рынками сбыта и  ресурсов всех видов.

Таким образом, формирование организационной структуры  происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Каждый руководитель должен понимать, что процесс реструктуризации обязательно затронет организационную структуру предприятий. Более того, моделирование изменения организационной структуры является, по сути дела, начальным шагом процесса реструктуризации.

Предложенный  ниже материал позволяет оценить факторы, влияющие на организационную структуру на любом предприятии, а также выявить необходимость или целесообразность корректировки сложившейся структуры.

1. Изучение совокупности  факторов, влияющих на организационную  структуру предприятия.

  1. Потребители
  2. Другие предприятия
  3. Инвесторы
  4. Наемные работники
  5. Государство

Каждая из данных групп, вступая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мотивами.

Пересечение всех мотивов, прежде всего, отражается на номенклатуре выпускаемой предприятием продукции.

А организационная  структура любого предприятия "подстраивается" под номенклатуру выпускаемой продукции, объем выпуска и пр.

2. Описание продукции,  выпускаемой предприятием

3. Формулирование  существующей стратегии предприятия.

Первым делом  необходимо выяснить, чем руководствуется  предприятие, принимая решение о  выпуске определенной продукции.

Стратегии можно  разделить по мотивам практикующих их предпринимателей:

  • сохранение производительной способности имущества (во введении фигурировала как выживание);
  • социальные факторы предпринимательской деятельности (рост имущества, получение и максимизация дохода в краткосрочном и долгосрочном аспектах, рост социального статуса и т.п.);
  • индивидуальная привязанность к деятельности определенного рода.

4. Определение  мотивации потребителей продукции  Вашего предприятия

  • физиологическое выживание;
  • социальные факторы потребления (традиция, престиж, мода, ажиотаж, максимизация полезности и т.п.);
  • индивидуальные вкусы и предпочтения.

Если потребителями  продукции являются юридические  лица, необходимо изучить их собственные  стратегии. В той мере, в какой  сохраняется производственная ориентация предприятий-потребителей Вашей продукции, сохраняются и их ресурсные потребности.

5. Определение  доминирующий мотив Вашего персонала

  1. Простое воспроизводство его рабочей силы
  2. Социальные факторы занятости, то есть престиж работы
  3. Максимизация дохода на труд и т.п.
  4. Внутренний интерес к работе

6. Определение  доминирующего мотива внешних  инвесторов Вашего предприятия. 
Состояние организационной структуры оказывает воздействие на поведение внешних инвесторов. Особенно большую роль данный фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами, для которых состояние организационной структуры является едва ли не основным залогом успешного осуществления инвестиционных проектов.

Поэтому наиболее типичными вариантами мотивации  здесь могут быть:

  • максимизация дохода в долгосрочном (краткосрочном) аспекте;
  • приобретение контроля над предприятием.

7. Определение  макроэкономических тенденций, оказывающих  влияние на деятельность Вашего  предприятия

В какой степени  благополучие (неблагополучие) Вашего предприятия определяется общеэкономической конъюнктурой и политикой правительства?

Для того, чтобы  правильно прогнозировать воздействие  макроэкономических факторов на функционирование предприятий необходимо оценить:

  • режим налогообложения;
  • правовой режим;
  • кредитно-денежную политику;
  • уровень инфляции и неплатежей;
  • условия внешнеэкономической деятельности.

8. Определение  положения предприятия на рынках сбыта и ресурсов

Данный фактор, в свою очередь, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние предприятия, а следовательно, помогает посредством  гибкого изменения организационной  структуры сглаживать неблагоприятные  последствия изменения рыночной ситуации и использовать благоприятное стечение обстоятельств. 
Обычно оценка рыночных позиций предприятия происходит по следующим параметрам:

  • степень дифференциации рынка сбыта по группам товаров и потребителей (степень качественной однородности продукции и массы ее покупателей);
  • устойчивость рынка (жизненный цикл продукции- время от выхода на рынок до снятия с производства и продажи) 
    и степень коммерческого риска (вероятности потери капитала в результате непредвиденных изменений);
  • емкость (сколько товаров может быть продано на рынке в течение определенного периода);
  • сила конкуренции со стороны других продавцов товара и продавцов товаров-заменителей (аналогов);
  • степень экономической зависимости от поставщиков (есть ли альтернативные каналы снабжения);
  • степень экономической зависимости от потребителей (есть ли альтернативные каналы сбыта).

В свете всего  сказанного выше одной из основных задач функционирования предприятия  является возможность влиять на изменения  спроса. Гибкая оргструктура является одним из важнейших средств, посредством которых можно оказывать влияние на этот фактор.

9. Формулировка  основных принципов политики  предприятия по отношению к  спросу (потребителям)

Можете ли Вы влиять на рынок сбыта посредством  своей ценовой политики, или Вы вынуждены ориентироваться на ту конъюнктуру, которая там складывается независимо от Вас?

10. Формулировка  основных принципов кадровой  политики Вашего предприятия

К сожалению, вплоть до настоящего момента в большинстве  регионов кадровая политика администрации  предприятий отрицательно влияла на процесс формирования их организационной структуры. Попытки сохранения коллектива любыми путями и отказ от необходимых в сложившихся условиях хозяйствования сокращений персонала приводил к необоснованному утяжелению организационной структуры на предприятиях, что, естественно, не давало им возможности функционировать оптимальным образом.

11. Оценка направления  структурных изменений, произошедших  на предприятии, за последние три-пять лет. 

Как изменение  сбытовой политики в результате действия рыночных факторов сказалось на структуре производимой предприятием продукции? Изменилось ли и как использование материальных ресурсов после падения загрузки производства? 
В пользу, каких товаров (видов деятельности) изменилась структура производства (хозяйственной деятельности Вашего предприятия)?

12. Характеристика  применяемой на предприятии технологии 
? Получает ли Ваше предприятие экономию на масштабах производства (растет ли прибыль на единицу продукции при увеличении объемов производства и сбыта)

? Позволяет ли  технология перейти с выпуска одного вида продукции на выпуск другого, с какими затратами и в какие сроки?

Производство  и технологию обычно оценивают по следующим параметрам:

  1. уровень специализации оборудования
  2. тип движения предметов труда
  3. характер производственных функций работников и способ их согласования

13. Характеристика  стиля управления на предприятии

14. Оценка состояния капитала  и инвестиционную привлекательность  Вашего предприятия

Безусловно, организационная  структура находится в прямой зависимости от финансового состояния предприятия. Можно привести множество случаев, когда планы создания оптимальной организационной структуры не были реализованы на предприятиях именно по причине отсутствия необходимого объема средств. Однако, как уже отмечалось ранее, здесь нельзя забывать и об обратной связи, то есть, нет денег - нет оптимальной организационной структуры; в то же время нет оптимальной организационной структуры - нет инвестиций.

15. Оценка возможных перспектив  дальнейшего существования Вашего  предприятия в рамках сложившейся стратегии. 
Достаточно ли жизнеспособна, с Вашей точки зрения, та организационная структура, которую использовало до сих пор Ваше предприятие?

Если нет, то в каком  направлении она может быть усовершенствована? Каковы основные проблемы, возникающие в связи с этим?


Информация о работе Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия