Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:16, доклад
Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления.
Обоснование
необходимости изменения
Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления.
Но при этом функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов.
Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Каждый руководитель должен понимать, что процесс реструктуризации обязательно затронет организационную структуру предприятий. Более того, моделирование изменения организационной структуры является, по сути дела, начальным шагом процесса реструктуризации.
Предложенный ниже материал позволяет оценить факторы, влияющие на организационную структуру на любом предприятии, а также выявить необходимость или целесообразность корректировки сложившейся структуры.
1. Изучение совокупности факторов, влияющих на организационную структуру предприятия.
Каждая из данных групп, вступая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мотивами.
Пересечение всех мотивов, прежде всего, отражается на номенклатуре выпускаемой предприятием продукции.
А организационная структура любого предприятия "подстраивается" под номенклатуру выпускаемой продукции, объем выпуска и пр.
2. Описание продукции, выпускаемой предприятием
3. Формулирование
существующей стратегии
Первым делом необходимо выяснить, чем руководствуется предприятие, принимая решение о выпуске определенной продукции.
Стратегии можно разделить по мотивам практикующих их предпринимателей:
4. Определение
мотивации потребителей
Если потребителями продукции являются юридические лица, необходимо изучить их собственные стратегии. В той мере, в какой сохраняется производственная ориентация предприятий-потребителей Вашей продукции, сохраняются и их ресурсные потребности.
5. Определение
доминирующий мотив Вашего
6. Определение
доминирующего мотива внешних
инвесторов Вашего предприятия.
Состояние организационной структуры
оказывает воздействие на поведение внешних
инвесторов. Особенно большую роль данный
фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами,
для которых состояние организационной
структуры является едва ли не основным
залогом успешного осуществления инвестиционных
проектов.
Поэтому наиболее типичными вариантами мотивации здесь могут быть:
7. Определение
макроэкономических тенденций,
В какой степени благополучие (неблагополучие) Вашего предприятия определяется общеэкономической конъюнктурой и политикой правительства?
Для того, чтобы правильно прогнозировать воздействие макроэкономических факторов на функционирование предприятий необходимо оценить:
8. Определение положения предприятия на рынках сбыта и ресурсов
Данный фактор,
в свою очередь, позволяет прогнозировать
ожидаемое состояние
Обычно оценка рыночных позиций предприятия
происходит по следующим параметрам:
В свете всего сказанного выше одной из основных задач функционирования предприятия является возможность влиять на изменения спроса. Гибкая оргструктура является одним из важнейших средств, посредством которых можно оказывать влияние на этот фактор.
9. Формулировка основных принципов политики предприятия по отношению к спросу (потребителям)
Можете ли Вы влиять на рынок сбыта посредством своей ценовой политики, или Вы вынуждены ориентироваться на ту конъюнктуру, которая там складывается независимо от Вас?
10. Формулировка основных принципов кадровой политики Вашего предприятия
К сожалению, вплоть до настоящего момента в большинстве регионов кадровая политика администрации предприятий отрицательно влияла на процесс формирования их организационной структуры. Попытки сохранения коллектива любыми путями и отказ от необходимых в сложившихся условиях хозяйствования сокращений персонала приводил к необоснованному утяжелению организационной структуры на предприятиях, что, естественно, не давало им возможности функционировать оптимальным образом.
11. Оценка направления
структурных изменений,
Как изменение
сбытовой политики в результате действия
рыночных факторов сказалось на структуре производимой
предприятием продукции? Изменилось ли
и как использование материальных ресурсов
после падения загрузки производства?
В пользу, каких товаров (видов деятельности)
изменилась структура производства (хозяйственной
деятельности Вашего предприятия)?
12. Характеристика
применяемой на предприятии технологии
? Получает ли Ваше предприятие экономию
на масштабах производства (растет ли
прибыль на единицу продукции при увеличении
объемов производства и сбыта)
? Позволяет ли технология перейти с выпуска одного вида продукции на выпуск другого, с какими затратами и в какие сроки?
Производство и технологию обычно оценивают по следующим параметрам:
13. Характеристика
стиля управления на
14. Оценка состояния капитала
и инвестиционную
Безусловно, организационная структура находится в прямой зависимости от финансового состояния предприятия. Можно привести множество случаев, когда планы создания оптимальной организационной структуры не были реализованы на предприятиях именно по причине отсутствия необходимого объема средств. Однако, как уже отмечалось ранее, здесь нельзя забывать и об обратной связи, то есть, нет денег - нет оптимальной организационной структуры; в то же время нет оптимальной организационной структуры - нет инвестиций.
15. Оценка возможных перспектив
дальнейшего существования
Достаточно ли жизнеспособна, с Вашей
точки зрения, та организационная структура,
которую использовало до сих пор Ваше
предприятие?
Если нет, то в каком направлении она может быть усовершенствована? Каковы основные проблемы, возникающие в связи с этим?
Информация о работе Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия