Оборотные средства. Их состав, источники формирования

Автор: Юлия Унгурян, 01 Сентября 2010 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Для осуществления собственной производственно-хозяйственной деятельности предприятие должно располагать соответствующими производственными фондами. По характеру своего участия в процессе производства они подразделяются на основные и оборотные производственные фонды. В основе такого деления лежат различия в движении стоимости средств труда и предметов труда. Основные фонды, как правило, многократно участвуют в производственном процессе и переносят стоимость на готовый продукт по частям, а оборотные - принимают участие только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь изготавливаемый продукт. Переходя из сферы производства в сферу обращения, производственные фонды приобретают форму фондов обращения. Часть ресурсов выходит за пределы непосредственно производственной сферы, составляя фонды обращения, но в то же время продолжая оставаться обязательным элементом совокупной системы, обеспечивающей кругооборот ресурсов предприятия. Для создания соответствующих активов той или иной части производственных фондов предприятие на стадии собственного становления инвестирует (направляет) часть ресурсов в виде основных и оборотных средств. В качестве основных критериев отнесения средств предприятия к основным или оборотным выступает продолжительность их участия в общем обороте средств предприятия.

Содержание

Введение 3
Определение и структура оборотных средств 4
Анализ оборотных средств 4
Собственные оборотные средства 5
Анализ структуры оборотных средств 5
Сущность оборотных средств и их роль в финансировании
затрат на производство и реализацию продукции 5
Функции оборотных средств 7
Методы определения потребности в оборотных средствах 9
Аналитический метод 13
Коэффициентный метод 13
Метод прямого счета 14
Источники формирования оборотных средств и
[+-+-+]
финансирования их прироста 19
Собственные источники 19
Устойчивые пассивы, как собственные источники 19
Кредиторская задолженность – источник формирования 22
Оборотный капитал 26
Управление оборотными средствами 27
Заключение 33
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая оборотные средства.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      Банк  выдает краткосрочные ссуды, заключив с предприятием кредитный договор. Выдача кредитов увязывается с финансовым состоянием предприятия, его платежеспособностью. Прежде чем выдать кредит, банк проводит определенную аналитическую работу, принимая во внимание размер и срок испрашиваемой ссуды, результаты хозяйственной деятельности предприятия, имеющееся обеспечение ссуды. В настоящее время коммерческие банки кредитуют предприятия под залог имущества или при условии страхования риска непогашения кредита. Краткосрочный кредит выдается на срок до одного года, но из-за сильных инфляционных процессов фактические сроки предоставлении кредита гораздо меньше.

      Другие  кредиторы предоставляют средства предприятию взаймы под оговоренный процент на срок менее года с оформлением векселя или иного долгового обязательства.

      Коммерческий  кредит также оформляется векселем. Это кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем  позже в оговоренные с поставщиком сроки. Процент за пользование банковским и коммерческим кредитом включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Также из прибыли уплачивается процент по просроченным ссудам банка и поставщиков. Процент по ссудам других кредиторов уплачивается только из чистой прибыли предприятия.

      В компетенции банка находится  решение вопроса о выдаче кредита на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств. Процент по таким ссудам предприятие выплачивает из чистой прибыли.

      В условиях развития инфляционных процессов  и высоких процентных ставок за пользование  краткосрочными ссудами значение собственных источников формирования оборотных средств усиливается. В настоящее время предприятие использует краткосрочные банковские ссуды в том случае, когда кредитуемая операция приносит доход, превышающий расходы по уплате процентов за пользование ссудой. Предоставление средств взаймы другими кредиторами и коммерческий кредит пока не получили значительного распространения.

      В современных условиях хозяйствования многие предприятия испытывают недостаток собственных оборотных средств, что обусловлено не только недостатками в их работе, но и объективными причинами: изменением масштаба цен, инфляцией, спадом производства. Этому способствует и существующий порядок уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль внесением в бюджет авансовых платежей. Нельзя утверждать, что такое положение сложилось только за последние годы. И до перехода к рыночным отношениям почти половина предприятий заканчивала хозяйственный год с недостатком собственных оборотных средств, к чему приводило жесткое изъятие у них прибыли.

      Поскольку своевременное пополнение оборотных  средств необходимо для нормального  денежного оборота между товаропроизводителями, Правительство в период кризиса  неплатежей в 1992 г. предприняло ряд  мер по поддержке государственных  предприятий и предприятий, в уставном капитале которых преобладала государственная собственность. Было выделено и распределено 150 млрд. руб. в счет специальной кредитной линии в виде целевого государственного кредита на срок до двух лет. Источник кредита — средства внебюджетного фонда Министерства финансов РФ. Проценты за пользование кредитом устанавливались по специальной шкале, с плавающей процентной ставкой в зависимости от роста цен на продукцию (работы, услуги) данного предприятия. При повышении учетной ставки Центрального банка РФ увеличивалась и ставка оплаты за пользование кредитом.

      Принятые  меры не решили проблемы, рост взаимных долгов предприятий продолжается, практически  не внедрен вексельный механизм учета  долгов, предприятия по-прежнему испытывают недостаток оборотных средств.  
 
 

      3.4. Оборотный капитал

      В бухучете этот термин не имеет фиксированного значения, но обычно он обозначает чистые текущие активы, т. е. текущие активы (денежные средства, задолженности по векселям к получению, рыночные ценные бумаги и др. активы ликвидного характера, дебиторы по расчетам и товарно-материальные запасы) за вычетом краткосрочных обязательств (векселей и счетов к оплате, а также др. краткосрочной кредиторской задолженности и накопленных краткосрочных обязательств).

      Это превышение также называют свободным  О.к. или избыточной ликвидностью, отражающей превышение ликвидных активов над краткосрочными обязательствами, а следовательно, и возможности фирмы выполнить принятые обязательства в соответствующие сроки в последующем году. Однако более информативно эти возможности отражаются отношением текущих активов к краткосрочным обязательствам по сравнению с самим значением чистых текущих активов.

      Например, если текущие активы составляют 1 млн дол., а краткосрочные обязательства равны 500 тыс. дол., а в друом случае соответственно 1,5 млн дол. и 1 млн дол., то чистые текущие активы совпадают, а отношения текущей ликвидности составляют 2:1 в первом случае и 1,5:1 во втором.

      С точки зрения текущих операций, доступным  для предприятия О.к. называют валовые  текущие активы, включающие валовые денежные средства и такие денежные документы, как рыночные ценные бумаги и дебиторская задолженность, а также текущие активы в виде запасов сырья и готовой продукции, которые совершают кругооборот при проведении операций.

      Однако, с точки зрения анализа кредитоспособности, чистые текущие активы являются более показательными по отношению к тем чистым средствам, которые могут использоваться для деловых операций.

      О.к. полезен для определения возможностей фирмы финансировать текущие  операции и погашать при наступлении  сроков долговые обязательства. Для успешного и эффективного функционирования предприятия необходим соответствующий О.к.

      Ликвидность является критическим условием для  выживания и успеха. Краткосрочные  кредиты обычно получают через коммерческий кредит, но если не удается получить скидку, эта процедура может быть дорогостоящей. 

        3.5.Управление оборотными средствами предприятия

      Обеспеченность  оборотными средствами для многих предприятий  Украины - одна из самых острых проблем. Хотя в современных условиях объем  производства тесно привязан к спросу на продукцию, многие предприятия продолжают осуществлять планирование по нормативам исходя из полной загрузки мощностей и по этому же критерию оценивать запасы. Это приводит к нерациональному расходованию оборотных средств и их потере. Рассмотрим ту часть улучшения финансового состояния предприятий, которая относится к управлению оборотными средствами.

      К оборотным средствам (ОС) относятся  запасы (сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров), дебиторская задолженность, выданные авансы, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Эффективность использования ОС характеризуется их структурой (долей финансирования за счет собственных средств и распределением в производственном цикле) и оборачиваемостью.

      Величина  собственных ОС представляет собой  разницу между общей суммой ОС и краткосрочными обязательствами (кредиты и займы, кредиторская задолженность, авансы полученные и пр.) и является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия.

      Структура ОС показывает пропорции распределения  ресурсов между отдельными элементами. Ее анализ позволяет определить, какие  именно статьи являются наиболее специфичными для данного предприятия.

      Оборачиваемость ОС характеризуется коэффициентом  оборачиваемости (Коб). Он рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине ОС за период. Для анализа обычно пользуются периодом оборота в днях (число дней в периоде, деленное на Коб). График динамики этого показателя в общем по предприятию и по отдельным элементам является основой для разработки концепции будущей оптимизации использования ОС. Например, если период оборота дебиторской задолженности велик, то следует больше внимания уделить работе с клиентами, переводу контрактов полностью или частично на предоплату, повышению платежной дисциплины.

      Показателем комплексной оценки эффективности  использования ОС служит их рентабельность. Она рассчитывается как отношение  рентабельности продаж к средней  величине оборотных средств за период. Снижение рентабельности говорит о неправильности использования ОС и необходимости их перераспределения.

      Часто под рациональным управлением ОС понимают только их уменьшение. Однако это не так – их недостаток может  иметь столь же негативные последствия, как и избыток. Со слишком большой величиной ОС связаны проблемы дополнительных расходов на хранение излишков запасов, порчу и физическое устаревание запасов из-за длительного срока хранения, уменьшение реальной стоимости активов из-за инфляции, риск неплатежеспособности дебиторов. Нехватка ОС может вызвать сбои в снабжении, а как следствие - увеличение производственного цикла и рост затрат, снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов готовой продукции, дополнительные расходы на финансирование. Поэтому управление ОС предполагает не только снижение их величины, но и оптимизацию исходя из потребности предприятия.

      Оборот  ресурсов предприятия разделяют  на производственный и финансовый циклы. Производственный начинается с момента  поступления материалов на склад  и заканчивается в момент отгрузки покупателю товаров, изготовленных из них. Финансовый – от оплаты поставщикам до получения денег от покупателя.

      Правильное  управление запасами позволяет уменьшить  производственный цикл, а следовательно, увеличить оборачиваемость средств, вкладываемых в запасы и расходы, связанные с ними, обеспечивая при этом бесперебойный цикл производства. Одним из способов оптимизации является применение метода ранжирования по значимости. Суть его в том, что по каждому виду продукции все сырье и материалы подразделяются на три категории с присвоением каждой из них соответствующего индекса - "А", "В" и "С".

      Категория "А" - это запасы, являющиеся наиболее важными для обеспечения производства вследствие их малой доступности  или высокой стоимости. Они постоянно контролируются и при их закупке обязательно определяется оптимальный размер заказа.

      Категория "В" состоит из тех видов  ТМЦ, которые менее важны для  предприятия. Они проверяются и  оцениваются примерно один раз в  месяц. Для них также возможно применение расчета оптимального заказа.

      Категория "С" включает малоценные запасы, закупаемые большими партиями.

      Модель  оптимального размера заказа, используемая для расчета запасов при их закупке, получила довольно широкое  применение из-за математической простоты и довольно точных результатов расчетов. С ее помощью определяется объем заказа (Q) и частота выполнения заказов (Т) за планируемый промежуток времени посредством баланса между затратами, связанными с выполнением одного заказа (О), и затратами на хранение единицы запасов (С). Размер заказа должен увеличиваться до тех пор, пока снижение затрат на него перевешивает увеличение затрат на хранение.

      Здесь следует сделать следующие допущения:

      период  между поставками считается постоянным;

      средний объем запасов на складе в каждый момент принимается равным половине (Q/2), и соответственно издержки на хранение между двумя поставками равны произведению затрат на хранение единицы материала на средний объем запасов;

      стоимость заказа считается постоянной величиной  и определяется умножением затрат на один заказ (обычно это расходы на подготовку документации, командировочные расходы, оплата труда снабженцев и т.д.), на их количество за отчетный период (Т = S/Q), где S - это потребность в материалах или готовой продукции).

      Оптимальный размер заказа определяется по формуле:     

            Q = V 2хSхО/С

      В данной методике не учтены затраты  на транспортировку, поэтому при  ее использовании следует сопоставлять получаемую экономию с затратами  на доставку с учетом особенностей предприятия и предусматривать мероприятия для их снижения.

      Описанный метод применим и для управления запасами готовой продукции. С его  помощью на основе анализа запросов потребителей можно определить наиболее рациональный график поступления продукции  на склад, размер страхового запаса с учетом затрат на хранение.

      В условиях инфляции важную роль в экономии ОС играет правильный выбор метода списания сырья и материалов на производство. В частности, метод ЛИФО (списание по цене последнего приобретения) позволяет  устранить инфляционное занижение расчетной себестоимости продукции и тем самым избежать преждевременной уплаты части налога на прибыль. Однако переход на этот метод имеет смысл, если существует определенный "запас" рентабельности (иначе могут возникнуть убытки), покупка сырья и материалов производится регулярно (не реже 1 раза в месяц), а уровень инфляции выше нормы рентабельности.

Информация о работе Оборотные средства. Их состав, источники формирования