Область допустимых конфигураций рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:50, доклад

Описание работы

Саттон исходит из принципиальной невозможности определения однозначной зависимости между уровнем концентрации (конкуренции) в отрасли и величиной отраслевой прибыли фирм применительно к сложным рынкам современной экономики. Нет необходимости в том, чтобы, как думали структуралисты и последующие эмпирические исследователи рыночных структур, искать прямую или обратную зависимость этих двух величин (или каких-либо других величин, характеризующих параметры рынков). Рынки динамичны по своей природе. Поэтому единственное, что может сделать исследователь, это указать на границы допустимых рыночных исходов. Можно выделить лишь верхнюю и нижнюю границы, в рамках которых результаты взаимодействия фирм будут стабильными (рис 4.1).

Работа содержит 1 файл

Концепция границ.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

В конце ХХ в. начинает развиваться еще один интересный подход к анализу конкуренции  и конкурентных взаимодействий на отраслевых рынках. Эта концепция, получившая название «концепция границ» (bounds approach), связана с исследованиями Лондонской школы экономики и, в частности, с работами Дж. Саттона1.

Саттон исходит из принципиальной невозможности определения однозначной зависимости между уровнем концентрации (конкуренции) в отрасли и величиной отраслевой прибыли фирм применительно к сложным рынкам современной экономики. Нет необходимости в том, чтобы, как думали структуралисты и последующие эмпирические исследователи рыночных структур, искать прямую или обратную зависимость этих двух величин (или каких-либо других величин, характеризующих параметры рынков). Рынки динамичны по своей природе. Поэтому единственное, что может сделать исследователь, это указать на границы допустимых рыночных исходов. Можно выделить лишь верхнюю и нижнюю границы, в рамках которых результаты взаимодействия фирм будут стабильными (рис 4.1).

Уровень концентрации

 Область  допустимых конфигураций рынка



 

Если исследователь  обнаруживает на каком-либо реальном рынке  состояние дел, находящееся за пределами  этих границ (для каждого рынка, разумеется, своих), это свидетельствует только о том, что данный рынок не является стабильным, и в ближайшем будущем следует ждать изменения его конфигурации в виде слияний, поглощений или, наоборот, разделений и выделений фирм- продавцов.

Особая роль в определении  стабильных рыночных конфигураций отводится, согласно Саттону, необратимым издержкам. Таковыми считаются издержки, которые вынуждена нести фирма, собирающаяся войти в отрасль, и которые не несут фирмы, уже действующие в отрасли. Необратимые издержки — это издержки входа, которые невозможно возместить в случае последующего выхода фирмы из отрасли.

Саттон выделяет два  типа необратимых издержек — экзогенные и эндогенные. В качестве экзогенных берутся издержки лицензирования деятельности фирмы, а также издержки, связанные с выходом производства на минимально эффективный уровень. К эндогенным издержкам относятся расходы на рекламу (и прочие методы стимулирования сбыта) и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Динамика рынка трактуется Саттоном как двухстадийная игра. На первом этапе фирмы решают вопрос, стоит ли входить в отрасль. На втором этапе между фирмами, решившими войти в отрасль, развязывается конкуренция.

Отрасли, где необратимые  издержки имеют преимущественно  экзогенную природу, демонстрируют  традиционную рыночную динамику. Если размер рынка невелик в соотношении с величиной экзогенных издержек, на таком рынке будет действовать относительно небольшое число фирм. Уровень концентрации будет уменьшаться с ростом размера рынка или с уменьшением величины необратимых издержек. Это — результат, на который указывает неоклассическая теория конкуренции.

С другой стороны, при  одинаковых размерах рынка и величин  необратимых издержек уровень концентрации будет возрастать с ростом степени  жесткости конкуренции между фирмами. Чем менее жесткой является ценовая конкуренция, тем выше получаемая фирмами прибыль, и тем большее число фирм может войти на рынок. Это — результат, который демонстрирует стратегическая теория игр. Таким образом, теория экзогенных необратимых издержек соединяет в себе черты и традиционной теории конкуренции, и теории стратегических взаимодействий. Основной вывод данной теории таков: наличие необратимых издержек экзогенной природы порождает фрагментарную структуру рынка. Если необратимые издержки имеют эндогенную природу, то ситуация на рынке в долгосрочном периоде отличается от того результата, которые предсказывают и неоклассическая теория, и теория игр. Возьмем, к примеру, расходы на рекламу, величину которых фирмы до определенного уровня выбирают сами. Чем больше расходы на рекламу (чем больше рекламируется товар), тем при прочих равных условиях выше спрос на товар (выше готовность потенциальных потребителей платить за него). Если потенциальный рынок товара достаточно велик, фирме сравнительно легко возместить затраченные на рекламу средства за счет увеличения цены товара, поэтому фирма будет наращивать рекламные расходы.

С какого-то момента в  действие вступит механизм эскалации  расходов — величина затрат на рекламу перестанет быть делом свободного выбора фирмы, а станет необходимым элементом ее выживания. Большие рекламные расходы могут себе позволить только достаточно крупные фирмы, а таких на рынке будет немного. Фирма, собираясь войти на рынок, вынуждена будет затратить на рекламу даже больше, чем фирмы-старожилы. Понятно, что трудно ожидать полного возмещения подобных расходов в будущем, как бы хорошо ни шли дела на рынке. Следовательно, при вступлении в силу механизма эскалации только небольшое число фирм сможет выжить — уровень концентрации на таком рынке будет достаточно высок.

Если же рынок невелик (или практически не реагирует  на методы стимулирования сбыта, как, например, рынок промышленного оборудования), расходы на рекламу будут небольшими и достаточно легко могут быть осуществлены практически всеми участниками рынка. Любая фирма, намереваясь войти на рынок, сможет позволить себе подобные необременительные расходы на рекламу. На рынке будет функционировать довольно значительное число сравнительно небольших фирм. Рыночная структура примет вид фрагментарный (конкурентный) характер.

Итак, с ростом размера  рынка, согласно традиционной точке  зрения и теории экзогенных необратимых  издержек, уровень концентрации будет уменьшаться вплоть до нуля (рынка совершенной конкуренции). Теория эндогенных необратимых издержек говорит, что подобного результата ждать не приходится. Уровень концентрации повышается и стабилизируется на некоем высоком уровне на всем протяжении существования данного рынка.

 

 

Список литературы:

    1. Розанова Н.М. «Экономика отраслевых стран»

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ  НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВПО ДОНСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Отраслевой и мировой экономики

Дисциплина: Экономика  отраслевых рынков

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: Концепция  границ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Данилова И.

Студентка 2 курса 1Б группы

Экономического  факультета

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

п. Персиановский – 2012


Информация о работе Область допустимых конфигураций рынка