Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:02, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение теоретической основы
нормирования оборотных средств, анализ нормирования оборотных средств
производства пресс-форм и штампов ОАО «АВТОВАЗ», а также разработка
рекомендаций по совершенствованию этого нормирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
Изучить понятие, состав и структуру оборотных средств;
Изучить сущность и методы нормирования оборотных средств;
Введение................................................................................................................. 4
1. Теоретические основы нормирования оборотных средств
1.1. Понятие, состав и структура оборотных средств..................................7
1.2. Сущность и методы нормирования оборотных средств.....................16
1.3. Система показателей нормирования оборотных средств...................20
2. Анализ нормирования оборотных средств ППШ ОАО «АВТОВАЗ»
2.1. Краткая характеристика ППШ ОАО «АВТОВАЗ».............................24
2.2 Анализ оборачиваемости оборотных средств ППШ ОАО «АВТОВАЗ».................................................................................................. 28
2.3 Анализ нормирования оборотных средств ППШ ОАО
«АВТОВАЗ».................................................................................................. 48
3. Рекомендации по совершенствованию нормирования оборотных
средств ..............................................................................................................56
Заключение.............................................................................................................65
Список использованной литературы...................................................................68
Приложения...........................................................................................................72
Открытое
акционерное общество «АВТОВАЗ»
создано по решению
Государственного комитета Российской
Федерации по управлению
государственным имуществом № 1-Р от 05
января 1993 года в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
«Об организационных мерах по
преобразованию государственных предприятий,
добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества» от 1 июля 1992 года
№721.
«АВТОВАЗ»
занимается производством автомобилей,
запасных
частей, продукции станкостроения, инструмента,
в том числе режущего,
товаров народного потребления и оказание
услуг населению. [11]
Производство
пресс-форм и штампов (ППШ) было образовано
16
октября 1999 г. Производство входит в состав
дирекции по техническому
развитию ОАО «АВТОВАЗ». Задачей ППШ является
обеспечение
структурных подразделений ОАО «АВТОВАЗ»,
заводов-смежников и
привлеченных предприятий качественной
технологической оснасткой под
задачи подготовки производства новых
и модернизированных автомобилей, а
также под задачи действующего производства.
ППШ
является крупнейшим в России производителем
технологической оснастки. Основными
видами продукции ППШ являются:
1. Крупные штампы;
Конструкторские
службы по проектированию крупных, средних,
мелких штампов и пресс-форм используют
проектирование на основании
математических моделей деталей. Это позволяет
повысить качество работы,
сократить сроки создания оснастки, сократить
объемы доработки в процессе
наладки потока штампов у потребителя
и снизить затраты.
В
технологических службах ППШ
разрабатываются процессы для
механической обработки основных формообразующих
поверхностей
штампов и пресс-форм с последующей обработкой
на станках. Именно
технологи с помощью современных компьютерных
технологий
разрабатывают и внедряют современные
методы контроля, калибры,
инструмент. Измерительная техника, новейшие
технологии, например,
фотохимгравирование, обработка ультразвуком
чистовых поверхностей,
лазерная обработка сложных по конфигурации
деталей, изготовление пенно-
полистироловых моделей на робототехнических
комплексах позволяют
выпускать штампы и пресс-формы по математическим
моделям без
отклонений от чертежа.
Идеи,
заложенные конструкторами и технологами,
обретают
предметный образ в модельном цехе. Здесь
из эпоксидных смол,
композитных материалов пенно-полистерола
изготавливаются литьевые,
копировальные мастер-модели, калибры
и различная оснастка для
производства штампов и пресс-форм с использованием
робототехнических
комплексов.
Цех
крупных штампов - самый крупный
в производстве. Ежегодно он
выпускает около 200 штампов для изготовления
кузовных деталей
автомобилей - капота, дверей, крышки багажника
и т.д. Цикл создания этой сложнейшей оснастки
- порядка полутора лет даже с использованием
новейших технологий проектирования и
моделирования.
В
производстве пресс-форм и штампов
так поставлена работа, что
создание штампа заканчивается изготовлением
готовой детали, точно
соответствующей чертежу. Это позволяет
сократить период наладочных
работ в прессовом производстве - главном
и единственном потребителе
крупных штампов - и, естественно, повышает
качество уже выпускаемых и
тем более готовящихся к производству
моделей автомобилей.
В
ППШ структурно сформированы 2 цеха по
изготовлению средних
штампов, выпускающих за год порядка 500
единиц технологической
оснастки для прессового производства
ОАО «АВТОВАЗ», а также сторонних
организаций-поставщиков кузовных деталей.
Среди них - Тольяттинский
завод технологического оборудования,
«АвтоВАЗагрегат», «Полад»,
различные фирмы и заводы на территории
области и России. Все
изготавливаемые в цехах средних штампов
штампы проходят обработку на
оборудовании с ЧПУ (числовым программным
управлением), что позволяет
добиться максимальной точности формообразующих
поверхностей, полного
их соответствия математическим моделям
деталей, сократить объемы
слесарных и наладочных работ.
При
изготовлении мелких штампов используются
прогрессивные
технологии, базирующиеся на применении
вырезных и прошивных
электрэрозионных станков. Рабочие части
штампов поступают на сборку без
дополнительной механической слесарной
обработки. Освоение технологии
производства штампов чистовой вырубки
позволило ОАО «АВТОВАЗ»
полностью отказаться от импортных закупок.
Цех
по производству крупных, средних и
мелких пресс-форм
наиболее оснащен современным оборудованием.
Все это позволяет
изготавливать в цехе более 200 пресс-форм
для производства пластмассовых
изделий ОАО «АВТОВАЗ» и заводов-смежников,
которые удовлетворяют
повышенным требованиям к качеству пластмассовых
деталей.
Цех
мелких серий стоит у истоков
создания оснастки для новых,
перспективных моделей, мелких и пилотных
серий автомобилей.
Основными
потребителями оснастки, изготовляемой
ППШ по
крупным и средним штампам, является Прессовое
производство ОАО
«АВТОВАЗ», пресс-форм и мелких штампов
– заводы-поставщики
комплектующих изделий (Сызрань «Пластик»,
Челябинск «АП Пластик»,
ОАО «ТЗТО», ЗАО «Полад», ЗАО «СМЗ» г.Сердобск
и многие другие).
За
2008 год списочная численность ППШ составила
1 528 человек:
1 081 человек рабочих и 447 человек рабочих
служащих и специалистов.
Средняя
заработная плата в 2008 году составила
16 057 рублей для
рабочих и 16 177 рублей для рабочих служащих
и специалистов.
За
2009 год списочная численность ППШ составила
1 745 человек:
1 269 человек рабочих и 476 человек рабочих
служащих и специалистов.
Средняя
заработная плата в 2009 году составила
17 560 рублей для
рабочих и 17 075 рублей для рабочих служащих
и специалистов.
За
2010 год списочная численность ППШ составила
1 713 человек:
1 245 человек рабочих и 468 человек рабочих
служащих и специалистов.
Средняя
заработная плата в 2010 году составила
17 023 рублей для
рабочих и 17 897 рублей для рабочих служащих
и специалистов.
2.2.
Анализ оборачиваемости
оборотных средств
ППШ ОАО «АВТОВАЗ»
Производство
пресс-форм и штампов является подразделением
ОАО
«АВТОВАЗ», а не самостоятельной юридической
единицей. Собственных и
заемных источников финансирования оно
не имеет. Его финансирование
осуществляется за счет инвестиционной
деятельности ОАО «АВТОВАЗ».
Производство
пресс-форм и штампов располагает
значительным
оборотным капиталом, который обеспечивает
выполнение возложенных на
него функций. Но для того, чтобы производство
пресс-форм и штампов ОАО
«АВТОВАЗ» эффективно осуществляло свою
деятельность, необходимо рационально
использовать его оборотные средства.
Эффективность
использования оборотных
прежде всего, их оборачиваемостью. Под
оборачиваемостью средств
понимается продолжительность прохождения
оборотными средствами
отдельных стадий производства и обращения.
Рост оборачиваемости
оборотного капитала способствует его
экономии (сокращению потребности в
оборотном капитале), приросту объемов
продукции и, в конечном счете,
увеличению получаемой прибыли.
Финансовое
положение предприятия, его ликвидность
и
платежеспособность, непосредственно
зависит от того, насколько быстро
средства, вложенные в активы, превращаются
в реальные деньги. Такое
влияние объясняется тем, что со скоростью
оборота средств связаны:
1. минимально
необходимая величина авансированного
(задействованного) капитала и связанные
с ним выплаты денежных средств;
2. потребность в дополнительных источниках финансирования;
3. сумма
затрат, связанных с владением товарно-материальными
ценностями и их хранением;
4. величина уплачиваемых налогов и др.
Длительность
нахождения средств в обороте
определяется
совокупным влиянием ряда разнонаправленных
внешних и внутренних
факторов. К числу первых следует отнести
сферу деятельности предприятия
(производственная, снабженческо-сбытовая,
посредническая и другие),
отраслевую принадлежность (очевидно,
что оборачиваемость оборотных
средств на предприятиях разных отраслей
будет объективно различной),
масштабы предприятия (в большинстве случаев
оборачиваемость средств на
малых предприятиях значительно выше,
чем на крупных) и ряд других. Не
меньшее воздействие на оборачиваемость
активов оказывают экономическая
ситуация в стране и связанные с ней условия
хозяйствования предприятий.
Так, инфляционные процессы, отсутствие
у большинства предприятий
налаженных хозяйственных
связей с поставщиками
и покупателями приводит к вынужденному
накапливанию запасов, значительно
замедляющему процесс оборота средств.
Однако
период нахождения средств в обороте
в значительной степени
определяется внутренними условиями деятельности
предприятия, и в первую
очередь эффективностью стратегии управления
его активами. В зависимости
от применяемой ценовой политики, структуры
активов, методики оценки
товарно-материальных запасов предприятие
имеет большую или меньшую
свободу воздействия на длительность
оборота своих средств.
В
общем случае оборачиваемость средств,
вложенных в имущество,
может оцениваться следующими основными
показателями: скорость оборота
(количество оборотов, которое делают
за анализируемый период капитал
предприятия и его составляющие) (Коб)
и период оборота (средний срок, за
который возвращаются в пределы хозяйства
вложенные в производственно-
коммерческие операции денежные средства)
(to6).
Коб |
= Р
Соб
где Р - расход оборотных средств за отчетный период;
Соб - средний остаток оборотных средств за отчетный период.
Рассчитаем
скорость оборота (коэффициент оборачиваемости)
оборотных средств производства пресс-форм
и штампов ОАО «АВТОВАЗ»
за 2008 год.
Для
этого нам необходимо рассчитать
среднюю величину (средний
остаток) оборотных средств за отчетный
период. Если бы расчет
производился за квартал, то средний остаток
определялся по формуле
средней арифметической (сложением величины
оборотных средств на начало
и на конец периода и делением суммы пополам).
Но поскольку за
анализируемый период мы взяли 1 год, более
точный расчет будет получен
по ежемесячным данным о состоянии оборотных
средств за 2008 (таблица 2).
Тогда величина оборотных средств определяется
по формуле
Соб = ½ Соб1 + Соб2 + ... + ½ Собn
Таблица 2
Данные из отчета по состоянию оборотных средств ППШ за 2008 год
месяцы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Остаток об.ср., млн.руб. |
615,76 |
617,37 |
618,07 |
610,78 |
606,47 |
602,70 |
609,39 |
615,58 |
612,80 |
618,56 |
624,21 |
620,05 |
Информация о работе Нормирование оборотных средств на предприятии