Налоговая
система США.
В
послевоенный период одним из широко
используемых инструментов государственного
регулирования экономики стал в
США государственный федеральный
бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование
применяется правительством прежде
всего для сглаживания остроты кризисных
явлений в экономике и для создания искусственных
стимулов по поддержанию снижающихся
темпов экономического роста. В настоящее
время через бюджет перераспределяется
около 25% ВНП страны. [3,11]. Система государственных
финансов США отражает трехступенчатую
организацию государственной власти.
Соответственно имеется и три уровня финансовой
структуры:
- федеральный
бюджет;
- бюджет
штатов;
- бюджеты
местных органов власти.
Налоги,
дающие наиболее крупные и стабильные
поступления, направляются в федеральный
бюджет. На его долю приходится примерно
70% доходов и расходов. Рассмотрим структуру
доходной части федерального бюджета
США за 1990 г. Бюджет носил дефицитный характер.
Превышение расходов над доходами было
в сумме около 150 млрд. долларов.
Структура
доходной части федерального
бюджета США за 1990
г (%)
Подоходный
налог на физических лиц - 41
Отчисления
на социальное страхование - 34
Налог
на доходы корпораций - 10
Акцизные
сборы - 3
Заемные
средства - 8
Прочие
доходы, включая налог на имущество и государственные
пошлины - 4
Всего
- 100
Как
видим, самой крупной статьей
доходов является подоходный налог
с населения. Он взимается по прогрессивной
шкале. Имеется не облагаемый налогом
минимум доходов и две налоговые
ставки - 15% и 28%. Отчисления на социальное
страхование - вторая по величине статья
доходов. Они вносятся как работодателем,
так и наемным работником. В отличие от
европейских стран, где основную часть
данного взноса делает работодатель, в
США он делится пополам. В начале 90-х годов
общая ставка бала 15,02% от фонда заработной
платы. Налог на доходы корпораций занимает
лишь третье место в доходах бюджета. Его
основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато,
что чрезвычайно важно для средних и малых
предприятий. Налоги на доходы корпораций
взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка
обычно стабильна, хотя встречается и
градуированная шкала штатного налога.
Наиболее высок этот налог в штатах Айова
-12%, Коннектикут -11,5%, округе Колумбия -
10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи
- от 3 до 5%, Юта - 5%. Федеральные акцизные
сборы имеют ограниченное значение и скромное
место в доходах государственного бюджета.
Федеральные акцизы установлены из товаров
- на алкогольные и табачные изделия, из
услуг - на дороги и воздушные перевозки.
Местные налоги в США играют самостоятельную
роль и в отличие от России, Германии, ряда
других стран служат основой доходной
части местных бюджетов. Тем не менее без
крупных правительственных субсидий города
не обходятся. Даже столица США Вашингтон,
имеющий в качестве специального округа
Колумбия прерогативы штата, может покрывать
свои расходы лишь на 84%. Остальные 16% составляет
федеральная субсидия.
Налогообложение
резидентов, граждан
и корпораций США
Охват
налогообложением
Налоговая система США нацелена
на обложение налогами доходов
резидентов, граждан и корпораций
Соединенных Штатов, получаемых
ими во всем мире, а также
находящихся в США доходных
источников нерезидентов этой
страны. Максимальная налоговая
ставка, применяемая к доходам физических
лиц, составляет 31 процент; максимальная
ставка, применяемая к прибылям корпораций
- 34 процента*.
(* Это федеральные ставки. В
большинстве штатов существуют
свои подоходные налоги, причем
ставки обычно значительно ниже
федеральных. Налоги штатов и местные
подоходные налоги вычитаются из доходов
плательщика при исчислении федерального
налога.)
Необычным аспектом этой системы
является налогообложение доходов
(полученных во всем мире) граждан
США, не являющихся резидентами
Соединенных Штатов. Во многих странах
налогом облагаются доходы резидентов
этих стран, получаемые ими во всем мире,
но только немногие страны облагают налогом
доходы (получаемые во всем мире) своих
граждан, которые не являются резидентами
этих стран.
Соединенные Штаты всегда оставляют
за собой право облагать налогом
своих граждан и резидентов
в соответствии со своим внутренним
налоговым законодательством, включая
в некоторых случаях и бывших
граждан США (только в тех
случаях, когда доказано, что
утрата ими американского гражданства
связана со стремлением избежать налогообложения,
при этом налогом может облагаться
источник доходов бывшего гражданина
США, находящийся в Соединенных Штатах).
В рамках налогового законодательства
США корпорация рассматривается плательщиком-резидентом,
если она организована или создана в соответствии
с законами одного из штатов или Федерального
Округа Колумбия, при этом такой фактор,
как местонахождение головного офиса
и наиболее активной деятельности, не
имеет определяющего значения. Корпорация
может осуществить свою деятельность
за границей через свой филиал или
через дочернюю компанию, созданную за
рубежом. Обычно прибыль, полученная зарубежной
дочерней компанией, не считается заработанной
корпорацией-родителем и, соответственно
не облагается налогом до тех пор, пока
не будет перечислена корпорации в процессе
ее распределения.
Избежание
двойного налогообложения
Соединенные Штаты избегают международного
двойного налогообложения своих
резидентов, граждан и корпораций путем
предоставления кредита по подоходному
налогу США для иностранных подоходных
налогов, уплаченных по иностранным доходным
источникам. Кредитуемые иностранные
подоходные налоги могут возмещать (компенсировать)
налоги США в той же пропорции,
в какой облагаемые налогом иностранные
доходные источники соотносятся с мировыми
налогооблагаемыми источниками доходов.
Это соотношение существует отдельно
для каждой категории доходов (пассивный
доход, доход от оказания финансовых
услуг, доход от транспортировки
грузов, доход от бизнеса и т.п.). Договоры,
заключаемые между странами в целях избежания
двойного налогообложения, могут гарантировать
предоставление кредита, но
они обычно не изменяют внутренние налоговые
стандарты договаривающихся сторон.
Кредит для иностранных налогов
на корпоративную прибыль возможен
только в том случае, если
иностранный налог удовлетворяет
требованиям американских стандартов
подоходного налога. Одно из важнейших
требований состоит в предоставлении
права вычетов из налогооблагаемой прибыли
всех значительных деловых расходов.
Если иностранный налог не соответствует
этим стандартам, то он не может претендовать
на кредит, его можно только вычесть из
облагаемого дохода, а это, конечно, менее
благоприятный результат, который
не будет способствовать заинтересованности
американских инвесторов.
Налогообложение
нерезидентов
Налогообложение доходов в США
в применении к нерезидентам
исходит из того, является
ли подлежащий налогообложению
доход результатом предпринимательской
деятельности или работы по найму
в Соединенных Штатах или нет. Обычно
доходы от предпринимательской деятельности
нерезидента облагаются налогом в
соответствии с теми же правилами и в том
же порядке, что и соответствующие доходы
резидента США. Плательщики-нерезиденты,
работающие по найму в США, платят подоходный
налог по тем же ставкам, что и резиденты
и граждане США, но поскольку нерезиденты
облагаются налогом только по доходным
источникам, находящимся в США,
то на них распространяется меньше налоговых
льгот по сравнению с резидентами и гражданами
США.
Если доходный источник, находящийся
в США, не связан с ведением
бизнеса в Соединенных Штатах
(дивиденды, арендная плата, пошлина,
доходы от процентов и т.п.), то
подоходный налог уплачивается по итогам
года по ставке 30 процентов.
Прирост капитала в результате продажи
ценных бумаг обычно не облагается налогом,
если плательщик является
нерезидентом,
исключение составляют некоторые ценные
бумаги, подкрепленные недвижимой собственностью
в Соединенных Штатах.
Доходы, полученные от сдачи в
наем недвижимой собственности,
облагаются налогом либо по
ставке 30 процентов как валовая
сумма дохода, либо по обычной
ставке как чистый доход по
выбору самого плательщика.
Налогообложение
бизнеса
В Соединенных Штатах доходы
от бизнеса облагаются налогом
дважды: первый раз как прибыль
предприятия, а затем еще
раз, когда прибыль распределяется
между держателями акций предприятия.
Так, например, если иностранная компания
действует в США через свою дочернюю фирму,
то прибыль дочерней фирмы облагается
корпоративным налогом по ставке 34 процента
и часть прибыли после уплаты этого налога,
распределенная в виде дивидендов,
облагается налогом по ставке 30 процентов.
Аналогично, если иностранная корпорация
действует в Соединенных
Штатах через свой филиал,
то прибыль филиала облагается
налогом по корпоративной ставке
и сумма прибыли после уплаты
корпоративного налога (если только
эти средства не будут инвестированы
в бизнес на территории США) считается
распределенной родительской корпорации
и облагается налогом по ставке 30 процентов.
Исключение из общего правила
двойного налогообложения бизнеса
составляют некоторые инвестиционные
компании, которые все свои доходы
направляют в распоряжение инвесторов
и потому не платят корпоративный налог.
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОДОВ В США
1.
Налогообложение
всех доходов.
В основе налоговой системы
США лежит принцип налогообложения
доходов граждан, резидентов и корпораций
США, полученных ими не только на
территории Соединенных Штатов,
но и во всех других странах мира, где они
имеют доходные источники. Взимание налога
производится ежегодно.
2.
Виды экономических
образований, являющихся
плательщиками
налога.
2.1 Корпорации
Все корпорации, как правило, являются
плательщиками налога. Однако некоторые
корпорации не платят налог
со своих доходов, они распределяют
налогооблагаемый доход среди
держателей акций, которые ежегодно
уплачивают налог со своих дивидендов
(смотрите 4.3.2.).
2.2 Собственность
и доверенная собственность
Собственность и доверенная собственность
облагаются налогом. Однако им,
как правило, предоставляется
льгота в виде вычета из налогооблагаемого
дохода части дохода, которая распределяется
между лицами, имеющими право на собственность,
в том же году, когда был получен доход.
Таким образом с частью передаваемого
дохода этим лицам передается и налоговое
обязательство по уплате подоходного
налога по ставкам, применяемым к индивидуалам
(физическим лицам). Обычно собственность
и доверенная собственность не используется
в бизнесе и облагаются налогом как
таковые. Когда же они облагаются налогом
по той причине, что были использованы
для получения доходов, налогообложение
полученных доходов осуществляется по
ставкам, применяемым при обложении доходов
индивидуалов (физических лиц).
2.3 Партнерства
Партнерства не облагаются налогом.
Доход, полученный в партнерстве,
ежегодно облагается налогом как доход
каждого из партнеров, состоящих в партнерстве.
Однако некоторые партнерства, состоящие
из многих партнеров, рассматриваются
как корпорации и, соответственно, облагаются
корпоративным налогом.
2.4. Плательщики, освобождаемые
от уплаты налога.
Пенсионные фонды, а также
организации, деятельность которых
подчинена исключительно религиозным,
благотворительным, научным и
образовательным целям, обычно
освобождаются от уплаты налога
на доходы.
3.
Налогообложение
физических лиц.
3.1 Граждане и резиденты
3.1.1. Определение
резидента
Иностранное физическое лицо
рассматривается резидентом Соединенных
Штатов для целей налогообложения,
если это лицо считается резидентом
в соответствии с иммиграционным
законодательством США (т.е. имеет "зеленую
карточку"), или же это лицо находится
в Соединенных Штатах по крайней мере
31 день в течение текущего года, а в
течение последних трех лет это лицо находилось
в США в общей сложности 183 дня.
3.1.2. Ставки налога
В Соединенных Штатах действует
структура прогрессивных налоговых
ставок. В настоящее время
самой высокой является ставка
31 процент, которая применяется
при налогообложении одинокого
физического лица (не состоящего
в браке), имеющего годовой доход,
превышающий 47000 долларов США. По
этой же ставке облагаются налогом
доходы, превышающие 78000 долларов США,
супругов, представляющих единую налоговую
декларацию.