Модели организационного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В отечественной социологической мысли понятие «организационное развитие» употребляется в противовес либо стагнации, либо циклическим процессам, именуемым «функционированием организации»[1]. Рассматривая «организационное развитие» в рамках западной социологии, мы отмечаем отсутствие однозначности в трактовке этого термина[2].

Работа содержит 1 файл

модели организационного развития.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

1.2. Анализ современных  западных моделей организационного  развития предприятия

В отечественной социологической  мысли понятие «организационное развитие» употребляется в противовес либо стагнации, либо циклическим процессам, именуемым «функционированием организации»[1]. Рассматривая «организационное развитие» в рамках западной социологии, мы отмечаем отсутствие однозначности в трактовке этого термина[2]. Тем не менеее, анализ моделей организационного развития в западной социологической мысли, представляет коцептуально-ценные предпосылки нашего исследования. В основе общностей и различий моделей организационного развития – инвариантность трактовки термина «организационное развитие», представленного сущностным ядром концептуальных моделей.

Согласно одному из подходов: организационное  развитие – естественный процесс  качественных изменений в организации, производных от её возраста[3]. Другие авторы считают, что организационное развитие связано с такими изменениями, которые способствуют росту численности персонала или увеличению размеров организации и определяются нововведениями[4]. Также распространён следующий подход, согласно которому организационное развитие – сложная образовательная стратегия, рассчитанная на изменение социальных отношений, взглядов людей и структуры организации с целью улучшить её адаптацию к требованиям технологии и рынка[5]. Данное определение является для нас приоритетным, поскольку содержит такие значимые элементы, как стратегия, структура, адаптация, требования внешней среды.

Исходя из вышеуказанного, обратимся  к моделям организационного развития, фиксирующим в качестве доминанты  концептуально-значимые для нашего исследования параметры организационного развития.

Итак, в структуре стратегического  управления организационным развитием  промышленного предприятия выделены следующие модели последнего: структурно-ситуационная, инновационная, феноменологическая, конфликтная, селекционная. Критерии классификации  указанных моделей предложены А. И. Кравченко и акцентуированы на следующих факторах организационного развития предприятия: внешняя среда, внутренняя среда, структура предприятия[6]. Таким образом, по источнику, побуждающему организацию к изменению, все модели были разбиты на эндогенные, экзогенные и смешанные. По логике программирования изменений они были разделены на балансовые (принцип обеспечения равновесия и изоморфности среды или поддержания равновесия внутри организации); конфликтные (дисбаланс как условная динамика системы); смешанные, признающие оба механизма равноправными. По механизму, определяющему логику протекания процесса, они разграничены на рационально спланированные (намеренно вызванные и реализуемые активным субъектом и являющиеся итогом реализации некоего проекта или плана); спонтанные, где процесс изменений не обусловлен целенаправленной деятельностью и не связан с реализацией какого-либо плана; смешанные. По влиянию предшествующего развития на логику структурных изменений они разделены на волюнтаристские, отрицающие или игнорирующие влияние предшествующего развития на выбор будущего изменения организации, и исторические, считающие, что предшествующее развитие есть фактор, задающий логику изменений; смешанные, где оба фактора в той или иной степени представлены. По способу реагирования организации на источник изменения модели были разбиты на те, в которых система описывается как пассивно реагирующая (адаптивные), активно воздействующая (адаптирующие), смешанные. По итогу процесса изменения подходы представлены в виде моделей: с телеологически запрограммированным итогом, где результат изменений рассматривается как заданный исходной программой активного субъекта; случайностных, где итог развития не запрограммирован и результат изменения описывается как продукт действия множества факторов; смешанных, где признаются оба фактора. По сфере протекания они разделены на фокусные (многочисленные модели, где процесс структурных изменений описывается на уровне единичных организаций) и популяционные (где тот же процесс описывается на уровне организационной популяции).

Возвращаясь к обозначенным ранее  моделям организационного развития, рассмотрим последние в рамках указанной  классификации.

Структурно-ситуационная модель сформировалась во второй половине 60-х годов в  рамках ситуационного подхода, основные разработчики Дж. Лорш, П. Лоуренс, Дж. Томпсон[7]. Она представляет собой рационально-искусственную, экзогенную, балансовую, адаптивную модель организационного развития. В рамках указанной модели предприятие трактуется как сложная искусственная система, состоящая из разнородных, относительно автономных частей, стремящихся к балансу со «своими» фрагментами среды (в зависимости от структурного подразделения предприятия такими фрагментами могут быть: рынок товаров и услуг, рынок технологий, рынок рабочей силы и т.д.). Подобная дифференцированная адаптация (пассивно-рациональная адаптация частей предприятия к состоянию внешней среды) может быть рассмотрена как источник изменения форм и структуры, создающей проблему интеграции в организации, что в свою очередь ведёт к появлению новых структур. Организационное развитие предприятия, в таком случае, представляется как продукт сознательного приспособления структуры к требованиям внешней среды и определяется нововведениями. В целом такую стратегию можно охарактеризовать как стратегию «исправления ошибок». Главным образом это характеризуется тем, что управленческое звено структуры включается на этапе возникновения проблем, источником которых рассматривается неуправляемая внешняя среда. На этапе внедрения управленческих решений, последние согласовываются с потребностями персонала предприятия. Эффективность персонала определяет краткосрочную внутреннюю политику предприятия, но не рассматривается как фактор, значительно влияющий на формирование стратегии организационного развития последнего. Эффективность персонала, по нашему мнению, определяется уровнем удовлетворения его потребностей, интересов и являясь индикатором управленческой деятельности, включает определённое число взаимосвязанных компонентов, которые можно обозначить в рамках экономической и социальной эффективности. Детально эффективность персонала как один из факторов организационного развития предприятия будет рассмотрен в разделе 1.3.

Инновационная модель организационного развития предприятия сформировалась к началу 70-х годов (М. Киртон, С. М. Сигел, И. Ансофф,  
Ч. Арджирис, Р. Данкан), являясь рационально-искусственной, экзогенно-эндогенной, балансовой, адаптирующей, предусматривает возможность изменений не только внутренней, но и внешней среды предприятия[8]. В рамках данной модели предприятие трактуется как искусственно-рациональная, инструментальная, созданная под цель система, постоянно реконструируемая под решение новых задач и рассматриваемая через призму внедрения новшеств[9]. В целом, представители инновационной модели рассматривают предприятие как достаточно пластичную систему, особенно следует подчеркнуть, что организационная культура предприятия рассматривается как пассивный компонент организационного развития, который чаще всего приходится преодолевать в процессе реализации стратегических целей предприятия, нежели использовать его как оптимизирующий инструмент, учитывать движущим фактором. В широком смысле, инновационная модель подразумевает совокупность рационалистических концепций, согласно которым организационное развитие предприятия – рационально спланированный, сознательно вызванный и контролируемый процесс структурных изменений. Необходимо выделить две интерпретации указанной модели, зависимые от источника изменений на предприятии: 1) эндогенные, в которой источник – внутренняя среда предприятия; 2) экзогенные, в основе которой рассматривается динамика внешней среды. К разработчикам первого типа можно отнести: М. Киртона, С. М. Сигела, У. Ф. Кэмеррера[10]. Авторы связывают структурные изменения с реализацией некоего проекта, являющегося результатом неудовлетворённости руководящего звена предприятия состоянием внутренней среды, результатом деятельности или конфликтов внутри предприятия. Второй тип разработан И. Ансоффом, Ч. Арджирисом, Р. Данканом, Р. Залтманом, которые видят основной источник формирования проекта и стратегии структурных изменений в изменении внешней среды[11]. Изменения среды предполагают выработку новой стратегии, предусматривающей смену рынков, типа выпускаемого продукта, а также изменение системы ориентиров деятельности, контроля за их осуществлением. В рамках инновационной модели есть смысл отметить теорию ресурсной зависимости как детально более разработанную версию экзогенно-инновационных моделей. Здесь инновационная логика сочетается с инвайронментальной ориентацией, опирается на положения теории обмена (П. Блау, Дж. Хоманс)[12]. Эта теория нашла широкое применение в практике управления и явилась основой таких подходов к проблематике организационного развития, как концепция стратегического управления (Дж. Пфеффер, Г. Саланчик). При разработке модели исходным является предположение, что условием функционирования предприятия является её взаимодействие с определёнными частями окружающей среды, обмен ресурсами. Способ обеспечения баланса выражается через: 1) механизм рационального, не пассивного приспособления предприятия к среде (адаптация); 2) изменения, сознательно и намеренно вносимые предприятием в состояние среды (адаптированные среды).

Кроме указанной, в рамках инновационной  модели следует отметить также теорию случайностных трансформаций. Её разработчики (Дж. Мейер, Б. Роуэн и др.) отмечали, что не существует жёсткой связи между требованиями внешней (или внутренней) среды и осуществлёнными структурными изменениями, хотя изменения на предприятии могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами[13]. В контексте эффективности персонала, конфигурация внешней среды представляется как смена приоритетов деятельности (функциональных обязанностей персонала), смена технологий, изменение системы найма работников. Внутренняя среда модифицируется через системы взаимодействия с персоналом и изменение организационной структуры предприятия.

Селекционная модель отличительной  особенностью имеет ориентацию организационного развития предприятия на внешнюю  среду, когда эффективность персонала  рассматривается как средство адаптации  предприятия к внешней среде. Основные представители – Х. Олдрих, Дж. Пфеффер,  
М. Ханнон, Дж. Фримен, Г. Кэррол[14]. Данная модель, являясь экзогенно-эндогенной, рационально-естественной, эволюционной, адаптивной, стратегически-исторической, рассматривает процессы адаптации и селекции во взаимосвязи. Так, по мнению авторов, адаптационное обучение индивидов предусматривает отбор среди определённых образцов и поведенческих вариаций, адаптация же на уровне организационной популяции предполагает отбор среди членов популяции.

Селекционная модель реализуется  в двух версиях. Первая, трёхступенчатая  фокусно-селекционная модель, заложенная Алчианом и Кэмбеллом и детально разработанная Олдрихом и Пфеффером[15]. Организационное развитие представлено как случайностно-селекционный процесс, протекающий на уровне единичного предприятия. Модель обозначена как трёхступенчатая в связи с представлением авторов о стадийности процесса организационного развития предприятия. На первой фазе осознаётся невозможность использовать ранее выработанные образцы в новой ситуации. На данном этапе создаётся «единый фонд изменений предприятия». На следующей стадии, которая обозначается как селекционная, происходит дифференцированный отбор из фонда тех образцов, которые обеспечивают оптимальное взаимодействие предприятия со средой. На последнем этапе отобранные образцы закрепляются в структуре предприятия.

Вторая версия селекционной модели представлена как поауляционно-селекционная. Разработчики (М. Ханнон, Дж. Фримен, Г. Кэррол) подчёркивают экзогенный источник структурных изменений, уделяется внимание консерватизму внутренней среды и её роли в процессе организационного развития предприятия[16]. В качестве единицы анализа выступает не фокусная перспектива (единичное предприятие), а организационная популяция (вся совокупность предприятий).

Как и в предыдущей версии логика инновации сочетается с механизмом естественного отбора и селекции. Однако, в данной версии акцентуируется роль внешней среды, баланс с которой (не отдельным сектором как в структурно-ситуационном подходе, а со всей средой) является важнейшим условием существования организационной популяции. Среда рассматривается как сфера непосредственного взаимодействия и конкуренции предприятия. Далее авторы обращаются к репертуару предприятия (освоенный набор социокультурных образцов), характеризующему консерватизм «срабатывающий» на уровне структурной инерции. При этом отмечается, что с возрастом предприятия его зависимость от состояния среды снижается, а консерватизм возрастает. Таким образом, представители данной версии отрицают пластичность и высокую адаптивность предприятия, рассматривая организационное развитие последнего как постадийный процесс расширения репертуара предприятия, характеризующегося снижением зависимости от среды. Как и в первой версии, на первой фазе процесс протекает на уровне единичного предприятия. Основанием для инновационной фазы, по мнению авторов, служит дефицит социокультурных образцов (репертуар предприятия), и невозможность использовать их в новой ситуации. В качестве решения проблемы предлагаются новые способы взаимодействия, которые после «проверки на выживание» закрепляются в репертуаре предприятия. На последнем этапе происходит освоение всеми предприятиями данной популяции этих образцов и расширение их репертуара, с чем, собственно, и идентифицируется процесс организационного развития предприятия.

В данной модели процесс организационного развития представляет собой разработку новых комбинаций за счёт использования  ранее выработанных образцов и рассматривается  как естественный процесс качественных изменений в структуре предприятия, производных от его возраста. Очевидная  общность указанных подходов в акцентуации  на качественной стороне происходящих изменений, в представлениях о позитивности результатов процесса, что даёт основание  определить организационное развитие предприятия как процесс позитивных качественных изменений в коллективе предприятия.

Представляется необходимым отметить, что указанные модели дают глубокое описание только частных параметров, не учитывая других, не менее значимых. На наш взгляд, лишь селекционная модель наиболее полно и универсально описывает  процесс организационного развития предприятия. Так, обращаясь к популяционно-селекционной версии селекционной модели, акцентируя внимание на культурологических особенностях предприятия, представляется возможным  создание интегральной, практически  ориентированной модели структурных  изменений предприятия. Рассматривая популяционно-селекционную версию в  масштабе предприятия, мы принимаем  подразделения последнего популяцией, в которой может быть реализовано  последовательное внедрение элементов  разрабатываемой стратегии. Возвращаясь  к вопросу о возникновении  и взаимодействии субкультур в рамках организационной культуры, мы проводим аналогию с отмеченной выше моделью, согласно которой развитие организационной  культуры основывается на акцентуации  усилий для поддержки доминирования  той субкультуры, которая максимально  соответствует целям существования  предприятия, обусловленного различными факторами.

 

[1] См.: Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. -  М., 1989. – С. 26-31.

[2] Для обозначения того, что в русском языке считается «организационным развитием», в западной социологии используется несколько разных терминов: «organizational development», «organizational growth», «organizational design», «organizational construction” и др.

Cases in Organizational Growth and Development/ A. M. Glassman, T. Cummings. Homewood, - Boston, 1991.

[3] См.: Slarhuk W. H. Organizational Growth and Development: Handbook of Organization/Ed. J. G. March. – New York, 1965. - P. 31.

[4] См.: Child G., Kieser A. Development of Organizations over Time: Handbook of Organizational design/Ed. P. Nystroin, W. Starbuck. – Oxford, 1981. – P. 28.

[5] Bennis W. G. Organizational  Development. – Addisson, 1962. – P. 2.

[6] Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент.- М., 1998. – С. 254-265.

[7] См.: Гвишиани Д. М. Организация и управление. – М., 1972. – С. 13-15.

[8] См.: Duncan R. T. Strategies for Planned Change. – New York, 1977. – P. 18-19.

[9] См.: Argyris Ch. Management and Organizational Development. – New York, 1989. – P. 35-41.

[10] См.: Lawrence P. K. Organization and Environment. – Boston, 1967. – P. 24-28.

[11] См.: Zetiman G. B., Duncan R. T. Strategies for Planned Change. – New York, 1977. – P. 43-47.

[12] См.: Там же. - P. 57-64.

[13] См.: Hannan H., Freeman J. Organizational Ecology. – Cambridge (Mass.), 1989. – P. 51-59.

[14] См.: Pfeffer J., Sulancik G. The External Control of Organizations. – New York, 1978. –  
P. 32-39.

[15] См.: Там же. – Р. 41.

[16] См.: Hannan H., Freeman J. Organizational Ecology. – Cambrige (Mass.), 1989. – P. 51-59.

 

http://www.rae.ru/monographs/59-2378

 

 

 

 

 

 

 

Глава 8. Современные подходы к  теории организации


 
 
 

 
 

8.5 Подход организационного развития  к организации

Перемены - это социальное явление, касающееся всех организаций, Однако организации, функционирующие в быстро меняющейся обстановке, испытывают большее влияние  перемен, чем те, кто работает в  более стабильном окружении, а некоторые  подразделения организации испытывают большее влияние перемен, чем  другие.

Для осуществления перемен важное значение имеет степень восприимчивости организационных структур к нововведениям. В конечном счете весь успех в бизнесе зависит от способности учиться интенсивно и непрерывно. Организации или лица, первыми выявившие перемены, например, в структуре запросов потребителей и рыночном спросе и осознавшие мотивы, которые лежат в их основе, имеют наилучшие шансы на успех. Поэтому дискуссии вокруг процессов перемен в организации так или иначе сводятся к обсуждению способности к обучению. "Самообучающиеся" организации отличаются тем, что они быстро осознают проблемы, критически относятся к собственным ошибкам и ведут постоянный поиск наиболее эффективной модели поведения с целью максимализации успеха. Такие организации пересматривают свою корпоративную миссию, пытаются овладеть лучшей техникой, технологией и изменить, обновить свои взгляды, цели и стратегию.

Обычно перемены разделяют на следующие  виды: 
- стихийные перемены; 
- целенаправленные, планомерные перемены; 
- сочетание двух предыдущих перемен.

Для того чтобы понять концепцию  организационного развития в теории организации, необходимо исследовать - следующие аспекты:

- связь между понятием "организационные  перемены" и понятием "организационное  развитие";

- сопротивление организационных  перемен в качестве нежелательных  результатов, ведущих к организационной  борьбе, и способов их противостояния;

- технология организационного  развития для контроля хода  переменных операций и постоянной  адаптации организации.

Организационные перемены - вопрос, касающийся всех организаций. По мнению некоторых  исследователей, большинство компаний и отделов крупных корпораций приходят к выводу, что они должны проводить умеренную реорганизацию по крайней мере раз в год и коренную - каждые четыре или пять лет. Перемены внутри организации обычно происходят как реакция на перемены во внешней среде. Перемены подразумевают массовые изменения организационной структуры, новую продукцию и коренное изменение технологий.

Изменение - это решение руководства  изменить одну или более внутренних переменных:

- в целях организации - для  выживания организации руководство  должно периодически оценивать  и менять свои цели в соответствии  с изменениями внешней среды  и самой организации;

- в организационной структуре  - эти изменения относятся к  изменениям в системе распределения  полномочий и ответственности,  в координационных и интеграционных  механизмах, делении на отделы, управленческой  иерархии, комитетах и степени  централизации. Структурные изменения  - одна из самых распространенных  и видимых форм изменений в  организации;

- в технологии и задачах - эти изменения относятся к  изменениям процесса и графика  выполнения задач, внедрению нового  оборудования или методов, изменениям  нормативов и самого характера  работы. Как и структурные изменения,  изменения технологические часто  разрушают социальные стереотипы, обычно вызывая пересмотр планов, изменение в технологии может  потребовать модификации структуры  и рабочей силы;

- в человеческом факторе - эти  изменения подразумевают моди-фикацию возможностей, установок или поведения персонала организации. Это может охватывать техническую подготовку, подготовку к межличностному или групповому общению, мотивацию, лидерство, оценку качества выполнения работы, повышения квалификации руководящего состава, формирование групп, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой и состояния духа, повышению качества трудовой жизни.

Внешние факторы окружающей среды, управляющие процессами перемен, изменились таким образом, что воздействовали на отношение всего общества к  процессу перемен. Начиная примерно с 1980 г. процесс перемен характеризуется  изменением предпосылок, переоценкой  основ деятельности организации  и новым направлением в виде разработки стратегии и лидерства организации. Процесс перемен до 1980 г. имел количественную направленность в решении проблем  организации, а после 1980 г. - качественную направленность с акцентом на творческую переориентацию. Произошел переход  от ориентации на жесткий количественный анализ к нацеленности на творческий качественный анализ. Характер процесса перемен изменился таким образом: до 1975 г. - направленность на количественный анализ, ориентацию на проблемы, рост и экспансию, после 1975 г. - направленность на качественный и творческий анализ, переориентацию, гибкость управленческих ресурсов организации.

Таким образом, организационные перемены характеризуются следующими чертами:

- долгосрочные усилия улучшения  и повышения потенциала организации  в решении своих проблем и  модернизации своих операций;

- способ применения социальных  приемов и механизмов для осуществления  лучшего состояния функционирования  организации;

- осуществление изменения или  модификации в целях и поведении  индивидуумов или групп индивидуумов  и/или в любом элементе организационной  работы;

- долгосрочное усилие осуществления  взаимосвязанных целей организации;

- управленческий метод преобразования  организации для перспективного  достижения наилучшего состояния.

Концепция организационного развития возникла в середине 60-х гг. для  выработки в организации полноценной  готовности к восприятию перемен. В  результате ее быстрой эволюции менеджеры  организации смогли получить методы и процедуры для управления и  поддержки перемен с целью  повышения эффективности организации.

Понятие "организационное развитие" дано Френчем и Беллом как "долговременная работа по усовершенствованию процесса решения проблем и обновления в организации путем более  эффективного совместного регулирования  культурных постулатов организации - при  особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп - при помощи агента перемен или катализатора, - применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая исследование действием":

- процессы решения проблем связаны  с тем, как организация осуществляет  оценку и принимает решения  относительно возможностей и  опасностей, исходящих от внешней  среды;

- культура связана с социальной  системой организации - преобладающие  нормы поведения, чувства, отношения  и ценностей людей, работающих  в организации;

- совместное регулирование культуры  подразумевает определенную степень участия в управленческом воздействии на культуру;

- формальные рабочие группы  считаются главным объектом деятельности  по организационному развитию;

- агент перемен или катализатор  (внешний консультант, представитель  отдела организационного развития) используется для того, чтобы  заставить различных людей в  организации обратить внимание  на такие вопросы, как отношение  к разным аспектам организации  и управления; определения того, что мешает выполнить работу  и т. д.;

- теория и результаты исследований  в области наук о человеческом  поведении (например, психологии, социальной  психологии, социологии, и антропологии) используются для создания основной  базы знаний для работы в  направлении организационного развития. Но используются также и прикладные  разработки из области экономики,  управления и организации производства;

- исследование действием представляет  собой базовую модель 
исследований, применяемую в большинстве действий по организационному развитию.

По мнению авторов работы "Вызов  лидеров", организационная деятельность человека стара, как мир. Вероятно, организационное  развитие началось одновременно с распространением оседлости людей.

Однако с количественной точки  зрения никакого развития организаций  не происходит до тех пор, пока человечество придерживается линейного представления  о времени, согласно которому день прибавляется ко дню, неделя к неделе, год к  году. Альтернативой является циклическое  восприятие времени, которое обычно характерно для примитивных культур. Цикл - это сезонный или суточный ритм. Все происходящее уже происходило  ранее и вновь произойдет. Подобные культуры понимают смысл своего существования  и не сомневаются в действиях  и событиях. Циклическое представление  о времени характерно для подавляющего большинства населения земного  шара.

Карлофф определяет понятие "развитие" как изменение от более простого к более сложному. Развитию в ряду понятий бизнеса отведено вполне определенное место. Оно используется в двух значениях:

- для определения одной из  четырех основных функций организации  (три другие - это маркетинг, производство  и управление);

- для определения методов решения  задач, позволяющих продвигать  дело в правильном направлении.

В последнее время наряду с понятием развития стали применять два  других, как бы составивших ему  конкуренцию:

- первое - понятие "рыночного  развития", которое используется  для обозначения процесса расширения  круга потребителей, клиентуры. В  этом контексте данный автор  приводит еще одно понятие: "деловое  развитие". Такое понятие используется  для характеристики комплексного  подхода к деятельности организации  в сфере бизнеса, который учитывает  как структуру ресурсов, так и  потребительскую полезность продукции.

Деловое развитие представляет собой  определенного рода стратегию, но распространение  получил именно этот термин, потому что понятие "стратегия развития" ранее использовалось для обозначения  как "портфельной" стратегии, так  и процесса рационализации издержек и капиталовложений. Понятие делового развития используется для обозначения:

- процесса увеличения объема  бизнеса;

- усилий, направленных на удовлетворение  рыночного спроса;

- процесса создания новых сфер  бизнеса;

- стимулирования в организации  творчества и инициативы в  целях изучения и удовлетворения  нужд потребителей.

Другой задачей делового развития является оживление уже существующей основной деятельности и "изучение энергии" за счет ее внутренних источников;

- второе - понятие "организационного  развития", которое относится  к развитию индивидуумов, групп,  сфер ответственности, систем  управления, инициативы и т.п. Это значение понятия развития проще всего объяснить, сравнивая характер различных проблем управления организацией.

Таким образом, способность решать вопросы развития - главная характеристика современного менеджмента. Ориентация на максимальную эффективность организации  в условиях статус-кво сменилась  ориентацией на эффективность развития организации. Концепция делового развития стала отличительной чертой наступательной стратегии, разрабатываемой для  расширения бизнеса, а не для сохранения в неизменном виде его ресурсов. Оба элемента, безусловно, необходимы для успешного делового управления. Чрезмерное увлечение новым аспектом развития приводит к тому, что менеджеры  безумно и расточительно обращаются с ресурсами, что ни в коей мере нельзя оценить положительно.

Организационное развитие характеризуется  следующими чертами:

- практическое разрешение проблем  организационных перемен;

- сложная организационная культура, целью которой является изменение  постулатов, позиций, ценностей и  организационной структуры в  зависимости от изменения условий  технологий, рынков и вызовов  окружающей среды;

- планомерный организационный  процесс, с помощью которого ис-пользуются в действенной организации принципы и приемы поведенческих наук для осуществления общего изменения в организации;

- планомерное усилие на уровне  организации и с поддержки  высшего уровня управления;

- планомерное вмешательство в  организационную систему согласно  трем параметрам:

1) удовлетворение потребностей  перемен элементов окружающей  среды;

2) планирование и реализация  процесса перемен;

3) нормативное изменение в культуре  организации.

Обычно в любой организации  с избытком хватает энергии, необходимой  для осуществления перемен, хотя изначально это бывает трудно предположить. Но не стоит переоценивать значение этого факта, потому что процесс  перемен требует крупных инвестиций в интеллектуальное обеспечение, решиться на которые значительно труднее, чем на капиталовложения в материальные объекты, такие как здания и оборудования.

Сопротивление переменам является неизбежным явлением. Согласно ряду авторов  любое изменение традиционных методов  управления организацией создает сопротивление  у всех людей, кого эти изменения  касаются: и у руководителей, и  у подчиненных. Люди сопротивляются переменам по трем основным причинам:

- неопределенность последствий  перемен;

- ощущение, что перемены приведут  к личным потерям, т.е. меньшей  степени удовлетворения какой-либо  потребности;

- убеждение, что для организации  изменение не является необходимым  или желательным, так как планируемые  изменения не решат проблем,  а лишь умножат их число.

Существует мнение, что большинство  участников и подразделений организации, безусловно, находятся в оппозиции любым переменам. Однако сопротивление зависит от характера и степени перемен, а также от того, как они проводятся. Мощное сопротивление вспыхивает в тех случаях, когда:

- перемены радикальны и решительны;

- перемены внезапны и неожиданны;

- перемены оказывают неблагоприятное  воздействие на вовлеченных в  них людей, которые в этом  случае считают себя пострадавшими;

- чему бы то ни было (стратегии,  корпоративной миссии, органи-зации и т. п.) оказывается мощная поддержка, которая снижает ценность перемен;

- причины проведения перемен  нечетко сформулированы, это вызывает  беспокойство;

- предыдущие перемены не принесли  нужных результатов.

Таковые теоретические соображения, построенные на основе принципа организационной  инерции. Понятие инерции заимствовано из физики, где оно обозначает стремление объекта двигаться строго по прямой до тех пор, пока он не будет остановлен или его траектория не будет изменена под воздействием внешних сил. Выделяются два вида организационной инерции:

- внутренняя инерция - сила (или  силы), которая препятствует восприятию  проблем организацией или ее  лидерами;

- кинетическая инерция обусловлена  препятствиями и барьерами, которые  ухудшают гибкость и маневренность  и усиливают сопротивление переменам.

Согласно теории динамического  консерватизма социальные системы  ведут борьбу за сохранение статус-кво, за то, чтобы ничего не менять. Именно поэтому организационные структуры  первоначально игнорируют сигналы  о грядущих переменах, затем начинают противиться им, стремятся противостоять  их воздействиям и в конце концов пытаются удержать их в каких-то минимальных границах.

Это можно проиллюстрировать, характеризуя развитие социальных систем как переход  от стабильного состояния к состоянию  неопределенности или турбулентности, а от последнего - к новому состоянию  стабильности. В процессе перехода от стабильности к тур-булентности ощущается острейшая потребность в энергии и движущей силе, но после преодоления основных трудностей процесс продолжается за счет его собственной кинетической энергии.

Лучшее время для преодоления  сопротивления переменам - это период до их возникновения, т.е. организация должна сознавать большую вероятность сопротивления и принять меры по его предотвращению. Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление, следующие:

- образование и передача информации;

- привлечение участников организации  к принятию управленческих решений;

- облегчение и поддержка являются  средствами, с помощью которых  участники легче вписываются  в новую обстановку;

- переговоры для обеспечения  одобрения новшеств изменения;

- кооптация означает представление  лицу, которое может оказать или  оказывает сопротивление переменам,  ведущей роли в принятии решений  о введении новшеств и в  их осуществлении;

- маневрирование с целью уменьшения  сопротивления переменам;

- принуждение для преодоления  любого вида сопротивления переменам.

В процессе проведения организационных  перемен обычно появляются две позиции - одна в поддержку перемен, другая - против. Это означает наличие в организации высокой возможности нарушения организационного равновесия, что, в свою очередь, требует от менеджмента организации проведения новых перемен.

Неизбежность организационных  перемен и необходимость их ре-гулирования связаны с проблемами организационного развития, со-противления переменам и возможности проявления организационной борьбы. Технология организационного развития является основной частью этого подхода к теории организации.

Подход организационного развития смог предложить, наряду с теоретическими разработками, практические рамки, используя  при этом приемы и методы:

- классической школы (организация  труда, исследование времени и  движения);

- бюрократической школы (структурные  аспекты организации);

- человеческой и поведенческой  школы (человеческие отношения,  мотивация и стимулирование, организационное  поведение);

- теории принятия решений (количественные  модели исследования организационного  поведения);

- других современных подходов (системная  теория; организационное проектирование; размер, структура, организационный  климат и организационная среда,  технология, условия неопределенности).

Таким образом, технология подхода  организационного развития охватывает все приемы и методы различных  подходов к теории ор-ганизации по следующим направлениям:

1. Элементы процесса организационного  развития: 
- процесс идентификации организации; 
- процесс вмешательства в перемены; 
- процесс управления организационным развитием.

2. Организация как функция управления: 
- структурный аспект организации; 
- процедурный аспект организации.

3. Организационные задачи: 
- усовершенствование организационной структуры; 
- снижение издержек и повышение эффективности функционирования организации; 
- рационализация деятельности различных уровней управления; 
- обеспечение информацией.

Подводя итоги исследования организационного развития, этот подход в теории организации  является многозначным явлением, характеризующим  определенный тип изменений в  организации. В различных концепциях он трактуется по-разному, как:

- естественный процесс изменений,  обусловленный возрастом организации;

- процесс изменений, вызванный  нововведениями в организации  и проявляющийся в увеличении  ее размеров;

- сложная образовательная стратегия,  рассчитанная на изменение верований,  отношений, ценностей, структуры  организации в целях усиления  ее адаптации к новым технологиям  и рынкам;

- повышение способности системы  к выживанию;

- структурная и функциональная  дифференциация;

- возрастание роли функционального  взаимодействия и обеспечение  интеграции;

- снижение гибкости и усиление  контроля в организации;

- повышение уровня закрытости  организации;

- процесс позитивных, качественных  изменений в организации, затра-гивающий способы, средства деятельности и взаимодействия и отражающийся в трансформации организационной структуры.

Из-за многообразия и несопоставимости моделей организационного развития возникла необходимость их классифицировать. Впервые классификацию моделей структурных изменений разработал Гоулднер, который использовал рациональные (обусловленные реализацией проекта) и естественные (описываемые как эволюционный социокультурный процесс) модели организации. Впоследствии к этой классификации при-бавились такие дифференцирующие характеристики, как источник структурного изменения (внешняя и внутренняя среда), его механизм (достижение баланса с внешней средой или конфликт), степень запрограм-мированности процесса и др.

В современной организационной  теории существует ряд классификаций  моделей структурных изменений. Так, М.Ханнон и Дж.Фримен, взяв за основу классификации механизм структурного изменения, выделяли три типа моделей организационного развития:

1 селекционная модель, описывающая  развитие в логике естественного  отбора и селекции социокультурных образцов;

2 балансовая модель, объединяющая  адаптивные и адаптирующие модели, построенные на основе принципа  обеспечения равновесия с внешней  средой;

3 случайностные теории, в которые организационное развитие описывается как результат действия множества слабоконтролируемых факторов, а результаты этого процесса слабо коррелируют как с по-ставленными целями, так и с требованиями внешней среды.

М.Зей-Феррел рассматривает лишь инвайронментальные модели структурных изменений. Использовав в качестве критерия классификации способ контроля за поддержанием организацией баланса с внешней средой, она выделила два типа моделей:

1 теория адаптивных изменений,  основанная на положениях ситуационного  и организационно-экологического  подходов, согласно которым структурные  изменения в организации происходят  в соответствии с требованиями  внешней среды;

2 теория адаптирующих изменений,  основанная на положении, по  которому достижение баланса  связано с воздействием организации  на внешнюю среду.

Наиболее полной, хотя и логически  незавершенной, в западной организационной  науке является классификация моделей  структурных изменений по четырем  основаниям (П.Гудмен, Л.Керк):

- единица анализа (единичная  организация или группа организаций);

- источник структурных изменений;

- механизм структурных изменений;

- активность или пассивность  организации в достижении баланса  с внешней средой.

В отечественной социологии организаций  наиболее полная классификация моделей  организационного развития дана В.Щербиной и Е.Поповой, которые предложили семь оснований классификации и  попытались определить основу создания синтетической теории организационного развития. В качестве оснований классификации  были выделены:

- источник, побуждающий организацию  к структурному изменению (внешняя  или внутренняя среда);

- логика программирования структурных  изменений (балансовые и конфликтные  модели);

- механизм, определяющий логику  процесса (рациональные или естественные  модели);

- влияние предшествующего развития  на процесс структурных изменений: структурное изменение, определяемое прошлым состоянием (историчные модели) или идеалом будущего (волюнтаристские модели);

- способ реагирования на источник  структурных изменений (адаптив-ные или адаптирующие модели);

- итог процесса (запрограммированный  или случайностный);

- сфера протекания процесса (единичная  организация - фокусная перспектива,  группа организаций - популяционная  перспектива).

Исходя из этих критериев можно  проанализировать десять наиболее популярных современных моделей организационного развития, возникших в рамках:

- структурно-ситуационного подхода;

- инновационного подхода;

- неоинституционального подходам;

- неомарксистского подхода;

- феноменологического подхода;

- экологической (фокусной и популяционной)  версии;

- теории ресурсной зависимости;

- теории случайных трансформаций.

В рамках инновационного подхода организация  рассматривается как искусственная  система, а организационное развитие связывается процессом, именуемым  нововведением, под которым понимается инициируемый менеджером планируемый  и управляемый процесс внедрения  в организацию качественных изменений - новшеств.

Согласно исходным положениям неоинституциональной теории организации именно "социальные нормы, правила и институциональные отношения", сложившиеся во внешней социальной среде, рассматриваются как "первичная сила", вызывающая к жизни и поддерживающая организационные формы. Эти понятия являются ключевыми в данной теории. Создавая формальную структуру, организация в той или иной степени стремится обеспечить ее соответствие требованиям институционального окружения. С этой целью она осваивает элементы внешней среды путем усвоения структур, легитимность которых признана социумом и использования критериев оценки, принятых в социуме, и тем самым обеспечивает себе наилучшие условия выживания, стабильности и легитимности. Деловые организации в той или иной мере демонстрируют окружению (в лице представляющих его организаций, ведомств, партий и отдельных людей) свою лояльность и готовность действовать согласно общественным ценностям, функционировать по признанным стандартам, даже если это связано с потерей эффективности их деятельности. Благодаря этому они приобретают официальный статус, избавляются от постоянных проверок, повышают легитимность и способность к выживанию.

Фокусная перспектива (единичная  организация) - традиционный под-ход, в рамках которого анализируются процессы организационного развития на уровне единичной организации. В моделях организационной динамики данный подход выступает противоположностью популяционного подхода и основывается на принципе изоморфизма и других концепциях баланса организации с внешней средой. В качестве основного механизма реализации принципа изоморфизма рассматривается адаптация единичной организации к внешней среде. По мнению сторонников этого подхода, организации - это структуры, легко адаптирующиеся к изменениям среды.

Популяционная перспектива - своеобразный подход к изучению закономерностей  организационного развития, принятый в рамках инвайронментальных (прежде всего организационно-экономических) концепций теории организации. В его рамках постулируется положение о том, что невозможно проанализировать логику организационного развития исходя из наблюдений за единичной организацией, стремящейся достигнуть баланса с внешней средой. Организационное развитие описывается как процесс, спровоцированный давлением внешней среды, но протекающий на уровне организационной популяции, т.е. всей совокупности организаций, выполняющих сходные виды деятельности в географически определенном пространстве и взаимодействующих с одними и теми же типами экологических ниш.

Теория ресурсной зависимости - одна из инвайронментальных рациональных моделей организационной динамики и описывающая организацию как активную, рационально действующую, зависимую от других организаций систему, способную в результате целенаправленной сознательной политики снижать неопределенность окружающей среды и свою зависимость от нее. В данной теории внешняя среда трактуется как среда со все более увеличивающейся определенностью.

Теория случайных трансформаций - одна из современных антирационалистических и антиинновационных моделей структурных из-менений в организации, в которой изменение организационной структуры рассматривается не как итог реализации проекта, плана или стратегии, сознательного выбора, а как случайностный (с точки зрения реализуемой стратегии) результат, обусловленный всей совокупностью несогласованных действий лиц занятых в управлении по разному поводу, в разные периоды и в разных ситуациях. Хотя изменения в организации могут быть спровоцированы как внешними, так и внутренними факторами, не существует жесткой связи между требованиями внешней или внутренней среды и фактически осуществленными изменениями. По мнению сторонников этой теории, организации определяются как организационные анархии, т.е. системы с неустойчивыми связями между относительно автономными и слабосвязанными группами - участниками делового взаимодействия, а управление - как "проблематичная инициатива". При этом принятая стратегия или план весьма слабо отражают реальное состояние внешней среды, с которой взаимодействует организация. Ее основная цель заключается в том, чтобы члены организации могли осознать представления и способы действий, направленные на обеспечение социального порядка и повышение предсказуемости деятельности.

Следует заметить, что практически  каждая модель структурных изменений  с точки зрения критериев классификации  есть комбинация отдельных указанных  факторов, а иногда их совмещение в  одной модели. Любая из современных  моделей организационного развития представляется уникальным сочетанием некоторых из этих факторов и отражает те или иные реальные стороны или  механизмы этого процесса, но вместе с тем, как правило, остается односторонней.

На рубеже 90-х гг. прошлого века в развитии теории организации (и менеджмента) просматриваются три наиболее явные тенденции:

- во-первых, некоторый возврат к  прошлому - осознание значения материальной  и технической базы современного  производства товаров и услуг.  Это вызвано усилением влияния  технического прогресса на достижение  целей организации, роли производительности  и качества продукции для победы  в конкурирующей борьбе;

- во-вторых, усиление международного  характера управления организацией. В связи с интернационализацией управления перед теорией организации (и теорией управления) возникает много вопросов, важ-нейшие из которых - общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран;

- в-третьих, усиление внимания  к организационной культуре, а  также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в  прибылях и осуществлении управленческих  функций. Демократизация управления, участие в управлении - это реальность, т.е. демократическим формам управления  принадлежит будущее.

 

Информация о работе Модели организационного развития