Методы исследования потребительского спроса в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Спрос на туристические поездки и услуги является ключевым фактором туристского рынка. Практически любое предприятие, имеющее отношение к туризму заинтересовано в том, чтобы иметь надежную информацию о спросе на предлагаемую продукцию, в особенности относительно прогнозируемого спроса на будущее. От этого показателя всецело зависят состояние туристского бизнеса, расходы на рекламу, планирование инвестиций, возможности расширения бизнеса и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
3
Глава1.Сущность и виды спроса……………………………………
4
1.1. Понятие спроса……………………..……………………………
4
1.2.Виды спроса……………………………………….………………
5
Глава 2. Методы исследования потребительского спроса в туризме
8
2.1. Методы изучения потребительского спроса…………………...
8
2.2.Эмпирические методы исследования…………………………….
9
2.3.Статистические методы исследования…………………………...
15
Заключение……………………………………………………………..
18
Список использованных источников……………………………...…

Работа содержит 1 файл

реферат по ганскому.docx

— 50.20 Кб (Скачать)

 

Министерство образования Республики Беларусь

УО « Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

Кафедра теории и методики физвоспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине « Экономика туризма  и гостеприимства»

на тему «Методы исследования потребительского спроса в туризме»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..

3

Глава1.Сущность и виды спроса……………………………………

4

1.1. Понятие спроса……………………..……………………………

4

1.2.Виды спроса……………………………………….………………

5

Глава 2. Методы исследования потребительского спроса в туризме

8

2.1. Методы изучения потребительского спроса…………………...

8

2.2.Эмпирические методы исследования…………………………….

9

2.3.Статистические методы исследования…………………………...

15

Заключение……………………………………………………………..

18

Список использованных источников……………………………...…

19




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Спрос на туристические поездки  и услуги является ключевым фактором туристского рынка. Практически  любое предприятие, имеющее отношение  к туризму заинтересовано в том, чтобы иметь надежную информацию о спросе на предлагаемую продукцию, в особенности относительно прогнозируемого  спроса на будущее. От этого показателя всецело зависят

состояние туристского бизнеса, расходы  на рекламу, планирование инвестиций, возможности расширения бизнеса  и т.д. Для того чтобы развивать  инфраструктуру, расширять транспортную сеть, сферу услуг, строить новые  гостиницы, парки развлечений, необходимо иметь наиболее вероятные сведения о том, сколько туристов приедет  в данное место, сколько времени  они здесь проведут, каковы будут  их запросы, сколько денег они  тут потратят. Информация относительно туристского спроса и научно обоснованные прогнозы могут стать надежной базой  для принятия долгосрочной программы  развития туризма, обеспечивающей максимальный социально-экономический эффект при  минимальных потерях.

Одной из проблем эффективного ведения  туристического бизнеса является приведение предложения в соответствие с  имеющимся спросом, чтобы не было ни избытка, ни недостатка. Трудность  заключается в том, что туристский продукт не сохраняем, его нельзя складировать, запасать впрок, поэтому неиспользованное предложение в виде непроданных гостиничных мест или экскурсий ведет к невосполнимым потерям. Дела идут успешно там, где реальный спрос обеспечивает достижение планируемых коэффициентов загрузки отелей и транспортных средств. Это показывает важность определения и исследования спроса для всех предприятий и лиц, занимающихся предоставлением туристских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПРОСА.

1.1 ПОНЯТИЕ СПРОСА.

В любой рыночной системе  в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен  и тарифов может быть удовлетворена  за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные  и объективно необходимые запросы  людей к условиям жизни, труда  и быта». [10, с.58]

Нужно отметить, что существует несколько определений спроса.

В Большом экономическом словаре [1,с.198] дается следующее понятие спроса:

Спрос - экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся  в сфере обмена, торговле. Спрос  выражает совокупную общественную потребность  в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим  разнообразием и постоянно меняющихся.

В Энциклопедическом словаре бизнесмена [2, с.154 ] под спросом понимается общественная или личная потребность в материальных благах и услугах, в средствах производства и предметах потребления, обеспечения денежными средствами. Спрос на мировых товарных рынках обусловлен также наличием валютных резервов у страны - импортера, состоянием и структурой взаимного товарооборота, товарно-политическими условиями

В Учебном пособии "Теория потребительского поведения и спроса" [3, с.177] спрос рассматривается как форма проявления экономических потребностей, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.

Очевидно, что количество продукции (работ, услуг), реализованной производственным предприятием, или товара, проданного торговой фирмой, определяется спросом  на них и предложением.

Спрос представляет собой также  совокупность отдельных требований к конкретным товарам с известными потребительскими свойствами. Спрос  более дифференцирован, нежели потребности, что связано с неодинаковым уровнем  денежных доходов населения. Кроме  того, потребности имели и имеют  место во всех общественно-экономических  формациях, где даже нет товарного  обмена, а спрос - это категория  рыночных, товарно-денежных отношений.

По моему же мнению, спрос - это форма рыночного проявления платежеспособной потребности ли совокупности отношений, связанных с потреблением, обеспеченная денежными средствами.

 

1.2. ВИДЫ СПРОСА.

Главными составляющими спроса являются: наличие потенциальных  покупателей, их желание приобрести продукцию и их возможность приобрести продукцию.

Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции  при равных ценах и прочих равных условиях.

На величину и изменение спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

1.    цена - чем цена выше, тем при прочих равных условиях  ниже спрос, и наоборот, - снижение  цены ведет к росту спроса;

2.    доходы потребителей - чем они выше, тем выше спрос

3.    цены и количество  товаров - заменителей - чем они  (цены) ниже и чем оно (количество) больше, тем ниже спрос на данный  товар.

К неценовым факторам относятся:

1.    вкусы потребителей - чем  они изменчивей, тем больше вероятность  колебания (падения) спроса;

2.    ожидания потребителей - если они ждут повышения цен,  например, при высокой инфляции  спрос будет расти; при ожидании  снижения цен, например, сезонного,  спрос будет падать;

3.    уровень сервиса и  сопровождения - обходительность  продавцов, стимулирование покупок,  реклама, гарантийное обслуживание  и т.п. ведут к повышению  спроса.

Перечисленные факторы действуют  на так называемые обычные товары. Но бывают и исключения. Снижение цены на хлеб (не сезонное) не только не ведет  к росту его потребления (при  прочих равных условиях), но и напротив, - ведет к снижению потребления  хлеба за счет роста потребления  мяса. Аналогично с картофелем, маргарином, бананами и некоторыми другими продуктами. Рост цен на бриллианты, картины, антиквариат, автомобили ручной сборки, коллекционные  вина и другие товары престижного  потребления не только не ведет к  падению спроса на них, но напротив, стимулирует показное (демонстративное) потребление. Этот парадокс впервые  описан английским экономистом Гиффеном и получил название "эффекта  Гиффена".

Прежде чем изменять ценовую  стратегию, лица, ответственные за принятие решений, должны подумать, не подвержена ли их продукция эффекту Гиффена.

 В настоящее время маркетологами  описаны, изучены, классифицированы  и выработаны стратегические  рекомендации по отношению к восьми состояниям потребительского спроса.

1.    Отрицательный спрос  - как правило, возникает, когда  получение какого-либо блага сопряжено  с физическими страданиями, риском  или неудобствами, являющимися тормозящими  (противодействующими) факторами  для приобретения данного блага.

Задачей маркетолога в данном случае, как и во многих других, является изучение наиболее эффективных путей  решения проблемы. Это может быть либо усовершенствование товара, либо снижение цены, усиление информационного воздействия, улучшение канала товародвижения, изменение общественного мнения. Причем последний способ является наиболее действенным, поскольку корень проблемы не в цене или каналах товародвижения, а именно в отношение к проблеме.

2.    Отсутствующий спрос  - это когда потенциальный потребитель  не осознал выгод, которые он  может получить от потребления  того или иного товара и,  соответственно, не заинтересован  или безразличен к товару, который  может удовлетворить его нужду,  которая еще даже не приняла  форму конкретной потребности.

В этом случае основной задачей маркетинга является донесение до потенциального потребителя, преимущественно рекламными средствами, всю выгоду и пользу, которую он может получить от данного  товара. Суть задачи состоит в том, чтобы на основании нужд сформулировать у потребителя конкретные потребности.

3.    Скрытый спрос - это  когда, напротив, многие потребители  осознали свои конкретные потребности,  но полагают, что не существует  товара, который мог бы их удовлетворить.

           Задача  маркетинга - оценить величину потенциального  рынка и создать эффективные  товары и услуги, способные удовлетворить  спрос.

4.    Падающий спрос - нормальное  состояние спроса, связанное либо  с волной экономического цикла,  либо с конъюнктурой рынка,  либо с жизненным циклом товара.

Рано или поздно любая организация  столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Менеджер рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры  и определить, можно ли снова стимулировать  сбыт путем отыскания новых целевых  рынков, изменения характеристик  товара или установления более эффективной  коммуникации. Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому осмыслению подхода к предложению товара.

5.    Нерегулярный спрос  - естественное состояние спроса  в отраслях, подверженных сезонным, недельным и даже ежедневным  колебаниям.

Задача маркетинга - изыскать способы  сгладить колебания в распределении  спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.

6.    Полноценный спрос - временное, весьма приятное для  производителя и продавца, но  в то же самое время и  тревожное состояние. Под полноценным  понимается устойчивый спрос,  растущий стабильными темпами.

Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию.

7.    Чрезмерный спрос - спрос  такого высокого уровня, который  фирма не может или не хочет  удовлетворить по тем или иным  причинам.

Задача маркетинга, именуемая в  данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или  постоянного снижения спроса. При  этом цель демаркетинга - не ликвидировать  спрос, а всего лишь снизить его  уровень.

8.    Нерациональный спрос  - спрос на товары и услуги  со стороны одних групп потребителей, который вызывает противодействие  со стороны других групп граждан  и их организаций.

Задача маркетинга - убедить любителей  чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая  доступность товара.

Покупательский спрос подразделяется на реальный, удовлетворенный и неудовлетворенный. Реальный спрос определяется суммой денежных средств, направляемых населением на покупку товаров и оплату услуг  при определенном уровне цен на них. Удовлетворенный (или реализованный) спрос составляет основную часть  платежеспособной потребности. Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товары и услуги.

Для правильной разработки заказов  на производство товаров народного  потребления покупательский спрос  принято делить на макро - и микроспрос. Критерии отнесения спроса к той или иной группе различны.

По товарному признаку к макроспросу  относят общий объем спроса, а  также спрос на укрупненные товарные группы, к микроспросу - спрос на отдельные виды товаров, входящие в  эти микрогруппы.

Договорные отношения торговли с промышленностью определяются на основе прогнозных расчетов товарооборота  и его ресурсного обеспечения, что, в свою очередь, невозможно без научно обоснованных прогнозов спроса населения, позволяющих торговым предприятиям более четко формулировать требования к промышленности на оптовых ярмарках по продаже товаров. С учетом спроса и результатов оптовых ярмарок  торговля формирует заказы промышленности, устанавливая необходимые требования по количественным и основным качественным параметрам поставки потребительских  товаров. С изменением конъюнктуры  рынка ассортимент и сроки  поставки периодически уточняются.

Информация о работе Методы исследования потребительского спроса в туризме