Место и роль инвестиций в развитии сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:08, доклад

Описание работы

Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов - правильно определить приоритеты инвестирования, придать им инновационно-производственную направленность, умело используя при этом экономические и налоговые рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более трудным делом является обеспечение их эффективного использования.

Работа содержит 1 файл

место и роль инвестицийв развитии сельского хозяйства.docx

— 29.36 Кб (Скачать)

 

Вопросы инвестирования в  аграрном секторе нельзя отрывать от других вопросов экономики: налоговой  политики, таможенного регулирования  и т.д. Наиболее ярко этот отрыв проявляется  в сфере таможенного регулирования. Представляется необходимым упрощение  этого процесса для импорта товаров  на территорию России в режиме временного ввоза. Также следует упростить  порядок, регламентирующий процедуру  и число согласовании, лицензий, технических условий на реализацию инвестиционных проектов, системы взимания таможенных пошлин на импортные средства производства в направлении освобождения от таможенных платежей оборудования, ввозимого в страну с целью  реализации инвестиционных проектов.

 

Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает предоставления дополнительных налоговых льгот  иностранным инвесторам. Благоприятная  для инвесторов налоговая система - это разумные ставки налогов, стабильность, ясность и понятность, последовательность применения и объективность при  осуществлении аудита.

 

Неэффективная и громоздкая нормативная база банковского и  валютного регулирования - также  большая проблема для инвесторов. Валютное регулирование, осуществляемое в настоящее время Центробанком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое  зачастую создает запретительный режим  для иностранных инвестиций. Не разработаны  эффективные механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны.

 

В сфере валютного регулирования  необходимо проведение следующих мер: лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России; для  этого в Федеральный закон  «О валютном регулировании и валютном контроле» надо внести поправки; введение уведомительного порядка регистрации  иностранных инвестиций (том числе  валютных операций, связанных с движением  капитала), кроме изъятий, установленных  в законодательном порядке; выдача налоговых кредитов.

 

Избыточное регулирование  со стороны Центрального банка Российской Федерации создает значительные трудности и приводит к увеличению и без того большою числа необходимых  согласований. В целях содействия развитию бизнеса в регионах федеральное  правительство должно расширить  рамки деятельности иностранных  банков на местах. Присутствие в  регионах признанных зарубежных банков даст инвесторам ощущение большей стабильности и защищенности.

 

Один из наиболее эффективных  способов стимулирования притока иностранных  инвестиций - предоставление гарантий от политических и коммерческих рисков, закрепленных законодательно.

 

Западный агробизнес в  большей степени заинтересован  в сохранении России как потребителя  готовой импортной техники, равно  как и продовольственной продукции. Привлечение зарубежных инвестиций в отечественное растениеводство  и животноводство пока носит локальный  характер. Слабым остается присутствие  зарубежного капитала в основных секторах российской пищевой промышленности. Необходимость привлечения зарубежных инвестиций в национальное производство мясомолочных продуктов и других видов продовольствия высокой степени  обработки диктуется не только финансовым кризисом, но и технологическим отставанием  отрасли. Очевидно, для решения этой задачи требуются льготы для иностранных  инвесторов, включая создание «зон аграрного предпринимательства», которые  имели бы явно выраженный региональный характер. В данной связи можно  было бы принять соответствующий  закон с правом установления налоговых  и прочих льгот для иностранного инвестора.

 

Привлечение зарубежных инвестиций в АПК страны станет еще более  реальным, если их направить в развитие экспортных производств. Девальвация  рубля придала дополнительный импульс  отечественной пищевой промышленности. В то же время низкая покупательная  способность населения стала  ощутимой преградой для дальнейшего  роста производства после достижения пределов импортозамещения. Сложившаяся  ситуация требует выхода на зарубежные рынки. Ориентация на зарубежные рынки  позволит поднять стандарты отечественной  продукции и тем самым улучшить качественные характеристики потребляемого  продовольствия в стране. Зарубежный капитал будет заинтересован  вкладывать средства в экспортное производство.

 

Учитывая приближение  сроков вступления России в ВТО, необходимо разработать и законодательно оформить программу защитных мер продовольственного рынка, максимально приблизив ее к нормам и правилам ВТО. Важным вопросом при обсуждении вступления России в  эту организацию должны стать  гарантии доступа на зарубежные рынки  российских сельскохозяйственных и  продовольственных товаров. Пока продолжает действовать целая система мер  торговых ограничений и запретов относительно России. Вступление в  ВТО будет иметь последствия  не только для российской внешней  торговли. В результате должен возрасти кредитный и инвестиционный рейтинг  России, ее экономика будет окончательно признан;) рыночной, что заметно улучшит  инвестиционный климат и в АПК.

 

Государственная политика должна быть ясной и четкой в вопросе  повышения реальных доходов населения (пенсий, заработной платы бюджетникам  и т.д.). Это формирует дополнительный спрос в первую очередь на продукты питания. Нужно внести изменения  в закон о лизинге. Действующий  закон о лизинге не решил всех проблем. Остается двойное налогообложение, проблемы с уплатой НДС при  ввозе лизингового оборудования и т.д. Если эти вопросы не будут  решены, нельзя будет остановить технологическую  деградацию.

 

Масштабный рост инвестиций возможен тогда, когда у инвесторов появится уверенность в том, что  федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и предпринимают серьезные  меры, направленные на улучшение инвестиционного  климата и увеличение притока зарубежных (в первую очередь прямых) инвестиций в сельское хозяйство через расширение льгот и гарантий.

 

1.3 Основные направления  и источники привлечения инвестиций  в аграрный сектор

 

Сложившуюся ситуацию можно  определить именно как кризис, потому что возникло противоречие между  необходимостью структурной перестройки  АПК, для которой нужны инвестиции, и низким уровнем инвестиций (и  крайне высокой ценой на инвестиционные ресурсы), которые делают практически  любое финансовое вложение средств  невыгодным, исходя из текущих оценок.

 

Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства  из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего  его развития. Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем институциональных  преобразований, что являлось приоритетом  в начальный период аграрной реформы, но и привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро  в них нуждаются практически  все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие  отрасли или жилищная сфера села. Поэтому создание предпосылок для  массового притока инвестиций в  аграрный сектор должно стать важнейшим  элементом стратегии государственной  аграрной политики на современном этапе. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной  рыночной среды, в которой экономика  становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного  капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный  капитал. Это в значительной мере может быть достигнуто путем внедрения  нового, адекватного рыночной системе  экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику сельского  хозяйства.

 

Наличие воспроизводственного кризиса и медленное становление  рыночных отношений обусловливает  необходимость усиления роли государства  в регулировании инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что при  переходе к рынку роль государства  в экономике сужается. Поэтому  разработка инвестиционной политики и  ее активное проведение должны остаться в качестве важнейшего направления  государственного регулирования.

 

Инвестиционная политика в системе АПК должна быть подчинена  задачам структурной перестройки  экономики и направлена на обеспечение  сбалансированного и гармоничного развития всех звеньев комплекса, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его  использования на основе внедрения  в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции  производства.

 

В условиях рыночных отношений  государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс  путем обеспечения научно обоснованного  ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной  политики, расширения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской  деятельности и предоставления льгот  инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения  приоритетных направлений инвестирования и капиталовложения, составления  индикативных планов капитальных вложений. На региональном уровне, и особенно на уровне предприятий, необходимо составлять бизнес-планы, в которых дается обоснование  инвестиционной деятельности и источников ее финансирования, а также оценка проектных решений.

 

Для осуществления нормального  воспроизводственного процесса требуется  восстановить инвестиционный потенциал  предприятий. Для этого необходимо повысить роль их собственных источников - амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета цен  на продукцию сельского хозяйства  и потребляемые им материально-технические  ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.

 

В целях стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве  не облагается налогом прибыль, направляемая на покупку новой техники и  капитальное строительство. Целесообразно  также не облагать налогом прибыль, полученную от некоторых видов несельскохозяйственной деятельности, связанных с производством  строительных материалов. Необходимо придать действенность амортизационной  политике: периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда.

 

В условиях продолжающегося  кризиса в аграрном секторе сохраняется  необходимость более активного  государственного регулирования не только путем применения стимулирующих  мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства  по ранее начатым объектам, предусмотренным  целевыми программами; укрепление материально-технической  базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела, а также базы хранения, как в сельском хозяйстве, так  и в перерабатывающих отраслях; строительство  жилья на селе; поддержку малого бизнеса; финансирование направлений  деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей: ликвидация последствий от аварий, стихийных  бедствий, экологических катастроф, создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность производства.

 

Целесообразна государственная  поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного  кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в финансировании приобретения технических средств и оборудования, активно использовать целевую кредитную линию, мобилизовать местные источники финансирования.

 

На нынешнем этапе крайне важно осуществить техническое  перевооружение и реконструкцию  животноводческих ферм и комплексов, а также обновление парка машинами качественно нового поколения.

 

Инвестиционную политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:

 

- последовательной децентрализации  инвестиционного процесса, увеличения  доли собственных средств предприятий  в общем объеме капитальных  вложений, повышения роли амортизационных  отчислений как одного из источников  финансирования инвестиций;

 

- размещения государственных  инвестиций на производственные  цели на конкурсной основе;

 

- возвратности централизованных  капитальных вложений;

 

- расширения практики  совместного государственно-коммерческого  финансирования проектов;

 

- усиления государственного  контроля за целевым расходованием  средств государственного бюджета,  направленных на инвестиции;

 

- расширения практики  страхования и гарантирования  поддерживаемых государством инвестиционных  проектов;

 

- стимулирования иностранных  инвестиций. Необходимо отметить, что  при сложившемся соотношении  цен на сельскохозяйственную  и промышленную продукцию в  предстоящие годы капитальные  вложения за счет собственных  средств смогут осуществлять  лишь отдельные предприятия, финансирование  инвестиций из государственного  и региональных бюджетов в  ближайшие годы не улучшит  состояние производственного потенциала  сельского хозяйства и всего  АПК. Вместе с тем, требуется  разграничить функции управления  инвестициями на государственном,  региональном и местном уровнях,  обеспечивая полномочия каждого  из них надежными, а главное, стабильными источниками финансирования, закрепленными законодательным путем. В этих целях необходимо разработать и утвердить стабильные среднесрочные, на 2-3 года, нормативы распределения налогов и других видов платежей между бюджетами различных уровней, а не менять их ежегодно, как это нередко делается.

 

Кроме того, в ближайшее  время на государственном уровне следует принять меры, направленные на создание благоприятных условий  для роста банковских инвестиций в АПК. В числе мер по преодолению  кризиса финансово-кредитной системы  на первый план надо поставить упорядочение взаиморасчетов между предприятиями, создание системы страхования и  т.д.

Информация о работе Место и роль инвестиций в развитии сельского хозяйства