Материальные ресурсы предприятия, пути их эффективного использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность анализа материальных ресурсов на примере конкретного хозяйствующего субъекта и предложить рекомендации по повышению эффективности использования материалов.
Соответственно, задачи работы были определены как:
- изучить теоретические основы анализа материальных ресурсов;
- провести анализ эффективности использования материальных ресурсов;
- сформулировать способы повышения эффективности использования материалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 РОЛЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ ЛУЧШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие, экономическая роль и система управления материальными ресурсами 6
1.2 Классификация материальных ресурсов 10
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «Белпром» 17
2.1 Организационно–экономическая характеристика ЧУП «Белпром» 17
2.2 Анализ использования материальных ресурсов 19
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЧУП «Белпром» 22
3.1 Обобщение анализа материалоемкости продукции 22
3.2 Мероприятия по снижение энергоемкости и повышению эффективности использования сырья 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая эк.орг 2011.docx

— 89.31 Кб (Скачать)

НДС

 

       Рисунок 1.2 - Обособленный учет материальных ценностей и НДС

       Источник: [6, с.237]. 

       НДС, включенный в фактурную стоимость  материалов и оплаченный при покупке, учитывается у предприятия-покупателя на активном счете 18 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям».

       Товарно-материальные ценности, вносимые учредителями в  качестве вклада в уставный капитал  предприятия, отражается по оценке экспертной комиссии (или по договоренности сторон без НДС).

       Фактическая себестоимость материальных ценностей  определяется исходя из затрат на их приобретение или производство, включая следующие расходы:

  • акцизы;
  • оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов;
  • наценки (надбавки);
  • комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям;
  • стоимость услуг товарных бирж;
  • таможенные пошлины;
  • расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемая силами сторонних организаций.

       Таким образом, фактическая себестоимость, приобретаемых материалов получается из следующих основных величин: покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов (отклонения в стоимости).

       Переоценка  материальных ценностей проводится периодически в связи с изменением цен на товарно-материальные ценности. При этом остатки ценностей, подлежащих переоценке, обычно подвергаются инвентаризации. В результате переоценки могут быть выявлены дооценка или уценка материалов.

       Методика  и коэффициенты переоценки (пересчета) имущества в связи с инфляцией  утверждаются Советом Министров  Республики Беларусь.

       В соответствии с решениями правительства  суммы уценки могут списываться  за счет фондов специального назначения или резервного фонда, а дооценки относятся на увеличение фондов специального назначения.

       Организация и планирование использования материальных ресурсов является одним из важнейших  разделов деятельности промышленных предприятий. Вся работа по организации и планированию использования материальных ресурсов проводится в направлении создания условий для их максимальной экономии при одновременном повышении  качества продукции.

 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БЕЛПРОМ»

 

2.1 Организационно–экономическая характеристика  ЧУП «Белпром» 

       Рассмотрим  экономическую эффективность производства на примере ЧУП «Белпром».

       В состав общества входят:

       1. Непосредственно само предприятие, которое занимается разработкой и производством новых моделей мебели, экспортом их на рынок Западной Европы, грузоперевозками.

       2. Мебельное производство

       3. Комбинат общественного питания  и торговли

       4. Информационно-рекламное агентство  «СофтАнт». Основные направления деятельности: разработка и изготовление печатной и наружной рекламы, внедрение промышленных систем управления предприятиями.

       5. Проектно-конструкторское технологическое  бюро мебели.

       Основные  направления: дизайн и проектирование мебели; разработка и оснащение предприятий нормативной документацией; проведение комплекса работ по сертификации мебели и изделий деревообработки;

       разработка новых видов и обеспечение предприятия мебельной фурнитурой; прочие общеотраслевые проблемы.

       Основными видами деятельности, направленными  для получения максимальной прибыли, рентабельности, эффективности производства являются:

       - производство изделий из древесного сырья: корпусной мебели в большом ассортименте функционального различного назначения, изделий малых форм (тумбы, комоды, шкафы), офисной мебели, мебели по заказам;

       - разработка проектов: строительства и реконструкции новых цехов и предприятий, бытовой мебели и изделий деревообработки, оформление интерьеров, нового нетипового оборудования, а также разработка новых технологических процессов производства мебели;

       - осуществление работ по сертификации мебели и изделий деревообработки, испытание всех видов бытовой мебели;

       - разработка программных средств обеспечения ПЭВМ для мебельных предприятий, информационно-техническое и вычислительный сервис ПЭВМ; разработка и изготовление рекламно - полиграфической продукции;

       - другие виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством.

       Наличие мощностей, материальные ресурсы, а  также подготовленный квалифицированный  штат работников делает возможным в  последующие годы увеличение объема конкурентоспособной мебели, современных  дизайнерских решений, рассчитанную на покупателя с различным дохода, увеличение объема производства мебели на экспорт.

       Рост  объемов производства увязан с политикой  правительства Республики Беларусь по вопросам индивидуального и кооперативного жилья, прироста притока иностранной  валюты, а также контрольными параметрами  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на год. При разработке планов проводится анализ эффективности процесс производства, научной и информационной деятельности, а также изучение экономических результатов деятельности и на этой основе выявление резервов дальнейшего развития предприятия.

       Основными потребителями мебельной продукции  в 2008 году являлись:

Республика  Беларусь - 76,5%, страны СНГ - 14,3%, Германия - 9,2%.

         В 2009 году потребители продукции: страны СНГ - 23%, Республика Беларусь -40,9%, страны дальнего зарубежья - 36,1%.

       Производственная  программа увязана с производственными  мощностями, маркетинговыми исследованиями, а также с планом технического развития общества.

       Основные  экономические показатели работы предприятия  за 2008-2009 год представлены в таблице 2.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.1 - Основные показатели работы ЧУП «Белпром» 

Показатель 2008 год 2009 год Изменение
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. -7273,8 2453,6 +9727,4
Выручка от реализации продукции, млн. руб. 54766,1 76844,8 +22078,7
Объем выпуска продукции, млн. руб. 52076 65727 +13651
Материальные  затраты, млн. руб. 43804 51743 +7939
Рентабельность  оборота, % -13,97 3,73 +17,7
Материалоотдача, руб. 1,189 1,27 +0,081

  

    Источник: собственная разработка по данным предприятия 

       Как свидетельствуют данные таблицы, прибыль  реализованной продукции в 2009 году увеличилась на 9727,4 млн. руб., объем выпуска продукции возрос на 13651 млн. руб. или на 26,2%, материальные затраты увеличились на 7939 млн. руб. или на 18,14%, рентабельность оборота возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,7 процентных пункта и составила 3,73%. 

2.2 Анализ использования материальных  ресурсов 

       Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т. е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.).

       МО=ОП/МЗ                                                                                                (2.1)

       52076/43804=1,189 (за 2008)

       65727/51743=1,27 (за 2009) 

       Материалоемкость  продукции – отношение суммы  материальных затрат к стоимости  произведенной продукции – показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходиться  на производство единицы продукции.

       МЕ=МЗ/ОП                                                                                            (2.2)

       43804/52076=0,84 (за 2008)

       51743/65727=0,78 (за 2009) 

       Рассмотрим  динамику и структуру материальных затрат на ЧУП «Белпром» (таблица 2.2). Как свидетельствуют данные таблицы 2.2, рост объема производства продукции в сопоставимых ценах составил 26,2% или 13651 млн. руб. Материальные затраты в сопоставимых ценах увеличились на 7939 млн. руб. (18,1%) за счет увеличения сырья и материалов, работ производственного характера, выполненных сторонними организациями, увеличения использования теплоэнергии.

       Удельный  вес теплоэнергии и электроэнергии в 2009 году составил 4,4% и 3,5% соответственно и снизился по сравнению с 2008 годом на 1% и 0,7% соответственно. Удельный вес работ производственного характера составил 0,9% (увеличился на 0,2%), топлива – 0,09% (снизился на 0,05%) и прочих материальных затрат – 0,029% (возрос на 0,004%).  

Таблица 2.2 - Анализ структуры и динамики материальных затрат в сопоставимых    ценах за 2008 и 2009 гг., млн. руб. 

Показатели 2008 год 2009 год Изменение
сумма Уд. вес сумма Уд. вес суммы Суммы в % Удельного веса
Объем производства продукции 52076 Х 65727 Х +13651 +26,2 Х
Материальные  затраты всего, в том числе 43804 100 51743 100 +7939 +18,1 ---
- сырье и материалы 39227 89,6 47128 91,1 +7901 +20,1 +1,5
- работы и услуги производственного  характера, выполненные сторонними  организациями 287 0,7 469 0,9 +182 +63,4 +0,2
- топливо 62 0,14 45 0,09 -17 -24,7 -0,05
-электроэнергия 1852 4,2 1822 3,5 -30 -1,6 -0,7
- теплоэнергия 2365 5,4 2264 4,4 -101 -4,3 -1
-прочие материальные затраты 11 0,025 15 0,029 +4 +36,4 +0,004

Информация о работе Материальные ресурсы предприятия, пути их эффективного использования