Малые организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с чис¬ленностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

Содержание

1. Малые предприятия 2
1.1 Понятие малого предприятия. 2


1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России. 2
1.3. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике. 3
2. Практическая часть. 8
2.1 Инвестиционная задача. 8
2.2 Показатели эффективности проекта: ЧДД, ИД, ВНД, срок окупаемости 11
Список литературы. 13

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКАПРЕД2.docx

— 118.92 Кб (Скачать)

 

Оглавление

1. Малые предприятия 2

1.1 Понятие малого предприятия. 2



1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России. 2

1.3. Значение и функции  малого бизнеса в рыночной  экономике. 3

2. Практическая часть. 8

2.1 Инвестиционная задача. 8

2.2 Показатели эффективности  проекта: ЧДД, ИД, ВНД, срок окупаемости 11

Список литературы. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малые предприятия

1.1 Понятие малого  предприятия.

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с чис¬ленностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.



1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий в России.



Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий. 
МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, рас¬поряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реоганизации и прекращения деятельности и др. 
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг). 
Можно определить три пути создания малых предприятий: 
переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации; 
выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации; 
создание новых малых предприятий. 
В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблаго¬приятной общей экономической ситуацией. 



1.3. Значение  и функции малого бизнеса в  рыночной экономике.



Значение малого бизнеса в рыночной экономике,очень велико. Без 
малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. 
Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса. 
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например,только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. 
Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. 
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение. 
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. 
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Всеэти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. 
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. 
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. 
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. 
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут. 
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. 
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента. 
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. 
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. 
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия,одежда, обувь и т.д. и т.п. 
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поодерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. 
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует,как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах Россиии предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. 
По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых 
форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. 

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса. 
Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. 
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить перезод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес. 
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 
тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе. 
Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и препринимательства при Госкомимуществе РФ. 
Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуюто крайней огранничености возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенностьв ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. 
Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. 
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти нежелают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. 
Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. 
В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам. 
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере". Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., 
а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе. 
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть.

2.1 Инвестиционная задача.

 

Задание.

Организация рассматривает  вариант инвестиционного проекта, требующего стартовых капитовложений (J) в размере 2 455 000 рублей. Необходимо произвести экономическую оценку проекта. Норма дисконтирования Е=18% годовых. Динамика денежных потоков представлена в табл. 1.

 

Табл. 1 Динамика денежных потоков.

Год

Денежные потоки, тыс. руб.

0 (J)

2455

1 (R11+)

655

2 (R22+)

955

3 (R33+)

1055

4 (R44+)

1255

5 (R55+)

1555


 

Решение.

Критерии эффективности  инвестиционных проектов:

 

  1. ЧДД – чистый дисконтированный доход

Проект эффективен, можно  рассматривать вариант его принятия.

 

  1. ИД – индекс доходности

      

Проект эффективен.

 

 

  1. ВНД – внутренняя норма доходности

 

 

 

      

 

      

 

Т. к. ВНД больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы, и может  рассматриваться вопрос о его  принятии. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.

 

  1.  – срок окупаемости

 

 

    1. Срок окупаемости без учета ставки дисконтирования

 года

    1. Срок окупаемости с учетом ставки дисконтирования

 года

2.2 Показатели эффективности проекта: ЧДД, ИД, ВНД, срок окупаемости

 

Оценка эффективности  настоящего проекта будет произведена  с использованием следующих четырех  показателей: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД); внутренняя норма доходности (ВНД); срок окупаемости.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма  текущих эффектов за весь расчетный  период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными  затратами.

Величина ЧДД определяется по следующей формуле:

,   (1)

где   t – номер шага расчета (t = 0,1,2,…,Т);

- результаты, достигаемые  на t-м шаге расчета;

- затраты, осуществляемые  на том же шаге при условии,  что в них не входят капиталовложения;

Т – горизонт расчета;

К – сумма дисконтированных капиталовложений;

Е – ставка дисконта.

Данная формула выражает разницу между суммой приведенных  эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной  капитальных вложений.

Если ЧДД инвестиционного  проекта положителен, проект является эффективным (при заданной норме  дисконта), и может рассматриваться  вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

Индекс доходности проекта позволяет определить сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения в него.

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных  эффектов к величине капиталовложений и вычисляется по формуле

,          (2)

Если ИД > 1, проект эффективен; если ИД < 1 – неэффективен.

Эффективным считается проект, ИД которого выше единицы (т.е. сумма  дисконтированных текущих доходов (поступлений) по проекту превышает  величину дисконтированных капитальных  вложений).

Внутренняя норма  доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Иными словами, Евн (ВНД) является решением уравнения:

,             (3)

Внутренняя норма доходности (ВНД) – это такая норма дисконта, при которой величина доходов  от текущей деятельности предприятия  в процессе реализации проекта равна  приведенным (дисконтированным) капитальным  вложениям.

Внутрення норма доходности характеризует максимальную отдачу, которую можно получить от проекта, т.е. норму прибыли на вложенный  капитал, при которой ЧДД по проекту  равен нулю. При этом ВНД представляет собой предельно допустимую (максимальную) стоимость денежных средств (величину процентной ставки по кредиту, размер дивидентов по эмитируемым акциям и  т.д.), которые могут привлекаться для финансирования проекта.

Если расчет ЧДД инвестиционного  проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при  некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем  сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или  больше требуемой инвестором нормы  дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы, и может рассматриваться  вопрос о его принятии. В противном  случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.

Практическое применение данного метода осложнено, если в  распоряжении нет специализированного  финансового калькулятора. В этом случае применяется метод последовательных итераций с использованием табулированных значений дисконтирующих множителей. Для этого с помощью таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования r1<r2 таким образом, чтобы в интервале (r1,r2) функция ЧДД=f(r) меняла свое значение с “+” на “-” или с “-” на “+”. Далее применяют формулу:

,      (4)

где   - значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r1)>0 (f(r1)<0);

      - значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r2)<0 (f(r2)>0).

Срок окупаемости –  минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная  с которого, первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными  результатами его осуществления.

Результаты и затраты, связанные с осуществлением проекта, можно вычислять с дисконтированием или без него. Соответственно, получатся  два различных срока окупаемости. Срок окупаемости рекомендуется  определять с использованием дисконтирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

    1. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.:Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. - 369 с.
    2. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под. ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издателство “Перспектива”, 2001. –522 с.
    3. Чейз, Ричард, Б., Эквилайн, Николас, Дж., Якобс, Роберт, Ф. Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание.: Пер. с англ.: М.: Издательский дом “Вильямс”, 2001. – 980 с.
    4. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под. ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601 с. – (Серия «Высшее образование»).
    5. Экономика промышленного предприятия / учебник Н.Л. Зайцев 2001



Информация о работе Малые организации