Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли и её максимизация. Но тем не менее, зачастую возникает необходимость определения граничных показателей, а именно: до какой величины предприятие может увеличивать затраты или уменьшать валовой доход, чтобы не нести убытки; или до какой величины можно наращивать дебиторскую задолженность и так далее. Необходимость подобных расчётов, в первую очередь связана с поиском
Необходимо понимать, что проблемы с ликвидностью предприятия нарушают его деятельность какого-либо подразделения, или, в худшем случае, всего предприятия. Самое ликвидное имущество - это деньги в кассе или на банковском счету, за ними следуют ценные бумаги (акции, паи фонда, долговые обязательства), которые можно в нормальных условиях быстро продать.
На
третьем месте находятся
Проблемы ликвидности нередко возникают в результате того, что до начала реализации нового бизнеса или проекта не устанавливается, сколько денег необходимо для его запуска. Именно поэтому перед тем как начать бизнес, необходимо выяснить, сколько на это реально потребуется финансовых ресурсов. Если речь идет о начинающем предприятии, самое важное - убедиться, что имеется достаточно финансовых средств.
Ошибка зачастую допускается при учете поступлений от продаж. Как правило, руководитель предприятия предполагается, что весь товар будет продан сразу, и деньги за него поступят немедленно. Но на практике получается всё иначе. Чтобы продать товар, необходимо время, как для продажи, так и для получения денег. Более того, многие фирмы (особенно в торговле) предпочитают работать с отсрочкой платежа. Также в калькуляциях нередко не учитываются затраты времени с момента приобретения сырья до момента, когда готовая продукция продана.
Зачастую учитывается только время, которое уходит конкретно на производство, в него включают поставку материалов, производство, работу по продажам и поступление денег. Такой способ предварительного расчета кардинально неправилен.
Осуществлять постоянный контроль за временем товарооборота необходимо не только на начинающем предприятии, но и на постоянно действующем. Это позволяет определять потребность в финансовых ресурсах. В противном случае можно оказаться в положении, когда перспективное производство будет закрыто из-за несвоевременного финансирования.
Кроме этого, необходимо постоянно анализировать, что будет, если продажи пойдут лучше или хуже, если поставки сырья затянутся и предвидеть наступление этих ситуаций и быть готовыми к ним. Таким образом можно оценить, сколько денег максимально понадобится в самом худшем случае, и сколько минимально денег потребуется в самом лучшем случае.
Конечно же, самым главным в управлении ликвидностью является постоянный контроль за её показателями, которые рассмотрены выше. Коэффициенты ликвидности дают оценку способности фирмы оплачивать краткосрочные задолженности. Особое внимание необходимо уделять коэффициенту текущей ликвидности и коэффициенту срочной ликвидности.
За
коэффициентом текущей
Коэффициент
срочной ликвидности считается
более консервативным по сравнению
с коэффициентом текущей
Важное значение в управлении ликвидностью играет планирование (постановка целей для предприятия (увеличение доли рынка, увеличение оборота, увеличение прибыли и т.д.) и составление стратегических планов для достижения целей). Тщательно проанализированный бизнес-план для реализации стратегии позволяет следить за соответствием планов реальному положению дел и, в случае обнаружения несоответствий, своевременно реагировать. Также основательно составленный бизнес-план показывает периоды, в течение которых предприятие нуждается в дополнительном финансировании для поддержания своей ликвидности.
Банкротство
предприятия главным образом
связано с его
При хорошо налаженном производстве в случае возникновения дефицита денежных средств, необходимо прибегать к банковским краткосрочным кредитам, предварительно оценив все выгоды и потери.
Особое внимание необходимо обращать и на следующие факторы, которые тем или иным образом сказываются на ликвидности предприятия:
1)
Сезонность - планируя свою деятельность,
необходимо непременно учесть
сезонность, обусловленные ею
2) Чрезмерные инвестиции - распространено ошибочное мнение, что успешным является то предприятие, которое инвестирует много и увеличивает оборот. Каждое решение относительно инвестиций необходимо предварительно основательно проанализировать. Поскольку в случае инвестиций уменьшается объем оборотного имущества, то до вынесения окончательного решения необходимо убедиться, что при размещении денег в основное имущество не пострадает ликвидность.
3) Инвестиции за счет будущих денежных потоков - следует проявлять осторожность в тех случаях, когда предприятие для того, чтобы быстро получить деньги, берет у клиента предоплату и в ответ соглашается оказывать какую-либо услугу в течение длительного периода времени.
Например, работавшая несколько лет площадка для гольфа по требованию клиентов нуждалась в инвестициях. Руководство решило для получения средств завербовать новых членов. Чтобы повысить их численность, тем, кто заплатит вступительный взнос и абонентную плату за год вперед, была обещана (и широко разрекламирована) возможность получить на три года право играть на площадке. Кампания прошла успешно, и поступившие деньги были инвестированы в дорожки для гольфа и инвентарь. Но с наступлением третьего года предприятие столкнулось с очень серьезными проблемами. Игроков было много, и все были довольны уровнем площадки, но у предприятия не было денег на то, чтобы оплатить текущие расходы. Нуждаясь в деньгах, оно предложило возможность в течение следующих двух лет не вносить абонентную плату за игру и тем самым существенно сократило свои входящие денежные потоки будущих периодов. Поэтому в данной ситуации правильнее было прибегнуть к банковскому займу.
Чтобы
у предприятия не возникали проблемы
с ликвидностью, необходимо ставить
конкретные цели, составлять стратегии
их достижения, постоянно анализировать
и контролировать соответствие реального
положения дел и составленных планов.