Лекции по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:14, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1. Часть 2. Признаки юридического лица
Вопрос 2. Часть 3. Понятие коммерческой деятельности
Вопрос 3. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности.
Вопрос 4. Характеристика хозяйственных товариществ
Вопрос 5. Характеристика хозяйственных обществ

Работа содержит 1 файл

Семинар 1 (ЭКП).docx

— 355.36 Кб (Скачать)

Вопрос 1. Часть 2. Признаки юридического лица

Традиционно выделяют 4 признака юридического лица:

  1. имущественная самостоятельность,
  2. организационное единство,
  3. самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам,
  4. выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.

1)     Основным признаком юридического лица является имущественная самостоятельность.

Юридическое лицо может обладать имуществом на одном из вещных прав

  • праве собственности,
  • праве хозяйственного ведения,
  • праве оперативного управления.

Большинство юридических лиц являются собственниками переданного им учредителями имущества. К ним относятся все коммерческие организации, кроме государственных  и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческие организации, за исключением учреждений. 
Юридическое лицо имеет уставный капитал (складочный каптал и т.п.). Нормативными правовыми актами предусматриваются определенные требования к его размеру. В частности, минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). В соответствии с Указанием ЦБР от 1 декабря 2003 г. № 1346-У «О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка»10 минимальный размер уставного капитала для создаваемых банков, независимо от доли участия в них иностранного капитала должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн. евро.

2)  Признак организационного единства состоит в том, что каждое юридическое лицо представляет собой организацию, имеющую определенную структуру, а в некоторых случаях филиалы и представительства, органы управления, которые отражены в учредительных документах:

  • уставе,
  • учредительном договоре,
  • общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса).

При необходимости  осуществления деятельности за пределами  своего места нахождения юридическое  лицо может создавать представительства  и филиалы. 
В соответствии ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал осуществляет более широкий перечень функций, чем представительство. 
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и сами не участвуют в гражданском обороте. 
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Указанные лица представляют интересы юридического лица и действуют от его имени, а не от имени филиала или представительства. 
 
3)  Другим важным признаком юридического лица является его самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам. В соответствии со ст. 56 Гражданского кодекса РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущество юридического лица первоначально формируется путем внесения уставного (складочного) капитала (уставного, паевого фонда) и числится на балансе ( для учреждение – смете). 
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица. 
Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. 
 
4) Каждое юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, включающее в себя указание на организационно-правовую форму и отличительный элемент юридического лица (например, Общество с ограниченной ответственностью «Большевик»).

Законодательством предусматриваются определенные требования к фирменным наименованиям. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» фирменное  наименование кредитной организации  должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная  организация», а также указание на его организационно-правовую форму. Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной  регистрации кредитной организации  запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге  государственной регистрации кредитных  организаций. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением  получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

 

Вопрос 2. Часть 3. Понятие коммерческой деятельности

В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому  практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно  продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.

Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

Предприниматель всегда стремится приобретать ресурсы  и пользоваться услугами в соответствии со своими собственными коммерческими  интересами. Задача, которую ставит перед ним рынок, сводится к необходимости  создать качественный товар и  выгодно его реализовать. Поэтому  материально-техническое снабжение (закупки и т.п.), как одно из основных условий создания товара, следует  полностью отнести к коммерческой деятельности и рассматривать в  качестве ее важнейшего элемента.

Толкование  термина “коммерческий” имеет, прежде всего, практическое значение, так как  организация работы коммерческих служб  предполагает учет множества специфических  особенностей, начиная с экономических  основ и заканчивая структурой документооборота. Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Помимо традиционных знаний в области  экономики и управления, коммерсант должен обладать рядом специфических  навыков в области делового общения  и переговоров, уметь принимать  нестандартные решения по выявлению  высокорентабельных сфер приложения труда.

Профессиональная  деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного  обращения и направлена на обеспечение  функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях  рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики  предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную  коммерческую деятельность и тем  самым способствовать решению важной социально-экономической задачи –  удовлетворению потребностей покупателей.

Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже  или обмену в сфере обращения.

Основные  виды профессиональной деятельности коммерсанта:

  • организационно-коммерческая;
  • товароведно-экспертная;
  • маркетинговая;
  • торгово-экономическая;
  • аналитическая;
  • торгово-закупочная;
  • внешнеторговая.

Для науки  является весьма важным правильное определение  сущности коммерческой деятельности. Множество проблем, связанных с  изучением экономических закономерностей  в сфере производства и товарного  обращения, еще только ожидают своего решения. Среди них наиболее актуальными  являются:

  • система критериев и методы оценки результатов работы коммерческой службы предприятия;
  • система оплаты и экономического стимулирования труда работников коммерческих служб.

Существенной  проблемой является четкое определение  границ коммерческой деятельности для  целей налогообложения. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации основным критерием отнесения  того или иного вида деятельности к определенной категории налогооблажения является наличие у соответствующего предприятия или организации уставной цели на получение прибыли. При этом форма собственности и организационно-правовая форма субъекта хозяйствования роли не играет. С позиций налогообложения важно лишь четко установить принадлежность коммерческого предприятия к конкретному виду и сфере деятельности: производство и продажа каких-либо изделий (материалов или сырья), оказание производственных или непроизводственных услуг, торгово-посреднические операции и т.п. Ставки налогов на прибыль в различных случаях отличаются друг от друга по величине.

Все предприятия, организации и учреждения, действующие  на товарном рынке, можно условно  подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. К  числу коммерческих относятся практически  все предприятия сферы материального  производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи  и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений  и т.п.), почти все субъекты рынка  ценных бумаг.

Некоммерческая  деятельность традиционно концентрируется  в сфере здравоохранения и  образования, хотя в последнее время  и здесь появились ростки предпринимательства. Деятельность любого некоммерческого (“non-profitable” – в западной экономической литературе) субъекта строится на принципе поддержании баланса равенства доходов и расходов. Налоговое законодательство России четко определяет направления, по которым могут осуществляться расходы, включаемые в себестоимость. Кроме того, строго определяются и источники формирования доходов некоммерческой организации. В случае образования прибыли, данная организация должна ее использовать в строгом соответствии с требованиями законодательства или выполнить специальную процедуру расчетов в государственным бюджетом путем пересмотра размеров финансирования или уплаты соответствующих налогов. К числу некоммерческих организаций относятся и правительственные учреждения (федеральные и муниципальные).

Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа  товаров. Однако в самом широком  смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные  материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"