Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:02, доклад

Описание работы

Организация - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

Содержание

1. Факторы, влияющие на возникновение кризисов в организации
2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Кризис организации, причины возникновения, виды и последствияWord.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Кризис  организации, причины  возникновения, виды и последствия

Содержание

1. Факторы, влияющие на возникновение кризисов в организации

2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия

Список использованных источников

1. Факторы, влияющие  на возникновение кризисов в организации

Организация - это  некоторое относительно обособленное структурное звено в общей  экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая  самостоятельность, организационная  целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

В качестве организации  может рассматриваться отдельная  фирма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

На организацию  постоянно воздействуют как внешние  факторы, определяемые воздействием общих  циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

Внешние факторы  характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация  и от которой она зависит.

    К внутренним факторам относятся: старение технологии, неэффективная организация работы, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и многие другие.

    Чтобы иметь  возможность своевременно запускать  программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются  в показателях и, что очень  важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.

    При этом величина и динамика показателей могут  оцениваться и относительно установленной  рекомендуемой величины (допуски  изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

    Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако, не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов и факторов кризисных ситуаций.

    Этапы возникновения  кризиса можно представить следующей  цепочкой: причины симптомы факторы.

    Оценивать кризисы  следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

    Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее  факторы кризиса.

    Фактор кризиса - событие или зафиксированное  состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

    Система в  процессе своей жизнедеятельности  может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

    Различают статическую  динамическую устойчивость.

    Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость, в основном, диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними - внутренней.

    В условиях централизованного  управления экономикой устойчивость производственно-экономических структур достигалась, как правило, за счет воздействия внешних управляющих решений, т.е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем, механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное состояние могли быть самыми разными: это и дополнительная экономическая поддержка, и замена директора, и корректировка планов, и административная реорганизация производства, и др. В этом случае устойчивость деятельности организации достигалась управлением извне, и кризис не наступал.

    Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный  уровни и всегда решалась сверху.

    Все, производимые ранее, реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.

    2. Кризис организации:  его виды, фазы  и последствия 

    Кризис - это  крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации  с внешнеэкономической средой.

    Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т.п.

    Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись  кризисные ситуации в той или иной мере.

    Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности  поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств  и т.п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

    До банкротства  организации проходят ряд стадий состояния временной неспособности  выполнять в полном объеме и своевременно свои финансовые обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т.е. полного финансового банкротства.

    Рассматривая  различные виды кризисов организаций, исследователи больше всего уделяют  внимание финансовому кризису организаций. Финансы, финансовые потоки - это как кровь (как носитель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность всех органов.

    Именно поэтому  можно с определенной степенью условности сравнить функционирование, «заболевание»  и «лечение» организаций с  развитием человека, что можно  проследить по нижеприведенной модели.

 
    1. Регистрация  фирмы
    1. Рождение человека
 
    2. Развитие, рост  фирмы
    2. Развитие и  рост человека, его становление
 
    3. Создание дочерних  фирм
    3. Рождение у  родителей детей
 
    4. Появление  признаков неплатежеспособности, финансовой  неустойчивости
    4. Возникновение  болезней у человека
 
    5. Проведение  анализа (диагностики) деятельности фирмы и определение мер по восстановлению устойчивости
    5. Проведение  диагностики на основе анализов  состояния человека, назначение  лекарств для предотвращения  болезней
 
    6. Процесс финансового  оздоровления фирмы при реализации  намеченных мер
    6. Процесс выздоравливания человека при приеме лекарств
 
    7. Ухудшение  финансового состояния, возникновение  хронической неустойчивости
    7. Обострение  болезни, ухудшение здоровья, терпение  не помогает
 
    8. Сокращение  нерентабельного производства
    8. Проведение хирургической операции для спасения человека
 
    9. Наступление  кризисного состояния фирмы
    9. Реанимация  человека
 
    10. Ликвидация  фирмы
    10. Смерть человека
 
     

    В странах  с развитой рыночной экономикой организации, при признании их неплатежеспособными, попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т.д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.

    Применительно к организации кризисы классифицируются следующим образом:

    - технологический  (производственный), при возникновении  которого устаревшее оборудование  и технология не позволяют  выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

    - социальный (социально-управленческий), возникает  в результате появления между  работниками или их группами  конфликтов, в том числе между  рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

    - финансовый, возникающий в результате нерационального  использования собственного капитала и заемных средств, не эффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы организации;

    - организационный  - возникает в результате несовершенства  производственной структуры управления  и структуры аппарата управления  в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

    - информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация  не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

    - кризис взаимодействия  между собственниками организации  или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

    В конечном итоге  эти кризисы, как правило, отражаются на финансах организации и между  собой достаточно тесно связаны.

    В развитии и преодоление кризисов в организации различаются следующие фазы:

    I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка;

    II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке);

    III фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер);

    IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня;

    V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе;

    VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

    Кризисы могут  вызывать один другого или может  возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает - другой, а затем третий и т.д.

    Опасность возникновения  кризиса в организации существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

    Внутренними причинами возникновения кризиса  в организации могут быть возникшие  диспропорции и нарушения равновесия между:

    - отдельными  группами собственных и заемных  средств и их размещением в  основные и оборотные средства;

    - объемом производства  и объемом реализованной продукции;

    - объемом реализации  продукции и денежной составляющей  выручки;

    - доходами  и объемами краткосрочных займов;

    - качеством  продукции и ее ценой на  рынке;

    - ценой продукции  и затратами на ее производство;

    - уровнем технического  оснащения анализируемого предприятия  и его конкурентов;

    - дебиторской  и кредиторской задолженностями;

    - объемами  инвестиций и доходами по ним  и т.п.

Информация о работе Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия