Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:02, доклад
Организация - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.
1. Факторы, влияющие на возникновение кризисов в организации
2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Список использованных источников
Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия
Содержание
1. Факторы, влияющие на возникновение кризисов в организации
2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Список использованных источников
1. Факторы, влияющие на возникновение кризисов в организации
Организация - это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.
В качестве организации
может рассматриваться
На организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.
Внешние факторы
характеризуют экономическую
К внутренним
факторам относятся: старение технологии,
неэффективная организация
Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.
При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.
Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако, не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов и факторов кризисных ситуаций.
Этапы возникновения
кризиса можно представить
Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Фактор кризиса - событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.
Различают статическую динамическую устойчивость.
Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость, в основном, диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними - внутренней.
В условиях централизованного управления экономикой устойчивость производственно-экономических структур достигалась, как правило, за счет воздействия внешних управляющих решений, т.е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем, механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное состояние могли быть самыми разными: это и дополнительная экономическая поддержка, и замена директора, и корректировка планов, и административная реорганизация производства, и др. В этом случае устойчивость деятельности организации достигалась управлением извне, и кризис не наступал.
Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.
Все, производимые ранее, реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблема устойчивости организации стоит перед каждой организацией.
2.
Кризис организации:
его виды, фазы
и последствия
Кризис - это
крайнее обострение внутрипроизводственных
и социально-экономических
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т.п.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т.п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.
До банкротства
организации проходят ряд стадий
состояния временной
Рассматривая
различные виды кризисов организаций,
исследователи больше всего уделяют
внимание финансовому кризису
Именно поэтому можно с определенной степенью условности сравнить функционирование, «заболевание» и «лечение» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижеприведенной модели.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В странах с развитой рыночной экономикой организации, при признании их неплатежеспособными, попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т.д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес.
Применительно
к организации кризисы
- технологический
(производственный), при возникновении
которого устаревшее
- социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
- финансовый,
возникающий в результате
- организационный
- возникает в результате
- информационный,
являющийся следствием
- кризис взаимодействия
между собственниками
В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на финансах организации и между собой достаточно тесно связаны.
В развитии и преодоление кризисов в организации различаются следующие фазы:
I фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка;
II фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке);
III фаза - депрессия - приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер);
IV фаза - восстановление финансового равновесия, оживление производства - восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня;
V фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе;
VI фаза - поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.
Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает - другой, а затем третий и т.д.
Опасность возникновения
кризиса в организации
Внутренними
причинами возникновения
- отдельными
группами собственных и
- объемом производства
и объемом реализованной
- объемом реализации
продукции и денежной
- доходами
и объемами краткосрочных
- качеством продукции и ее ценой на рынке;
- ценой продукции
и затратами на ее
- уровнем технического
оснащения анализируемого
- дебиторской
и кредиторской
- объемами инвестиций и доходами по ним и т.п.
Информация о работе Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия