Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

1. Сущность в назначении лизинга при финансировании инновационной деятельности.
2. Система патентования ее особенности в разных странах мира.

Работа содержит 1 файл

экономика инноваций 5курс.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

      1. Сущность в назначении лизинга  при финансировании инновационной  деятельности. 

     Важным  элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной  деятельности, является финансирование. Различают две формы финансирования инноваций – прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе – из косвенных. К прямым источникам финансирования относятся:

  • бюджетные средства;
  • внебюджетные фонды;
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты;
  • инновационные инвестиции;
  • специальные фонды;
  • инновационные иностранные кредиты;
  • гранты.

     Сюда  можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные  поступления и др.)

     К косвенным источникам финансовой поддержки  инноваций относятся:

  • налоговые льготы и скидки;
  • налоговые кредиты;
  • кредитные льготы;
  • лизинг специального научного оборудования;
  • таможенные льготы;
  • амортизационные льготы.

     По  уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на:

  • государственные (государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, кредиты);
  • отраслевые (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства, бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества);
  • региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды);
  • институциональные (собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты.).
 

     Государственный бюджет и собственные  средства предприятия. Госбюджетное финансирование. 

     Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

     В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из государственного бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового бюджета.

     Прямые  бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант – денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

     Применение  базового финансирования имеет своей  задачей сохранение современной  материально-технической базы, а  также высококвалифицированных  и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных исследований.

     Более приоритетной является форма распределения  бюджетных средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки  и техники – форма конкурсного  распределения средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере.

     Возможна  двоякая форма проведения конкурсов  на получение государственных заказов  для проведения исследований и разработок.

     Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.

     Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько  исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений.

     Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

     Форма госзаказа на основе конкурса готовых  решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ  нескольким исполнителям, выполнявшим  государственный заказ.

     При этом в отечественной практике находит применение порядок финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.

     Еще одним способ снижения риска является поиск заказчика, непосредственно заинтересованного в результатах исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход и качество работ, отвечал за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, «курирующие» научно-техническую политику.

     Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

     Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный  фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

  • работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства
  • работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии
  • научно-исследовательские работы обще проблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

     Как следствие коммерческого подхода  к научно-исследовательской работе первые две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли  в ближайшем будущем, финансируются  гораздо полнее (в промышленности на них приходится от 60 до 95 % всех расходов на научную работу). Третья категория исследований финансируется значительно слабее, у многих организаций она отсутствует вообще и ведется лишь в крупных и крупнейших организациях.

     Объем финансирования исследований первого  направления широко варьируется, находясь в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях инновационного процесса отношение объема финансирования этого вида исследований к объему продаж довольно высокое. Далее по мере становления производства и упрочения рыночных позиций, организации сокращают расходы по этим стадиям. Считается, что темпы роста продаж товарной продукции должны постоянно опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые, как правило, колеблются в пределах 3-5 % объема продаж. 

Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса. 

     По  мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

     Внебюджетные  фонды – это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научно-технического, технологического, экологического характера) и для финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.

     Государство активно использует имеющиеся в  его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

     Контроль  за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при  учреждении и создании некоммерческих организаций.

     Кредитование  инвестиционных и инновационных программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом.

     Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы, обладают рядом особенностей:

  • Имеют строгую целевую направленность;
  • Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • Формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;
  • Взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при уплате, имеют налоговую природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом;

     Внебюджетные  фоны освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

     К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

     Лизинг  – это особая форма аренды, связанная  с передачей в пользование  машин, оборудования, иных материальных средств и имущества. В широком  значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга, договор купли-продажи, договор займа).

     Фактически, лизинг –это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. Существенной особенностью этой формы предпринимательской деятельности является разделение функций собственности, а именно – отделение использования имущества от владения им.

     Лизинг  как источник финансирования имеет ряд отличительных особенностей.

     Во-первых, лизинг обычно не требует авансовых  платежей, что немаловажно для  новых и развивающихся организаций.

     Во-вторых, лизинг способствует быстрой замене старого оборудования на более современное, сокращает риск морального износа.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"