Контрольная по экономике организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике1.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
 

Монетаризм —  одно из основных течений современного неоклассического направления, виднейшим  представителем которого является М. Фридмен. Основной тезис монетаристов — «  деньги — главный и решающий фактор рыночного хозяйства». Абсолютизация сферы обращения характерна для этого направления развития экономической мысли. Основной заслугой монетаристов считается детальная проработка вопросов, связанных с антиинфляционной денежной политикой государства. Рекомендации монетаристов легли в основу многих экономических реформ, проводимых в странах, вставших на путь рыночных преобразований, в частности реформы Гайдара в России. Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (т. н. либерализация) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз. Рост зарплаты катастрофически отставал от роста цен. Оказались фактически конфискованными денежные сбережения населения, резко снизился его жизненный уровень, возросла социальная незащищенность людей. Главной ошибкой такой политики было необдуманное использование теоретических рекомендаций монетаристов без учета специфики российской экономики.

 

Институционализм  — направление экономической  мысли, в котором основное внимание уделяется деятельности институтов в области принятия экономических решений. Причем термин « институт» получает достаточно широкое толкование. Сторонники этого направления называют институтами государство, законодательство, общественные организации, структуры, семью и т. д. Институционализм начинает развиваться с конца XIX в. Такие виднейшие представители институционализма, как Гелбрейт, Ойкен, Веблен и др., развивают теорию нового постиндустриального общества, основанного на деятельности независимых организованных институтов. Сегодня широкое распространение получила теория Коуза, так называемая теория трансакционных издержек, которая объясняет функционирование рынка наличием прав собственности и издержек, возникающих в результате взаимодействия этих прав, т. е. при заключении сделок (операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение — trance acts — дословно «между сделками»).

 

Русская экономическая  школа — обобщенное название представителей русских ученых-экономистов, имеющих серьезнее научные достижения в различных областях экономических знаний. Так, А. Чаянов внес значительный вклад в теорию аграрных отношений, В. Дмитриев разработал конкретную методику использования прикладной математики в экономической теории, Л. Канторович использовал теорию линейного прогнозирования для оптимального планирования ресурсов, теория длинных волн Н. Кондратьева и сегодня лежит в основе концепции циклического развития рыночной экономики. Имена таких ученых, как В. Леонтьев (разработал концепцию «затраты - выпуск» и использовал ее в теории производства), Е. Слуцкий (внес большой вклад в развитие теории потребительского поведения и разработку математического аппарата в экономической науке) и др., известны сегодня всему миру.

 

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы  неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Предмет экономической теории

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Предмет экономической теории по-разному трактуется разными научными школами:

1) Часть исследователей в соответствии  с традициями марксизма определяет предмет как производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе совместного создания ими экономических благ, условий их совместного существования.  В таком понимании экономическая теория(политическая экономия) – это общественная наука, которая изучает объективно складывающиеся отношения людей в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, проявляющиеся в их экономических интересах.

2) Другие исследователи полагают, что экономическая теория (экономикс) изучаетзакономерности использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих личных и производственных потребностей.

Такая трактовка предмета экономической науки связана с пониманием человека как существа экономического (homo economicus) – рационально мыслящего эгоиста, стремящегося максимизировать пользу или выгоду от имеющихся в его распоряжении ресурсов путем выбора лучшего из альтернативных вариантов их использования.  В реальной жизни полная рациональность недостижима, она существует только в идеальных, мысленно представляемых ситуациях. Реальные социальные условия деятельности людей, включающие недоступность части информации, необходимой для принятия решений, влияние социально-психологических факторов, обусловили трактовку ограниченной рациональности экономического поведения.

Ограниченность  ресурсов имеет относительный характер – она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех общественных потребностей. Возникает необходимость заботы о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов между различными нуждами. Ближайшим следствием этого является конкуренция за использование ресурсов. Это конкуренция между альтернативными целями их использования, хотя каждая из них может быть персонифицирована, представлена интересами отдельных людей и социальных групп.

Таким образом, перед обществом и его членами стоит задача альтернативного выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими потребностями. Соответственно этой трактовке предметаэкономическая наука отвечает на вопросы:

  • Что производить? – какие товары и услуги и в каком количестве.
  • Как будут создаваться необходимые продукты? – с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производить нужные людям блага.
  • Для кого предназначаются произведенные продукты?

В последнее время к ним добавляют  и еще один вопрос:

  • Когда будут потреблены те или иные блага или ресурсы? – в текущее время или они будут сбережены для будущего использования.
 
 
 

Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической  теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как служит основным средством исследования двух следующих разделов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макроэкономику. Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.

 
 
 
 
 
 
 

   Экономическая теория в обществе выполняет несколько  важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.

  1. Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).
  2. Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Изучая и систематизируя факты экономической действительности, раскрывая содержание экономических категорий, законов, закономерностей, экономическая теория позволяет прогнозировать экономическое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы. Таким образом, прогностическая функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей и особое значение имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.
  3. Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.
  4. Критическая функция экономической теории позволяет выявлять достижения и недостатки различных форм производства. Кроме того, она предполагает анализ, осмысление различных существующих точек зрения (подходов, суждений, решений) на предмет их соответствия достижениям теории и реальной хозяйственной практике. В конечном итоге, формируя ту или иную концепцию, экономическая наука должна критически подходить к уже существующим положениям, доказывая их несостоятельность или общественную ценность.
  5. Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.
  6. Воспитательная функция связана с формированием определенного мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Значимость этой функции особенно очевидна в условиях деидеологизации экономической науки и других сфер общественной жизнедеятельности. Ее реализация в новых условиях должна способствовать формированию экономического образа мышления.
 
 
 

Функции экономической теории:

  1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
  2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
  3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.
  4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;
  5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

[править] 

 
 
 

Ссылки

  • П. Хейне «Экономический образ мышления»
  • В. М. Полтерович «Кризис экономической теории»
  • Человеческая деятельность: Трактат по экономической теорииЛ.ф. Мизес
  • Экономическая теория | Учебник | Борисов Е. Ф.
  • Теория экономического роста | Учебник | Ю. В. Шараев
  • Экономическая теория | Задачи | Логические схемы | Методические материалы
  • Экономическая теория | Бродская Т. Г. | Учебник
  1. ↑ В. М. Гальперин. Экономикс, сиречь наука экономическая
  1. ↑ Г. И. Микерин. Стандарты оценки 2007: «Пересмотр понятий» или «Смена парадигм»[1]
  2. ↑ С. Афонцев. ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ («Россия XXI», 2001. № 2. С.38) [2]
  3. ↑ А. Г. Войтов. История экономических учений

Информация о работе Контрольная по экономике организации