Концепция рыночной системы хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:
♦ что производить — это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;
♦ как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги;

Работа содержит 1 файл

экономика 0 вариант.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

Прибыльность принято  считать основным показателем успешной работы подразделения или корпорации а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при  начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей  прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны  давно не представляют ни для кого секрета.

Манипулирование показателями прибыли с целью сокрытия фактических  результатов не составляет труда  для управляющих, что часто и  происходит в жизни. А самом деле прибыльность растет не за счет собственного капитала, а за счет заемного.

Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и  нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности  и потенциал успешной работы в  будущем.

Резкое увеличение прибыли  скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении  ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли  являются «выжиманием последних  соков» из имеющихся средств.

Виды прибыли. Прибыль  выступает в следующих видах:

Бухгалтерская прибыль равна  разнице между выручкой и внешними издержками. Издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). В  бухгалтерской прибыли не учитываются  внутренние, или неявные, издержки. К внешним издержкам относятся  платежи внешним (по отношению к  данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки внешние издержки, получаем бухгалтерскую прибыль. Внутренними  издержками являются доходы, не полученные от использования на стороне ресурсов, принадлежащих фирме. Вычтя из бухгалтерской  прибыли внутренние издержки, получим  экономическую прибыль.

Экономическая (чистая) прибыль  равна разнице между выручкой и суммой внешних и внутренних издержек, в то время как бухгалтерская прибыль равна разнице между выручкой и внешними издержками. Наличие в экономическом анализе экономической и бухгалтерской прибыли позволяет понять различие между подходом бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера, прежде всего, интересуют результаты деятельности фирмы за определенный период. Бухгалтер анализирует прошлое фирмы. Экономиста же интересует будущее. Именно поэтому он пристально следит за внутренними издержками, или доходом, который можно получить при наиболее выгодном альтернативном использовании ресурсов, которыми фирма располагает.

Нормальная прибыль-доход (заработная плата), или вознаграждение за предпринимательский труд, или  платежи, которые должна сделать  фирма, чтобы приобрести и удержать предпринимательские способности  и, соответственно, стимулировать их применение в деятельности фирмы. нормальная прибыль входит во вмененные издержки, экономическая же прибыль в издержки не входит.

Прибыль формируется под  воздействием большого количества взаимосвязанных  факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет  важное значение для определения  основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Ивашковский С.Н. предлагает следующую классификацию факторов, влияющих на размер прибыли. Он выделяет три группы факторов прибыли:

В сфере производства: его  объем, качество продукции, ассортимент, уровень оптовых цен и т.д.

В сфере обращения: организация  оперативной работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь  с потребителями и т.д.

Факторы, не зависящие от деятельности предприятия: перебои  в материально-техническом снабжении, несвоевременная подача транспорта под отгрузку готовой продукции  и др.

Недостатком концепции Ивашковского С.Н. является то, что она не позволяет  правильно и грамотно оценить  сложившуюся ситуацию, положение  предприятия на рынке, финансовое положение  предприятия и следовательно  способствует принятию эффективного управленческого  решения с целью увеличения прибыли. эффективное управленческое решение  с целью увеличения прибыли.

Классификация факторов С.Н. Ивашковского, рассмотренная выше, на наш взгляд не в полной мере показывает градацию факторов прибыли. Наиболее интересной в этом смысле является концепция  И.А. Бланка, позволяющая дать системную  классификацию факторов прибыли. Данная классификация дана на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1 Классификация факторов, влияющих на прибыль

При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние  и внутренние. Внутренние факторы  – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и  характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные  и производственные.

К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными  ценностями, организация экономической  и финансовой работы, природоохранная  деятельность, социальные условия труда  и быта работников предприятия.

Производственные факторы  отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.

Среди многообразия внешних  факторов, которые можно встретить  в современной литературе, можно  выделить основные из них:

степень политической стабильности;

состояние экономики государства;

демографическая ситуация в  стране;

конъюнктура рынка, в том  числе рынка потребительских  товаров;

темпы инфляции;

ставка процента за кредит;

государственное регулирование  экономики;

платежеспособный спрос  потребителей - динамика и колебание  платежеспособного спроса предопределяет стабильность получения торговой выручки;

цены, устанавливаемые поставщиками товаров – так как повышение  закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль;

налоговая и кредитная  политика государства;

развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров  и услуг;

развитие профсоюзного движения;

экономические условия хозяйствования;

емкость рынка.

К внутренним факторам относятся:

объем валового дохода;

производительность труда  работников;

скорость оборачиваемости  товаров;

наличие собственных оборотных  средств;

эффективность использования  основных фондов;

объем розничного товарооборота  – так как неизменной доли прибыли  в цене товара рост объема продажи  позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота  необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или  иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли

порядок ценообразования - важно  выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в  составе торговой надбавки может  привести к снижению объема реализации товаров из-за высоких цен. Но логичным следствием может стать в некоторых  случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия;

уровень издержек обращения - при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия  можно увеличить сумму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты  предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.

средства труда;

предметы труда;

трудовые ресурсы.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

По каждому из этих двух групп выделяются следующие виды:

экстенсивные факторы;

интенсивные факторы.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Внешние и внутренние факторы  тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят  от организации работы самого предприятия.

Степень влияния вышеназванных  факторов зависит не только от соотношения  их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции  и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние  отдельных факторов количественно  оценить невозможно. К примеру, деловая  репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке  по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень  качества обслуживания и т.п.), основой  которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних  традиций работы.

Необходимо отметить, что  отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных  средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут  изменяться по-разному, иногда в противоположном  направлении, и оказывать различное  влияние на прибыль. Например, предприятие  может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных  средств, например, при наличии неиспользуемого  оборудования, оно будет иметь  излишние запасы товарно-материальных ценностей.

Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для  определения направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в  натуральном выражении, повышению  качества изделий. В результате уменьшается  объем применяемых и расходуемых  средств на производство единицы  продукции, что находит отражение  в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к  увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность  развития и эффективность хозяйствования.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №1.

Первоначальная стоимость  основных производственных фондов предприятия  на начало года составила 4800 тыс.руб. Стоимость  износа этих фондов на начало года составила 735 тыс.руб. С 1 апреля осуществляется ввод в эксплуатацию новых основных фондов на 250 тыс.руб., а с 1 июня выводятся  из эксплуатации основные фонды, первоначальная стоимость которых составляет 120 тыс.руб., а стоимость износа 30 тыс.руб. Средняя норма амортизации 8%. Определите на конец года первоначальную и остаточную стоимость основных фондов.

Информация о работе Концепция рыночной системы хозяйствования