Коммерческий расчёт в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Цель моей работы - изучить организацию коммерческого расчета в деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность коммерческого расчета, обозначив основные принципы коммерческого расчета;
2. Изучить экономические методы в управлении предприятия;
3. Обозначить роль коммерческого расчета как важного экономического метода механизма хозяйствования.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность коммерческого расчета
2. Экономические методы в управлении предприятия, их взаимосвязь с функциями менеджмента
3. Коммерческий расчет как важный экономический метод механизма хозяйствования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

комерческий расчёт.docx

— 25.37 Кб (Скачать)

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы  на создание условий для его развития при организации производства и  сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают  определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней  среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении этих изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также  учитывать объективные тенденции  развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации  наукоемкого производства и повышение  его капиталоемкости. Это связано  с необходимостью внедрения в  производство достижений научно-технического прогресса для формирования и  поддержания конкурентной позиции  предприятия, а также обеспечения  устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции  на мировом рынке. 

Ключевым элементом  механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия  на хозяйственную деятельность для  создания экономических условий  эффективной реализации предпринимательской  деятельности, обеспечивающих получение  устойчивой выгоды от осуществления  этой деятельности. 

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте  предприятия, обеспечивающими его  эффективное функционирование в  рыночных условиях хозяйствования, являются: 

ь коммерческий расчет; 

ь внутрифирменный  расчет; 

ь ценовая политика и механизмы ценообразования; 

ь механизмы и  методы повышения качества и обеспечения  конкурентоспособности продукции  и предприятия в целом. 

Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи  и являются базовым элементом  экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться  в управлении предприятием при комплексном  использовании с другими элементами менеджмента. Методы ориентированы  на обеспечение устойчивой хозяйственной  деятельности предприятия и его  конкурентной позиции на рынке (в  отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли  и рост капитала в длительной перспективе. 

Взаимосвязь экономических  методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента  приведена на рис. 2. 

Коммерческий расчет является основой экономического механизма  менеджмента. Он определяет и обеспечивает формирование общей выгоды от предпринимательской  деятельности предприятия в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли при реализации его сильных  сторон в процессе производства с  использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента  и во взаимосвязи с другими  экономическими методами. 

Рис. 2. Взаимосвязь  экономических методов с основными  видами деятельности предприятия и  функциями менеджмента 

При этом управление хозяйственной деятельностью предприятия  должно обеспечивать сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи  с механизмом внутрифирменного расчета. Коммерческий и внутрифирменный  расчеты, в свою очередь, взаимосвязаны  с конкретными методами и механизмами  ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции  и конкурентной позиции предприятия  на рынке. Совокупность воздействий  экономических методов всегда направлена на получение выгоды от реализации конкретной предпринимательской деятельности (прибыли, роста капитала). 

Базой информационного  обеспечения реализации экономических  методов менеджмента являются планы (прогнозы), данные внутрифирменного учета  и отчетности по результатам хозяйственной  деятельности предприятия, результаты (отчеты) проведенных маркетинговых  и промышленных технико-экономических  исследований. Результаты экономических  оценок и прогнозов, в свою очередь, являются необходимой базой для  формирования политики предприятия  в различных сферах его деятельности и принятия обоснованных управленческих решений, обеспечивающих эффективную  хозяйственную деятельность предприятия  и достижение желаемого результата от ее осуществления. 

3. КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ  КАК ВАЖНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД  МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 

В связи с переходом  отечественной экономики к рынку  изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического  опыта применения экономического механизма  менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым  условием адаптации отечественных  предприятий к новым условиях хозяйствования. 

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации: 

1. Целей предприятия  и его структурных образований  (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний). 

2. Конкретных задач  подразделений, направленных на  достижение их целей и целей  предприятия в целом. 

3. Политики предприятия  по важнейшим направлениям деятельности, включая: 

ь обеспечение эффективности (рентабельности) производства; 

ь развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и  размещение производства; 

ь финансирование хозяйственной  деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов; 

ь развитие и внедрение  передовых технологий и инноваций  в производство; 

ь кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов  мотивации к производительному  труду); 

ь политику ценообразования; 

ь техническую политику и другие направления деятельности предприятия, обеспечивающих желаемый результат. 

4.Оптимального (рационального)  сочетания централизованных и  децентрализованных методов управления  промышленным предприятием, его  производственными отделениями  и другими структурными образованиями. 

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги (методы и  инструменты), направленные на соизмерение  затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения  экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия  в целом. 

Конечной целью  коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод  при реализации конкретной хозяйственной  деятельности. Важнейшими экономическими механизмами, реализуемыми централизованно  с помощью рычагов и методов  коммерческого расчета являются: 

1) глобальная политика  и инструменты ее реализации  в области ценообразования и  оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек  на всех его этапах), обеспечивающие  конкурентную позицию предприятия  на рынке и получение устойчивой  прибыли; 
 

2) организация условий  устойчивого финансирования (с учетом  кредитования) производственной деятельности  и развития предприятия. 

Существуют различные  способы и формы использования  моделей (экономических рычагов  и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование  тех или иных моделей диктуется  поставленной задачей. 

Например, формирование политики ценообразования должно предусматривать  ориентацию деятельности предприятия  на адаптацию структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка с учетом обеспечения конкурентоспособности  продукции предприятия и удержания  его определенной рыночной позиции. Реализация этой задачи требует тесной взаимосвязи элементов модели коммерческого  расчета с маркетинговой, научно-технической, производственной и другими видами деятельности в части затрат и  выгод при принятии соответствующих  управленческих решений. При этом реализация принятых решений должна обеспечить выполнение требований прибыльности предприятия, конкурентоспособности его продукции, а также соответствия политики ценообразования  требованиям рынка. 

Формирование (оптимизация) издержек производства исходит из необходимости  снижения затрат на каждом этапе производственного  цикла. Для реализации подобной задачи модель коммерческого расчета должна учитывать затраты и выгоды за счет совершенствования технологии производства, внедрения новой продукции, повышения качества выпускаемой  продукции, улучшения использования  ресурсов, совершенствования форм хозяйственных  связей внутри предприятия, повышения  производительности труда, экономии отдельных  статей затрат (затраты труда, накладные  расходы и других затрат). 

Формирование политики в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения  финансовых средств по важнейшим  производственным отделениям и дочерним компаниям, перемещение этих средств  между подразделениями предприятия  для обеспечения устойчивой прибыли  и лучших условий получения займов и кредитов. В этом случае использование  рычагов и методов коммерческого  расчета требует использования  специальных методов и инструментов взаимодействия и расчета между  подразделениями предприятия, разработка которых вызвана объективными потребностями  оптимизации издержек с учетом расширения международной деятельности предприятия, повышения производительности на всех этапах реализуемых бизнес-процессов. 

Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для  обеспечения эффективного управления функционированием и развитием  промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых  на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость  их рассмотрения при централизованном управлении. 

Общая схема механизма  коммерческого расчета приведена  на рис. 3. 

На реализацию принципов  и выбор конкретных средств и  методов коммерческого расчета  оказывает влияние ряд специфических  особенностей развития промышленных предприятий  на современном этапе. Эта специфика  зависит от вида деятельности, характера  выпускаемой продукции (предоставляемых  услуг) и степени разделения труда  в рамках предприятия, корпорации. Сочетание  принципов централизованного и  децентрализованного управления внутри предприятия с учетом единых принципов  и способов проведения его глобальной централизованной политики в области  ценообразования и оптимизации  издержек оказывает непосредственное влияние на конкретные элементы коммерческого  расчета и их взаимосвязи. На практике внедрение коммерческого расчета  на конкретном предприятии привело  к различным моделям его реализации. При этом каждая из них имеет свои преимущества, определяющие ее эффективность  для конкретных условий этих предприятий. 

Рис. 3. Общая схема (модель) коммерческого расчета 

Эта особенность  отражается, прежде всего, в развитии функций внутрифирменного управления (маркетинг, планирование и контроль), при которой коммерческий расчет превращается в метод обеспечения  реализации этих функций в рамках единой собственности предприятия. Высокая степень обобществления производства и капитала потребовала  подчинения всей хозяйственной деятельности предприятия (корпорации, ТНК) выполнению заранее определенных (запланированных) показателей. Это, в свою очередь, выдвигает  требования снижения затрат всех видов  ресурсов, возмещения всех расходов и  получения устойчивой прибыли за счет получаемых доходов в рамках предприятия в целом с учетом международной интеграции его производственной деятельности. Эти требования определяют значимость и основные задачи коммерческого  расчета, включая внутрифирменный  оборот, что нашло свое отражение  в разработке внутрифирменного расчета. 

Информация о работе Коммерческий расчёт в деятельности предприятия