Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:49, реферат
Экономика отраслевых рынков изучает поведение продавцов и покупателей в условиях различных типов рыночной структуры, характер и условия формирования рыночных структур, влияние отрасли на экономику в целом, а также цели и методы государственной политики регулирования отраслевых рынков. Дисциплина "экономика отраслевых рынков" является продолжением курса экономической теории, расширяет и углубляет базовый курс, рассматривая те темы, которые практически не затрагиваются в рамках классических курсов микро- и макроэкономики.
-
большие первоначальные
- незначительные дополнительные (предельные) издержки производства;
- наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли.
Примеры отраслей естественной монополии: электроэнергетика, водоканал, ЖКХ, железнодорожный транспорт, телефонная связь, газовая отрасль.
2.3. Факторы, определяющие структуру рынка
Главными детерминантами рыночной структуры являются факторы технологического характера, которые в соотношение с величиной спроса ведут к преобладанию на рынке большого или малого числа фирм. Рассмотрим эти факторы подробно.
Минимально эффективный выпуск (МЭВ) – это объем производства (или сбыта), соответствующий минимуму средних издержек отрасли.
К основным показателям, от которых зависит величина МЭВ, можно отнести эффект масштаба, эффект разнообразия и издержки использования капитала. Эффект масштаба означает, что при выполнении объема работ в рамках одной и той же крупной фирмы средние издержки оказываются меньше, чем если бы данную работу выполняли несколько самостоятельных производств меньшего размера. Эффект разнообразия имеет ту же природу экономии на издержках, но относится к ситуации, когда фирма производит несколько разнородных товаров.
Эффекты масштаба и разнообразия объясняются наличием экономии на общих издержках производства, таких как административные расходы, издержки по стимулированию сбыта, инновационные затраты. Более того, для крупной фирмы, пользующейся репутацией первоклассного заемщика, более низким будут и издержки по использованию капитала.
Вертикальная интеграция означает объединение в рамках одной фирмы последовательных стадий производства товара.
Диверсификация производства представляет собой интеграцию в рамках одной фирмы производства разного рода продукции, связанной технологически.
Поведение фирмы в долгосрочном периоде. Долгосрочный период – это период, когда меняются все факторы производства. Следовательно, могут меняться все параметры деятельности фирмы на рынке: фирма может уйти с данного рынка и войти на другой рынок.
Различают
несколько возможных способов входа
фирмы на рынок и несколько
возможных способов выхода фирмы
с рынка.
Способы входа фирмы на рынок | Способы выхода фирмы с рынка |
|
|
|
2 прекращение производства (фирма продолжает существовать, отдельный отрасль фирмы закрывается) |
3 поглощение (одна фирма покупает другую, самостоятельность покупаемой фирмы теряется) | 3 продажа активов (продажа соответствующих активов без закрытия производства) |
4 совместное производство (две равноправные фирмы создают третью фирму для совместного выпуска какого-либо товара) | |