Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Данная курсовая работа написана для того, чтобы наглядно увидеть то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства. И связи с тем, что качество является основой для успешного продвижения товара на рынке и главным критерием оценки продукции, следует выявить возможные пути или хотя бы частичное решение этой проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие качества и показатели качества товара..................................8

1.1. Показатели качества товара…………………................................8

1.2. Факторы, влияющие на качество продукции…..........................25

1.3. Сертификация товара…………………………………………….26

1.4. Понятия «продукт» и «услуга», методы и единицы измерения продукции……………………………………………………………..29

Глава 2. Конкурентоспособность товара……………………………………...32

2.1. Понятие конкурентоспособности товара………………………32

2.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность………………34

2.3. Обеспечение конкурентности продукции и ее повышения…...36

Глава 3. Практическая глава. Сравнительная оценка сортов пива: "Holsten Premium", "Балтика - Парнас № 5" и "EFES Pilsener"……...………41

Заключение…………………………………………………………………………47

Приложения…………………………………………………………………………49

Библиографический список………………………………………………………..53

Рецензия……………………………………………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Экономика организации.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

  Учет  экологических показателей должен обеспечить:

    • ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;
    • сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;
    • возможность воспроизводства диких животных и поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;
    • сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов.

       Все показатели экологичности по различным  объектам регламентируются в соответствующих  нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах, инструкциях и т.п.).

       В настоящее время ряд международных  организаций (ООН, МАГАТЭ, ИСО, МЭК и  др.) осуществляет постоянный мониторинг за функционированием отдельных  объектов, изменением экологических  параметров окружающей природной среды, здоровьем животного мира. Промышленно развитые страны в последние годы резко ужесточают требования к экологичности объектов. Однако существенных конечных результатов в мировом масштабе эта работа пока не дает. Показатели экологии земного шара продолжают ухудшаться.

       В Российской Федерации на основе Закона "Об охране окружающей природной  среды", принятом 19.12.1991 г., формируется  система правового и нормативного обеспечения проблем экологии.

       Показатели  безопасности18 характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т. п.

       Показатели  безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и средства защиты человека в условиях аварийной  ситуации, не санкционированной и  не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

       Для характеристики рассеивания фактических  значений определенного показателя качества у разных единиц продукции  одного вида применяют показатели однородности, которые используются для оценки стабильности показателей качества в условиях массового и серийного производства продукции.

       Чем лучше налажено производство, чем  однороднее используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, чем стабильнее условия производства, в том числе  климатические, тем меньше разброс  возможных значений показателей качества, характеризующих продукцию.

       К показателям однородности, например, относятся: среднеквадратичное отклонение значений показателей качества, размах - разность между максимальным и  минимальным результатами.

       1.2. Факторы, влияющие на качество продукции.

       На  каждом предприятии на качество продукции  влияют разнообразные факторы, как  внутренние, так и внешние.

       К внутренним19 относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

       Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

       Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

       Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

       Социально – экономические факторы в  значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

       Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда  является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные (см. рис. 2 в Приложениях).

       Анализ  внешней среды дает возможности  организации для прогнозирования  ее возможностей, для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

       Среди рассмотренных факторов внешней  среды конкурентные факторы20 занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

       В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение  выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

1.3. Сертификация товара

       В условиях российской хозяйственной практики совершенствование системы стандартизации и применение международных стандартов обеспечивают необходимые предпосылки для создания систем обеспечения качества, способных существенно повысить конкурентоспособность продукции. Это достигается с помощью сертификации. Сертификация в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандарта.

       Сертификация21 – процедура, по средствам которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие определенных видов продукции требованиям стандартов. С 1 января 1992 г. для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности введена сертификация продукции. Сертификация означает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно. Сертификация систем качества осуществляется органами, формируемыми Госстандартом и его институтами. Органы, осуществляющие сертификацию систем качества, не зависят ни от покупателя, ни от производителя. Их задача – дать объективную и авторитетную оценку систем качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательной или по инициативе изготовителя) предусматривается проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертификации продукции.

       Если  результаты испытания оказались успешными и подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа, то хозяйствующему субъекту-производителю выдается сертификат. Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на 3 года.

       Показатели, характеризующими уровень качества продукции, являются удельный вес или  коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции в оптовых ценах хозяйствующего субъекта без НДС и акцизов.

У = СП / V × 100%

К = СП / V,

       где У – удельный вес,

       СП  – сертифицированная продукция,

       V – общий объем продукции,

       К – коэффициент сертификации.

       Эти показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции соответственно требованиям условий внутреннего и внешнего рынка.

       Оценка  и контроль за соблюдением качества достаточно просты в том случае, если заданное потребительское свойство тоже может быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность на удар, изгиб и т. п.). Сложнее эта задача решается в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (например, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как все они различны по своей значимости для разных потребителей.

       Один  из способов получения данных об изменении  качества товаров состоит в том, чтобы экспертным способом создать номенклатурный перечень признаков качества, ранжировать их по значимости для потребителя в рамках определенной шкалы весов и сравнить достигнутые уровни показателей с показателями, принятыми за базу сравнения (эталон, стандарт, требования технических условий и т. п.). Расчетная формула сводного индекса качества22 товаров имеет следующий вид:

       Где Сi – весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества,

       Сj – коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж,

       ij – суммирование взвешенных коэффициентов качества по набору i j товаров с учетом нескольких признаков полезности.

       Изменение качества проданных товаров можно  оценить путем косвенных расчетов – через динамику цен реализации товаров, так как качественные товары продаются по сравнительно высоким ценам.

Эффект  от изменения качества товара = Фактическая  стоимость продаж товаров по ценам соответствующего качества – Фактическая стоимость продаж товаров по средним ценам реализации товара в базисном периоде.23

       Кроме того, возможно сравнение динамики валового объема поступления от продаж и чистого объема реализации (за вычетом скидок за дефекты, возврат  некачественный изделий и т. п.).

       К прямым обобщенным характеристикам  качества товаров следует отнести показатели удельного веса продукции лучшего качества в общем объеме реализации всей товарной массы предприятия.

1.4. Понятие «продукт» и «услуга»,

методы  и единицы измерения  продукции

       Результатом производственной деятельности хозяйствующего субъекта является его продукция, которая выступает в виде продукта и услуги.

       Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) – это объекты, имеющие форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Общество как совокупный потребитель заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент; прическа, а не стоимость этой услуги).

       Услуга – такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, добавляет к его первоначальной стоимости (цене) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплачивать. Примером услуг являются ремонт бытовой техники, перевозка грузов, мелирование, рекламирование товара. Выделяют услуги социальные и культурно-бытового назначения. Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются в натуральных (физических) единицах измерения (шт., т, м и т. д.).

       Учет  в натуральных единицах измерения  осуществляется в том случае, если продукция однородна по назначению и содержанию.

       В целях упрощения учета и технико-экономических  расчетов кроме натуральных единиц измерения применяются условно-натуральные  единицы измерения.

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность