Эволюция экономической мысли о роли государства в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

С самого возникновения экономической науки умы ученых занимали проблемы, связанные с ролью и функциями государства в экономике. Представители одной из первых экономических школ – меркантилизма, возникшей в период первоначального накопления капитала (ХV-ХVII вв.), обосновывали необходимость активного государственного регулирования экономики, а именно развития торговли и промышленности.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ.docx

— 42.90 Кб (Скачать)

Эволюция экономической  мысли о роли государства в  экономике

Меркантилизм

С самого возникновения экономической  науки умы ученых занимали проблемы, связанные с ролью и функциями  государства в экономике. Представители  одной из первых экономических школ – меркантилизма, возникшей в  период первоначального накопления капитала (ХV-ХVII вв.), обосновывали необходимость активного государственного регулирования экономики, а именно развития торговли и промышленности.

Меркантилисты рассматривали деньги как абсолютную форму богатства  и утверждали, что нация тем  богаче, чем больше золота и серебра  она имеет. А накопление денежного  богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.

Сторонники теории раннего (или  денежного) меркантилизма (англичанин У. Стаффорд, итальянец Г. Скаруффи) выступали за принятие государством мер, направленных на удержание денег  в стране. В качестве таких мер  предлагалось: запрещение вывоза денег  за границу; введение государственной  монополии на торговлю валютой; создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами (под страхом  суровых наказаний все вырученные от продажи средства иностранцы обязаны  были тратить на территории данной страны на покупку товаров местного производства) [1, с.65].

Со второй половины ХVI в. развивается и достигает расцвета в ХVII в. поздний меркантилизм (его представителями являются англичанин Т. Манн, итальянец А. Серра, француз А. Монкретьен). В этот период завершилось формирование абсолютистских монархий, возросла экономическая мощь торговой буржуазии. Государство переместило сферу своей деятельности в область торговли, где важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса.

Сторонники позднего меркантилизма  утверждали, что богатство государства  зависит от разницы между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных  в нее товаров, то есть от превышения экспорта над импортом (положительная  разница в форме благородных  металлов будет оставаться в стране). Для обеспечения такой разницы  предлагалось:

  • вывозить из своей страны изделия, причем только готовые (выручка от их продажи больше, чем от вывоза сырья), запретить ввоз предметов роскоши;
  • развивать посредническую торговлю, для чего разрешалось вывозить деньги за границу (при этом выдвигалось требование – покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой).

Кроме того, для формирования активного торгового баланса  и захвата внешних рынков правительство  должно было регулировать ввоз путем  обложения пошлинами иностранных  товаров и поощрять вывоз, выдавая, например, премии хозяевам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. С этой целью, а также для того, чтобы освободить страну от необходимости  импортировать промышленные изделия, предполагалось поощрять развитие промышленности, особенно мануфактурной.

Идеи меркантилизма стали теоретической  базой государственной политики, которая получила название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. Эта политика была направлена на стимулирование развития отечественной экономики, ее защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков. С ХVII в. и до наших  дней не было и нет ни одного государства, которое в определенной степени  и в определенных условиях не прибегало  бы к протекционистской экономической  политике. К основным средствам такой  политики относятся: протекционистские  тарифы на импортируемые товары, импортные  квоты, экспортные субсидии и налоговые  льготы экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы  без поддержки государства, именно поэтому меркантилисты считали  само собой разумеющимся активное вмешательство  государства в экономические  процессы.

Экономический либерализм

С развитием рыночных отношений  выросший промышленный капитал рассматривает  государственную опеку и связанные  с ней ограничения как помеху своей деятельности, стремится освободиться от нее. Все чаще экономисты в своих  трудах резко критикуют позиции  меркантилизма. Новые взгляды экономического либерализма сформулировали создатели  классической школы политической экономии А. Смит и Д. Рикардо.

В основе взглядов А. Смита, изложенных в работе «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.) лежало представление об экономических законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной системы. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки» - стремление к личной выгоде ведет к общей выгоде, к развитию производства и прогрессу [2, с.54]. Роль государства А. Смит ограничивал функцией «ночного сторожа»:

  • поддержания порядка и обеспечения безопасности;
  • отправления правосудия;
  • содержания общественных сооружений и общественных учреждений.

«Свобода предпринимательства», «свобода торговли» – эти принципы заменили и в теории, и в политике идеи государственного протекционизма.

Сторонником всемерного ограничения  вмешательства государства в  экономику был и Д. Рикардо. Он считал, как и А. Смит, что в  экономике действуют объективные  и стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства  поддерживает экономическую систему  в равновесии. В то же время Д. Рикардо считал необходимым выработку  государственной экономической  политики, способствующей росту производительных сил общества. В этом он видел  важную роль политической экономии, способной  исследовать экономические законы и разработать для государства  необходимую экономическую политику.

А. Смит и Д. Рикардо считаются  основоположниками теории и политики фритредерства (от англ. free trade – свобода торговли). Главная идея заключалась в том, что всем хозяйственным субъектам должны быть гарантированы основные экономические свободы:

  • свобода выбора сферы деятельности;
  • свобода конкуренции;
  • свобода торговли.

Классики представляли такую политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам. Однако наиболее полное воплощение она нашла в  Великобритании в середине XIX в.

Кейнсианская теория

Экономические кризисы, приобретавшие  все более глубокий и затяжной характер, обострение социальных проблем  в середине XIX в., революция 1848 г., а особенно период Великой депрессии 1929-1933 гг., обусловили необходимость государственной социально-экономической политики, которая должна была стабилизировать хозяйственное развитие и обеспечить социальное равновесие системы. Эта необходимость нашла отражение в экономической науке. Возникло целое направление – кейнсианское, основы которого были заложены английским экономистом Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г.

Дж. М. Кейнс (1883-1946) – выдающийся представитель  экономической мысли ХХ столетия. В экономической науке его  считают основоположником теории государственного регулирования экономики. Дж. М. Кейнс  довольно скептически отнесся к  принципу «невидимой руки» А. Смита  и идее невмешательства государства  в экономику. Он высказывал сомнения по поводу того, что условия процветания  отдельного экономического человека или  фирмы аналогичны условиям процветания  всей экономики страны. Напротив, между  ними и возникают противоречия, решение  которых находится в сфере  общих условий воспроизводства  и подлежит государственному воздействию.

Теорию Кейнса принято называть антикризисной, так как он рассматривал экономику в состоянии депрессии. Согласно его взглядам, государство  должно активно вмешиваться в  экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые  обеспечили бы выход экономики из кризисного состояния. Таким образом, Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что  для обеспечения нормального  роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне (со стороны государства).

В качестве особенно сложных проблем  Кейнс выделил подверженность рыночного  хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Отстаивая необходимость  государственного регулирования рыночной экономики, он разработал и предложил  программу государственной антикризисной  политики и политики полной занятости, в основе которых лежали положения  кейнсианской теории эффективного спроса [3, с.32].

Основными «рецептами», выдвинутыми  Кейнсом для обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора  роста и повышения уровня занятости, являются:

  1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предполагалось, что снижение процентной ставки по кредитам будет стимулировать предпринимателей вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.
  2. Бюджетная политика. По мнению Кейнса, стимулировать эффективный спрос будет увеличение государственных расходов, государственных инвестиций и государственных закупок товаров.
  3. Перераспределение доходов в интересах наименее обеспеченных социальных групп. Это позволит увеличить потребительский спрос с их стороны.
  4. Политика полной занятости, целью которой должно стать недопущение значительной безработицы и расширение системы социального обеспечения.

Как известно, впервые системно применить  на практике кейнсианскую программу  антициклического регулирования попытался  американский президент Ф.Д. Рузвельт, назвавший введенную им систему  государственного регулирования «новым курсом».

Кейнсианская модель государственного регулирования позволила снизить  циклические колебания экономики  в течение длительного времени. Однако с начала 70-х годов начинает проявляться несоответствие между  возможностями государственного регулирования  и объективными экономическими условиями, сформировавшимися в странах с рыночной экономикой в тот период. Стало очевидным, что модель Кейнса может быть устойчивой только в условиях высоких темпов экономического роста. Именно высокие темпы роста национального дохода создают возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

Монетаризм

Со второй половины 70-х  годов (особенно после крупного мирового экономического кризиса 1974-1975 гг.) условия  воспроизводства резко ухудшились. Стало ясно, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои, выражающиеся, например, в раскручивании  инфляционной спирали. Начался поиск  новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у  Кейнса наиболее острой проблемой, подлежащей регулированию, была безработица, обеспечение  занятости и экономического роста, то теперь на первый план выдвинулась  задача регулирования инфляции. На основе этого возникло новое направление  в экономической науке – монетаризм, родоначальником которого является М. Фридмен (род. в 1912 г.).

В отличие от кейнсианцев, монетаристы, во-первых, утверждают, что  рыночная экономика сама в силу своих  внутренних тенденций и условий  стремится к стабильности, саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены играют роль главного инструмента, обеспечивающего  корректировку в случае нарушения  равновесия. Возникновение отклонений, диспропорций обычно является результатом  внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования, а не внутренних причин. Таким образом, монетаристы считают, что государственное регулирование  экономических процессов нарушает их естественный ход.

Во-вторых, по мнению представителей школы монетаризма, приоритетными  должны быть денежные факторы. Следовательно, среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение необходимо отдавать денежным инструментам, а  не административным, не ценовым методам, не налоговой системе. Именно денежные инструменты наилучшим образом  способны обеспечить экономическую  стабильность как главную цель регулирования [4, с.140].

В отличие от Кейнса, который  оценивал бюджетную политику как  достаточно точный, быстрый и предсказуемый  по результатам инструмент, Фридмен  характеризует подобным образом  денежно-кредитную политику.

Монетаристская теория признает денежно-кредитные инструменты главными средствами регулирования экономики, причем применение этих инструментов должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи.

Монетаристская концепция  отличается от кейнсианской, а иногда противоречит ей (см. табл. 1).

Вместе с тем было бы неверным проводить резкую грань  между этими двумя подходами  к проблеме экономического регулирования. Обе эти теории построены применительно  к условиям рыночной экономики. В  известной мере они взаимодополняют  друг друга.

Таблица 1. Основные отличия кейнсианства и монетаризма

 

Дж. М. Кейнс

М. Фридмен

Необходимо вмешательство  государства в рыночное хозяйство

Рынок способен к саморегулированию

Занятость зависит от совокупного  спроса

Экономика сама установит  уровень производства и занятости

Денежная масса нейтральна к производству

Денежная масса – причина  роста цен и изменения конъюнктуры

Главная проблема – безработица

Главная проблема – инфляция

Нужна гибкая денежная политика

Необходима стабильная денежная политика

Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса

Бюджетный дефицит – причина  инфляции

Кейнсианство – теория экономического роста

Монетаризм – теория экономического равновесия

Информация о работе Эволюция экономической мысли о роли государства в экономике