Экономика предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Снегу́рочка — новогодний персонаж русских легенд. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно молодая и жизнерадостная, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Работа содержит 1 файл

Снегу́рочка.docx

— 163.25 Кб (Скачать)

Снегу́рочка — новогодний персонаж русских легенд. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших  или зарубежных собратьев не имеет  такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно молодая  и жизнерадостная, одетая только в  белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор – восьмилучевой  венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому  описанию. Нарушения цветовой гаммы  встречаются крайне редко и, как  правило, оправдываются отсутствием  возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Принято считать, что в  народных преданиях история Снегурочки связана с образом богини Костромы, чье чучело когда-то сжигали на костре во имя грядущего обильного урожая. Однако в русском фольклоре она  фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Видимо, сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы –  это одновременно проводы зимы. Обряд  призван обеспечить плодородие земель. Так же и сказочная Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним  о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она ожившая  снежная баба. Это значит, что  Снегурочка была олицетворением зимы, сила, враждебная людям и почти  потусторонняя, связанная с загробным  миром. Ведь Кострома тоже имеет два  значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой – Кострома – это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы – заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон  Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах  обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной  из обрядовых песен поется так: «Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла  плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с  маком нализалась. Вдруг Костромка  повалилась. Костромушка померла». Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника  вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник – это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших  предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали  рассматриваться исключительно  как злые, дьявольские силы.

О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И  поэтому сложно сказать, какое место  занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени  играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может  быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего  плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих  и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского  Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало  случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного  мифа выросла печальная романтическая  сказка.

Другие же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать  идолов из снега и льда. И образ  ожившей ледяной девочки частенько  встречается в преданиях тех  времен. 
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 год).

И все-таки, Снегурочка – это литературный персонаж. В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как  дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая  погибает во время летнего ритуала  почитания бога Солнца Ярилы. Позже  писатели и поэты превратили ее во внучку.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат  Савва Иванович Мамонтов захотел  поставить ее на домашней сцене Абрамцевского  кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в  светлом сарафане с обручем или  повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной  оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной  на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение  еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ  Снегурочки для декоративного панно  в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной  из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший  в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее  развитие образ Снегурочки получил  в работах педагогов конца XIX —  начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История  о девушке из снега, пришедшей  к людям, становилась все более  популярной и очень хорошо «вписалась»  в программы городских рождественских елок. Ещё до революции фигурки  Снегурочки вешались на ёлку, девочки  наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или  оперы. В это время в роли ведущей  Снегурочка не выступала.

Свой современный  вид образ Снегурочки получил  в 1935 году в Советском Союзе, после  официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации  новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом  Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между  ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые  явились вместе на праздник ёлки в  Московский Дом Союзов. Любопытно, что  на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно. Но после репрессий 1927 – 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз  и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус  успешно справляется сам. А под  Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных  ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых  женщин, чаще светловолосых.

Резиденция  нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской  области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области  Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде  бы, и родина Снегурочки. Но зато в  подмосковном селе Абрамцево у Виктора  Васнецова родился образ ледяной  красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной  постановке по пьесе Островского  и, опять же в Абрамцеве, на сцене  домашнего тетра Саввы Мамонтова  впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А  Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в  московском парке Кузьминки открылась  еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь  же построили двухэтажный домик  и для его внучки. Деревянный терем  выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Информация о работе Экономика предприятий