Экономика машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

Производительность труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в сфере материального производства и представляет способность человека производить определенное количество материальных благ в течение долгого промежутка времени. Можно сказать, что производительность труда характеризует эффективность (результативность) использования трудовых ресурсов, кадров предприятия.. Она измеряется количеством продукции, производимой в единицу времени, или затратами труда на производство единицы продукции.

При анализе производительности труда (ПТ) различают ее уровень и темпы роста

Работа содержит 1 файл

На печать часть 2.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

 Распределительная функция цены тесно взаимодействует  с функцией цены как критерия рационального  размещения производства, способствуя  переливу капиталов в те отрасли  и секторы экономики, где предъявляется  повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

 Учетная функция цены нередко вступает в  противоречие практически со всеми  остальными функциями, особенно со стимулирующей  и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования  спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

 В хозяйственной  жизни взаимосвязи и взаимозависимости  между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

 ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ - движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие  определяющее воздействие на формирование цен. Прежде чем разработать стратегию формирования цены, предприятие должно проанализировать все факторы, влияющие на принятие решения по ценам. Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования: потребители, правительство, участники каналов сбыта, конкуренты, издержки производства. Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние. К основным внутренним факторам, определяющим уровень цен товаропроизводителей, относятся: уровень издержек производства; особенности производственного процесса (мелкосерийное, индивидуальное или массовое); специфика производимой продукции (степень ее обработки, уникальность, качество); доступность необходимых для производства ресурсов (трудовых, материальных, финансовых); организационный уровень, степень использования прогрессивных методов производства; рыночная стратегия и тактика производителя и т. п. факторы. Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования на товар конкретного производителя: потребительские предпочтения относительно данного товара (благоприятные или неблагоприятные); уровень доходов покупателей; потребительские ожидания относительно будущего/изменения цен и собственных доходов производителя; цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие); цены и неценовые предложения конкурентов и пр. Факторы внешнего порядка практически не подвластны контролю со стороны товаропроизводителей, но обязательно учитываются при формировании цены на выпускаемую продукцию.

 СТРУКТУРА ЦЕНЫ - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых  в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего

41 виды цен, стратегии  и методы ценообразования

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Существует два  основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.[3]

[править]

Затратный подход

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих  в качестве отправной точки фактические  затраты фирмы на производство и  организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов  расчёта цен выделяют:

Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки  плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти  методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства).

Ценностное ценообразование  — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме  получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё  соотношения «ценность товара / затраты на товар».

В рамках ценностного  ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования —  это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

Пассивное ценообразование

Кроме двух описанных  подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.

Виды цен

- оптовые цены

- закупочные цены,

- розничные цены,

- сметная стоимость 

- цены и тарифы  на услуги. Тарифы могут относиться  к сфере оптовой торговли (грузовые  транспортные тарифы) и розничной  (пассажирские тарифы).

По степени регулирования:

- свободные цены, устанавливаемые  производителями продукции и  услуг на основе спроса и  предложения в соответствии с  конъюнктурой рынка;

- фиксированные цены  или тарифы, устанавливаемые на  определенном уровне;

- регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какие - либо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;

- гарантированные  цены. Их поддержание обеспечивается  государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;

- рекомендуемые цены  устанавливаются на важнейшие  виды продукции; 

- залоговые цены  выполняют функции минимальных  гарантированных цен. 

По времени действия:

- твердые {постоянные) цены, которые не меняются в  течение всего срока поставки  продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;

- текущие цены, по  которым осуществляется поставка  продукции в данный период  времени. Они могут меняться  в рамках одного контракта  и отражают состояние рынка;

- скользящие цены  устанавливаются на изделия, требующие  длительного срока изготовления.

- сезонные цены  действуют в течение определенного  периода времени;

- ступенчатые цены  представляют собой ряд последовательно  снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По формам продаж:

- контрактные {договорные) цены устанавливаются по соглашению  сторон;

- биржевые котировки  — уровни цен товаров, реализуемых  через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары;

- цены ярмарок и  выставок (часто льготные);

- аукционные цены  отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные  торги и тендерные;

- трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.

По степени обоснованности:

- базисные цены  применяются в качестве исходной  базы при установлении цены  на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами;

- справочные цены  публикуются в каталогах, прейскурантах,  экономических журналах, справочниках  и в специальных экономических  обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;

- прейскурантные цены  представляют собой вид справочной  цены и публикуются в прейскурантах  фирм-продавцов;

- расчетные цены  применяются в договорах, контрактах  на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным  заказам;

- фактическая цена  сделки учитывает применение  различных надбавок и скидок  к базисной цене.

По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов:

 цена-нетто —  цена на месте купли-продажи; 

- цена-брутто (фактурная  цена) определяется с учетом условий  купли-продажи (вида и размера  подтоварных налогов, наличия  и уровня скидок, вида «франко»  и условий страховки). 

42 Структура оптовых и розничных цен. Налоги, включаемые в цены

    Розничные  цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно – технического назначения, реализуемые населению. 

- оптовые цены, по  которым предприятия реализуют  произведенную продукцию другим  предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом); 

В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как  самостоятельный элемент цены налог  на прибыль. 

Социальные налоги — это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды. 

Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому  их называют специальными налогами, отчисляются  они не в бюджет, а во внебюджетные фонды. 

По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются  на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.

К косвенным налогам  относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг  при их реализации получает налоговые  суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др. 

Информация о работе Экономика машиностроения