Экономика и организация производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

1. Методика экономического анализа товарооборота
2. Факторы, влияющие на товарооборот.

Работа содержит 1 файл

контр.раб экономика.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

                                       Содержание 

                                     Вариант № 10 

1. Методика экономического анализа товарооборота 

2. Факторы, влияющие  на товарооборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методика экономического анализа товарооборота

     

      Анализ товарооборота предприятия  питания позволяет оценить достигнутые  результаты, изучить развитие товарооборота  по видам и формам, оценить  правильность, реалистичность стратегии  предприятия в развитии товарооборота,  сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа планирования объема реализации предприятия питания.

    Методика  экономического анализа товарооборота  включает в себя:

    1) изучение выполнения плана товарооборота  по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей, по розничной реализации, оптовой продаже, выполнение плана по валовому товарообороту;

    2) изучение динамики валового, розничного, оптового оборота, а также оборота  по собственной продукции, в  том числе обеденной и прочей;

    3) анализ производственной программы  предприятия питания;

    4) исследование влияния важнейших  факторов на выполнение плана  и динамику товарооборота (товарного  обеспечения, запасов, товарооборачиваемости,  производительности труда и др.);

    5) выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.

    Анализ  товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота  в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.

    Важным  показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия питания, является доля собственной продукции в валовом товарообороте. 
 
 

Методика  анализа товарооборота  

     Анализ  товарооборота предприятия   позволяет  оценить достигнутые  результаты, изучить развитие товарооборота,  оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.  

     Методика  экономического анализа  товарооборота  включает в  себя:  

     а) изучение выполнения плана  товарооборота; 

    б) изучение динамики товарооборота; 

     в) анализ производственной программы  предприятия; 

     г) исследование влияния важнейших  факторов на выполнение плана  и динамику товарооборота (товарного  обеспечения, запасов, товарооборачиваемости,  производительности труда и др.); 

     д) выявление резервов роста  товарооборота и разработка конкретных  мероприятий по увеличению товарооборота. 

     Анализ  товарооборота проводится  в фактических (действующих) и  сопоставимых ценах. Для определения  товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом. 

     Анализ  объема и динамики оптового товарооборота  основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. 

     Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется, прежде  всего, степенью выполнения планов  и динамикой оптового товарооборота.  Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана его динамику. Под сезонными колебаниями товарооборота понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времена года. 

     Динамика  квартальных и месячных  товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется, прежде всего, в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым, и достаточно надежным, является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота. 

     После изучения объема  оптового  товарооборота  переходят к  анализу его состава, то есть  изучают ассортимент и  структуру товарооборота. 

     Главный фактор успешного развития  товарооборота  – обеспеченность  и рациональное использование  товарных ресурсов. Проводя  анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оптовый товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. 

     Важным  вопросом анализа является  изучение эффективности использования  товарных ресурсов, правильности  их распределения между  магазинами  и другими торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов. 

     Сущность  планирования товарооборота  заключается  в определении  его объема в  стоимостном  выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота  служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов. 

     Одним из методов расчета общего  объема оптового товарооборота предприятия является экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показателей динамического ряда. Тенденции переносятся на плановый период. При характеристике тенденции используется метод среднегодовых темпов изменения показателей. Экономико-статистический метод, основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.  

     Экстраполяция по скользящей  средней может применяться   для целей краткосрочного прогнозирования. 

     Необходимость применения скользящей  средней вызывается следующими  обстоятельствами. Бывают случаи, когда  имеющиеся данные динамического  ряда не позволяют обнаруживать  какую – либо тенденцию развития  того или иного процесса из  – за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.

     С этой целью рассчитывается  прирост товарооборота в процентах к предыдущему периоду.

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Факторы, влияющие  на товарооборот. 

    Выполнение  плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия общественного  питания зависят от  трёх групп  факторов:

    1) от обеспеченности товарными  ресурсами, правильности их распределения и использования;

    2) от обеспеченности трудовыми  ресурсами, эффективности использования  рабочего времени, производительности  труда работников общественного  питания;

    3) от состояния, развития и использования  материально-технической базы предприятия питания. 

    Первая  группа факторов 

    Главный фактор успешного развития товарооборота  и выпуска собственной продукции  – обеспеченность и рационального  использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии общественного питания обычно начинают с изучения продуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот предприятия общественного питания зависит от поступления сырья и покупных товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие продуктов. Эта зависимость может быть выражена формулой продуктового баланса:

    Зн + П = Р + В + Зк ,

где Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода;

    П – поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;

    Р – реализация продукции собственного производства и покупных товаров;

    В – прочее выбытие продуктов;

    Зк – товарные запасы на конец анализируемого периода.

    Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

    Р = Зн + ПВЗк .

    Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают  завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное – увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода.

    Так как товарооборот планируют, учитывают  и анализируют в продажных  ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в аналогичной оценке. Данные по продуктовому балансу изучают в целом по предприятию питания, так как отсутствует необходимая информация для его составления в ассортиментном разрезе.

    Анализ  поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота и выпуска собственной продукции определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров на льготных условиях. Закупки зелени, ранних овощей, ягод и фруктов на колхозных рынках, продовольственных товаров непосредственно у производителей расширяют и разнообразят ассортимент продукции собственного производства, повышают калорийность и качество выпускаемых блюд. Приобретение продуктов непосредственно у производителей, поступление сырья из подсобных хозяйств и пунктов потребительской кооперации, как правило, производятся дешевле, чем при их закупке через оптовых посредников, что является важным фактором снижения стоимости питания и повышения рентабельности хозяйствования. В связи с этим при анализе необходимо изучить, как предприятия питания используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов из указанных выше источников и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза продуктов.

    Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки сырья и покупных товаров отдельными поставщиками. В  процессе анализа определяют степень  выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству продуктов, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины. Нарушения в выполнении договоров поставки сырья и покупных товаров могут быть по вине поставщиков (из-за несвоевременного заключения договоров, согласования спецификаций; нарушения договорных обязательств по объёму, ассортименту и качеству поставляемых продуктов, срокам отгрузки и другим условиям их поставки)  или по вине предприятий питания (несвоевременное заключение договоров и предоставление разнарядок и заявок поставщикам, отказ от заказанных продуктов, нарушение действующего порядка расчётов и др.). В первом случае необходимо проверить, приняло ли предприятие питания все необходимые меры воздействия на поставщиков, предусмотренные законом и договорами, по устранению и предупреждению недостатков в поставке сырья, полуфабрикатов и покупных товаров. Во втором случае следует установить причины и конкретных виновников, приведших к ухудшению снабжения продуктами.

Информация о работе Экономика и организация производства