Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:25, курсовая работа
Близость связи экономики и экологии видна уже в названиях этих областей знания. Экономика (от греческого oikonomike, буквально - искусство ведения домашнего хозяйства) - совокупность производственных отношений определенного общества, его экономический базис; народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Экологический фактор в размещении производства……….........5
1.1. Экологический фактор в развитии производства………………………..5
1.2. Воздействие промышленных предприятий на природную среду, здоровье человека……………………………………………………………………..7
1.3. Экономические показатели оценки затрат на внедрение мероприятий по защите экологии……………………………………………………………10
ГЛАВА 2. Внедрение новых технологий для защиты экологии……………14
2.1. Внедрение новых технологий, инновационная деятельность предприятий и организаций………………………………………………………………14
2.2. Система экологического управления…………………………………….17
2.3. Зарубежный и Российский опыт в области природоохранной деятельности………………………………………………………………22
ГЛАВА 3. Охрана окружающей среды………………………………………26
3.1. Система экологического управления на примере ОАО «Татнефть»…..26
3.2. Итоги природоохранной деятельности компании по данным производственного контроля в области охраны окружающей среды….28
3.3. Повышение надежности технологического оборудования…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...33
Указанная формула является основой для расчета экономического эффекта новой техники во всех отраслях народного хозяйства.
При расчете годового экономического эффекта от внедрения новой техники в составе капитальных вложений учитываются затраты на всех стадиях создания, разработки, внедрения и использования новой техники, а именно:
Тогда суммарные капитальные вложения рассчитываются по формуле:
Ксум = Кнр + Кпт + Коб + Косв
2.2. Система экологического управления
Ключевым
звеном в системе экологического
управления и менеджмента является
экологическая служба предприятия,
или, в случае небольших производств,
отдельный квалифицированный
На практике
встречаются четыре основных типа структур
систем экологического управления и
менеджмента, различающиеся по положению
в них экологической службы предприятия
или уполномоченного
- структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;
- структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;
- структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);
- структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.
Наименее эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.
Для структуры второго типа характерно
существование подразделения
- недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;
- ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;
- большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности;
- недостаток авторитета экологической службы (специалиста-менеджера).
В третьем
типе системы экологического управления
и менеджмента экологическая
служба (специалист в области экологического
менеджмента) выделена в отдельное
подразделение предприятия (должность),
имеет своего руководителя, но при
этом не обладает достаточным весом
в иерархической структуре
Для систем
экологического управления и менеджмента
третьего типа можно выделить один
характерный недостаток, заключающийся
в том, что эффективность
- возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;
- более высокий авторитет экологической службы (специалиста-менеджера);
- возможность детального изучения экологических проблем.
Наиболее
эффективным и обладающим наибольшими
потенциальными возможностями в
использовании преимуществ
- возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;
- возможность эффективного совмещения основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;
- возможность осуществления разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.
По способу
организации деятельности возможно
следующее деление
Экологические
службы дифференцированного типа, в
которых обязанности
Для большинства служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:
- охраной атмосферного воздуха;
- охраной и рациональным использованием водных ресурсов;
- охраной окружающей среды от отходов производства и потребления;
- охраной и рациональным использованием земельных ресурсов.
Разделение обязанностей в экологических службах такого типа сходно со структурой государственных органов экологического контроля. Подобное разделения обязанностей оправдано для больших предприятий (производственных объединений), на которых экологическая служба включает более 10 человек.
К недостаткам структуры экологических служб первого типа относятся:
- изолированность областей деятельности специалистов;
- вероятность ситуаций, в которых при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы, другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника;
- организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.
Достоинство экологической службы такого типа заключается в том, что можно досконально изучить требования и возможности в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное управление и менеджмент, например, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать правильные решения в этой области.
К описанному
типу относятся и экологические
службы, обязанности сотрудников
в которых разделены по виду технологических
операций, существующих на предприятии.
Работники таких служб
Экологические службы интегрированного типа
Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, все вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип структуры экологической службы предприятия достаточно распространен для средних и мелких предприятий.
Достоинства экологических служб подобного типа:
- взаимозаменяемость сотрудников;
- в случае отсутствия кого-либо из сотрудников, другие специалисты могут успешно выполнить его обязанности;
- комплексный характер работ; при рассмотрении вопросов, связанных с одним видом воздействия на окружающую среду учитываются и остальные аспекты такого воздействия. Так, например, при разработке обоснования лимитов размещения отходов важными являются не только знания и навыки в данной области, но и в области воздействия на атмосферный воздух, рационального использования водных и земельных ресурсов;
- возможность разработки правильной экологической политики, определения комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- возможность наиболее эффективного управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов; такое управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач.
Экологические службы смешанного типа
Сотрудники подобных экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с различными видами воздействия на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами определенной технологической операции. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб выше описанных типов.
При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического управления и экологического менеджмента, в том числе при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и задач в данной области, организации деятельности, мотивации и контроле.
2.3. Зарубежный и Российский опыт
в области природоохранной
В связи
со сложившейся критической
Государственное
вмешательство в сферу
Прослеживается определенная тенденция: с одной стороны, увеличивается число органов государственного управления, включая отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, с другой - создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, за координацию этой политики и за участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США - федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии - управление по охране окружающей среды, во Франции - министерство по вопросам качества жизни и т.д. Кроме того, в ряде стран при правительстве были образованы специальные консультативные органы: в США - Совет по качеству окружающей среды, в Англии - Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т.д.
Во многих странах в ходе разработки стратегии экологической политики была проведена большая работа по определению уровня расходов, необходимых для восстановления качества среды и ее нормального воспроизводства. Однако на этом пути возникли многочисленные практические и методологические трудности. В конечном счете, в капиталистических странах в основу проведения политики окружающей среды и ее финансирования был положен не критерий стоимости восстановления экологического баланса, а принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, достижение которого обеспечивается либо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса отходов, шумов и т.д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих нарушения установленных правил природопользования, либо, наконец, сочетанием этих двух методов.
Информация о работе Эколого-экономические проблемы деятельности предприятия