История франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:08, доклад

Описание работы

Почти любой вид бизнеса (по информации Международной Ассоциации Франчайзинга - более 70 отраслей хозяйства) может стать предметом франчайзингового договора. Но это сегодня. А истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет в глубь истории.

Работа содержит 1 файл

История франчайзинга.docx

— 21.75 Кб (Скачать)

История франчайзинга

Почти любой  вид бизнеса (по информации Международной  Ассоциации Франчайзинга - более 70 отраслей хозяйства) может стать предметом франчайзингового договора. Но это сегодня. А истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет в глубь истории. 

Откуда  корни?

Оксфордский словарь  английского языка 1933 года выпуска  утверждает, что franchising – это пожалованные епископатам королевской короной в 1559 года права и свободы. 

Франчайзинг уходит своими корнями в Средневековье, когда британские короли предоставляли баронам право собирать налоги с определенных территорий в обмен на различные услуги, а свободным людям за отдельную плату разрешалось продавать свои товары на рынках и ярмарках города. Свободным людям или гражданам городов было разрешено продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Места, отведенные для этой торговли, назывались franchises. Кстати, до сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии означает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании – передачу прав от имени короля. Интересный факт, что до сих пор в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. 

Что касается торговой практики, то в Лондонском Сити в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные  системы франчайзинга. А в начале XIX века в той же Великобритании была введена система так называемых "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями права на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Вместе с тем, большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в должный порядок и оплату лицензии. Поэтому данную систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, получая при этом взамен рынок сбыта для своего пива и других спиртных напитков. 

Коммерческий  франчайзинг

Развитие именно коммерческих систем франчайзинга произошло в США, где с 1860-х годов франчайзинг использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер". Введение в практику торговли нового приема объяснялось следующим: домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда владелец компании решил продавать право на продажу и обслуживание швейных машин "Зингер" на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину $60, а продавали ее за $125. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины. 

Идея передавать право на обслуживание определенной категории потребителей была так  удачна, что ее стали использовать и в других отраслях хозяйства. Так  к 1880 году некоторые города стали  предоставлять франшизы уличным  перевозчикам, а также франшизы на эксплуатацию канализационной системы  и использование воды, газа и позднее  электричества. 

Хотя данная система и перестала действовать  до конца XIX века, благодаря ей многие люди разбогатели, а передовые предприниматели взяли на вооружение еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта. 

В 1890-1900 годах  нефтеперерабатывающие и автомобильные  компании развивают дистрибьюторскую сеть, предоставляя права на торговлю продукцией конкретного производителя. Пионером этой деятельности стала молодая  американская компания "Дженерал Моторс", которая, не имея достаточного капитала, организовала продажи паровых двигателей и автомобилей через систему независимых дилеров. За дилерами закреплялась определенная территория, гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних фирм. Дилер же, в свою очередь, не имея права реализовывать продукцию конкурентов, должен был вложить в дело свои средства, а также обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать высокую репутацию компании "Дженерал Моторс". Сейчас система этой компании насчитывает 10900 дилеров, рассеянных по всей территории США. Кстати, до сих пор продажа автомобилей на Западе в основном ведется по системе франчайзинга. 

Примерно в  это же время (в начале XX века) были организованы и такие известные  во всем мире франчайзинговые сети компаний-производителей безалкогольных напитков, как "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен Ап", которые продолжают функционировать и сегодня. Суть работы данных систем заключается в передаче независимой фирме части прав по патенту на концентрат или сироп вместе с правом на производство напитка и его сбыта в определенном регионе под товарным знаком франчайзера. 

В 20-х годах  ХХ века идея франчайзинга как формы ведения бизнеса окончательно сместилась в сторону отношений "оптовик – розничный продавец". Оптовый продавец предоставлял своим клиентам – мелким фирмам – многочисленные скидки, разрешал использовать марку торговой своей фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании и Европе по такой системе работала "Сеть свободных бакалейщиков" DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная сегодня как просто SPAR. Цель этих предложений - помочь независимому торговцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь – с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики. 

С 1930 года в США  после кризиса в экономике  нефтеперерабатывающие компании перешли  на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль. 

Это и были первые франшизы, которые, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями  франчайзи (дилера) обслуживать машины, продавать произведенные лимонады или торговать бензином. На смену первому этапу пришел следующий, основным признаком которого стала не дистрибуция, а продажа бизнес-системы, устанавливающей правила ведения деятельности. 

Современный формат

После второй мировой  войны в Америке увеличилась  рождаемость – военнослужащие вернулись  с войны. Возросла потребность в  товарах и услугах. Франчайзинг оказался идеальной моделью бизнеса для быстрого развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания. Что касается последней сферы, то здесь передовые позиции заняла компания "Баскин Роббинс". 

В 1945 году Ирвин  Роббинс, который ранее работал приказчиком на молочной ферме своего отца, решил открыть свое собственное кафе, отличающееся от других тем, что в нем было значительно больше сортов мороженого (как минимум - 31), и посетителям предлагались специальные необычные ложечки. Предприятие взяло успешный старт, и в том же году к Ирвину Роббинсу присоединился его двоюродный брат Бертон Баскин. Новая фирма получила название "Баскин Роббинс. 31 сорт мороженого". 

К 1948 году у братьев  в управлении находилось уже 6 кафе. Однако, как не странно, с увеличением  подобных предприятий их общая прибыльность не возрастала, а, наоборот, падала. Тогда  Ирвин Роббинс и Бертон Баскин задумались о причинах, приведших к такому положению, и сформулировали основную идею современного франчайзинга. 

Так, по их мнению, каждое кафе должно иметь отдельного хозяина, который бы радел за его  дальнейшее успешное развитие в условиях рыночных отношений. К сожалению, сами братья не могли полностью контролировать работу своих предприятий, в связи с чем и появлялись трудности в налаживании эффективного менеджмента. Выходом из создавшегося положения стала продажа новых кафе тем, кто хочет начать свое дело, но при этом оставлять за головной компанией право на коммерческое планирование, развитие производства и сбыт мороженого. Последующая практика доказала перспективность данного подхода. К 1949 году в США было открыто более 40 кафе под данной маркой, а в настоящее время под "зонтиком" торговой марки "Баскин Роббинс" работают почти 4500 кафе-мороженых в 54 странах мира. Став владельцем собственного кафе под торговой маркой "Баскин Роббинс", франчайзи получает 100% дохода от его деятельности. Единственное требование – вести бизнес по единым правилам фирмы, принятым по всему миру. 

С конца 1950-1960-х  годов франчайзинг становится одной из самых передовых форм малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Сегодня он применяется в самых разнообразных видах деятельности. Это предприятия питания, сфера бытового обслуживания, автотранспортные фирмы, индустрия развлечений, консалтинговые услуги и т.п. 

Появление McDonald`s 

Вплоть до 1950-х  годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга или франчайзинга первого поколения. 

В США бурному  развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. 

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая

дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;

дает право  франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;

обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);

обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;

не является обычной сделкой между холдинговой  и ее дочерней компаниями или между  частным лицом и компанией, контролируемой им. 

Пионером, так  называемого франчайзинга бизнес-формата был основатель McDonald`s Рэй Крок (Ray Kroc). Его заслугой является не только изобретение мясного клопса между двумя половинками хлеба, но и разработка соответствующей дизайну ресторана рекламы и постоянного надзора за качеством. 

В марте 1955 года Рэй Крок основал собственную фирму. Запись в Коммерческом Регистре гласила: McDonald`s System, Inc. Задолго до этого события, в 1945 году, он, будучи коммивояжером, продающим молочные миксеры, зашел в ресторан, управляемый братьями МакДональдами, расположенный в Сан-Бернандино на Западе США. Вместо того чтобы, после переговоров, двинуться дальше, он остался и наблюдал за работой ресторана целый день, где от клиентов буквально не было отбоя. Такой успех заведения не давал Рею покоя. Через несколько недель он обратился к владельцам и вскоре получил лицензию на право открытия такого же ресторана, а затем и сам стал торговать этой системой организации ресторанного бизнеса. В результате, из ресторана в глухой провинции развилась всемирная сеть с более чем 14 000 предприятий. 

На рубеже 60-70-х  годов бизнес франчайзеров успешно развивается. Надо сказать не без скандалов, которые на некоторое время скомпрометировали саму идею франчайзинга. Причиной явилось появление мошенников: люди создавали франчайзинговые компании с целью собрать деньги и исчезнуть, другая причина - появление нежизнеспособных фирм, которые быстро разорялись и разоряли массу дочерних фирм. 

Для обеспечения  справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга (1960 год) и Европейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год). Из бывших республик СССР в эти организации входят Российская Федерация, Казахстан, Латвия и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации. 

В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания PepsiCo. Предприятия по производству напитков "Пепси-Кола" были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков. 

Послесловие

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франчайзер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как McDonald`s и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франчайзера франчайзинг позволяет также франчайзеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франчайзеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании. 

Информация о работе История франчайзинга