Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:17, контрольная работа
Химическая промышленность принадлежит к числу базовых отраслей российской индустрии. Она востребована всеми другими отраслями хозяйства и от ее состояния и развития зависят уровень национальной конкурентоспособности, темпы роста экономики, благосостояние страны.
1. Общая характеристика отрасли. ……………………………………………3
2. Научно-технический прогресс и инновационная деятельность в отрасли……………………………………………………………………....11
3. Структура отраслевого рынка и дифференциация продукта на отраслевом рынке…………………………………………………………..15
4. Государственное регулирование экономики отрасли…………………....18
5. Малый бизнес в развитии рыночных структур…………………………...24
6. Экономическая эффективность отрасли…………………………………. 26
7. Список используемой литературы………………………………………..28
Потребителями
продукции химического
В
химической индустрии насчитывается
около 1000 крупных и средних промышленных
предприятий и около 100 научных
и проектно-конструкторских
Предприятия
химического комплекса
В химической индустрии получили широкое развитие процессы территориальной концентрации производства. Крупнейшие химические узлы сформировались в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов.
Химический
комплекс является высоко приватизированной
отраслью.
Таблица
3 Структура отдельных показателей химического
комплекса
по формам собственности в 2005 г., %14
Наименование показателя | Химичес-кое произ-водство | Производство рези-новых и пластмасс-совых изделий |
Число предприятий и территориально-обособленных подразделений | 100 | 100 |
В том числе по формам собственности: | ||
Частная собственность | 79,3 | 88,8 |
Смешанная российская собственность | 6,6 | 2,9 |
Государственная собственность | 6,3 | 2,8 |
Совместная российская и иностранная собственность | 3,9 | 3,0 |
Муниципальная собственность | 2,3 | 0,1 |
Иностранная собственность | 1,4 | 1,3 |
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 0,2 | 1,0 |
Собственность потребительской кооперации | - | 0,1 |
Всего отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами | 100 | 100 |
В том числе по формам собственности: | ||
Частная собственность | 41,9 | 65,0 |
Смешанная российская собственность | 25,9 | 13,1 |
Совместная российская и иностранная собственность | 20,6 | 11,9 |
Иностранная собственность | 8,9 | 8,9 |
Государственная собственность | 2,7 | 1,0 |
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 0,1 | 0,1 |
В ряде отраслей химического комплекса имеются и развиваются крупные корпорационные структуры. Это такие корпорации и холдинги, как «Сибур Холдинг», «Лукойл-Нефтехим», «Татнефть», «Фосагро», «Еврохим», «Акрон», «Амтел» и другие, на которых выпускается свыше 50% минеральных удобрений, около 40% полимерных материалов, от 50 до 70% процентов отдельных видов синтетических каучуков, 82% легковых и 95% грузовых автомобильных шин.
Тем
не менее структура российского
химического комплекса пока далека
от структуры современной
В объеме продукции обрабатывающих производств удельный вес предприятий химического комплекса по данным за 2006 г. составляет 10,2%.
В общем объеме отгруженных товаров по полному кругу предприятий химического комплекса в 2006 г. на долю химического производства приходилось 74,5%, а на долю производства резиновых и пластмассовых изделий – 25,5%.15
На экспорт отгружается до 40% произведенной в России химической и нефтехимической продукции. Сравнение товарной структуры российского экспорта и импорта показывает, что из страны вывозится преимущественно химическая продукция низких переделов, а ввозится – продукции высоких переделов, начиная от синтетических смол и пластмасс, до изделий из них и химических волокон и нитей.
Химический комплекс имеет не только важное экономическое и оборонное, но и социальное значение. В отрасли занято более 791 тыс. человек, в том числе в химическом производстве – около 536 тыс. человек и в производстве резиновых и пластмассовых изделий – свыше 255 тыс. человек.
С 1 июля 2003 года в России вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», разработка которого инициирована главным образом вступлением России в ВТО. Целью принятия Федерального Закона является приведение российской системы стандартов в соответствие с международной.16 Федеральный Закон определил основные цели системы технического регулирования в России, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Подтверждение соответствия на территории страны согласно Закону может носить обязательный и добровольный характер.
Документ
затрагивает сферы
Согласно Закону, технические регламенты принимаются в целях:
* защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
* охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
* предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технический
регламент должен содержать исчерпывающий
перечень продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, в отношении которых
устанавливаются его
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.
В
настоящее время в России идет
разработка новых технических регламентов,
многие из которых имеют прямое отношение
к модернизации химического комплекса.
Это технические регламенты: «О безопасности
химических производств», «О безопасности
химической продукции, процессов ее
хранения, перевозки, реализации, применения
и утилизации», «О безопасности синтетических
моющих средств и товаров бытовой
химии», «О безопасности лакокрасочных
материалов и растворителей», «Опасная
химическая продукция. Требования к
информации о характеристиках опасности
и мерах для обеспечения
В
настоящее время в России практически
отсутствует нормативно-
В проекте технического регламента «Об экологической безопасности» фактически не затронуты вопросы территориальной охраны природы, являющейся важной составляющей экологической безопасности. В нем существенно сокращено количество объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе и практически не отражены права граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды. Таким образом, в случае принятия регламента в данной редакции и отмены действующего Федерального закона «Об охране окружающей среды», будут существенно ограничены права граждан и общественных объединений в этой сфере, то есть будет нарушено закрепленное в Конституции РФ право граждан России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Кроме того, в проекте регламента полностью отсутствует раздел о порядке возмещения вреда, причиненного окружающей среде, что является важным фактором обеспечения экологической безопасности.
Правовое поле, призванное защитить население и окружающую среду России от вредного воздействия опасных химических веществ отражено в ряде важнейших нормативных правовых актах:
Уголовном кодексе РФ (главе 26 «Экологические преступления»),
Административном кодексе РФ,
ФЗ «Об охране окружающей среды»,
ФЗ «Об экологической экспертизе»,
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
ФЗ «О защите прав потребителя»,
ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,
ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
Водном кодексе РФ,