Характеристика сравнительного подхода, его сущность и область применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

В практической деятельности предприятия часто встает проблема оценки нематериальных активов.
Это происходит в связи с:
куплей-продажей прав на объекты интеллектуальной собственности;
добровольной продажей лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности;
принудительным лицензированием и определением ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной собственности;
внесением вкладов в уставной капитал;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
Характеристика сравнительного подхода……………………………....5
Преимущества и недостатки сравнительного подхода………………………....6
Методы сравнительного подхода………………………………………………...7
Этапы оценки методом компании-аналога……………………………………...8
Ценовые мультипликаторы……………………………………………….10
Согласование предварительных результатов рыночной стоимости………....18
Внесение итоговых корректировок…………………………………………….18
Нематериальные активы………………………………………………………...19
Сущность сравнительного подхода…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Борисовой Марии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Федеральная служба по интеллектуальной собственности 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РоссийскАЯ государственнАЯ АКАДЕМИЯ

интеллектуальной  собственности» 

Факультет управления интеллектуальной собственностью 

Кафедра «Управление  инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности» 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Оценка стоимости интеллектуальной собственности»

на тему: 

«Характеристика сравнительного подхода, его сущность и область применения»  

  
 

                                          Выполнил:

                                          студентка 5 курса

                                          очной формы обучения 
 

                                          Преподаватель: 
 
 
 

Москва  – 2011 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3

Характеристика  сравнительного подхода……………………………....5

Преимущества  и недостатки сравнительного подхода………………………....6

Методы  сравнительного подхода………………………………………………...7

Этапы оценки методом компании-аналога……………………………………...8

Ценовые мультипликаторы……………………………………………….10

Согласование  предварительных результатов рыночной стоимости………....18

Внесение итоговых корректировок…………………………………………….18

Нематериальные  активы………………………………………………………...19

Сущность  сравнительного подхода…………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………27

Список  литературы………………………………………………………….29

Введение

     В практической деятельности предприятия часто встает проблема оценки нематериальных активов.  
Это происходит в связи с:

  • куплей-продажей прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • добровольной продажей лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • принудительным лицензированием и определением ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной собственности;
  • внесением вкладов в уставной капитал;
  • оценкой бизнеса;
  • акционированием, приватизацией, слиянием и поглощением;
  • оценкой нематериальных активов предприятия, проводимой в целях внесения изменений в финансовую отчетность.

     Использование результатов проведенной оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности в уставном капитале позволяет предприятию и её авторам-создателям получить следующие практические преимущества:

-Во-первых, сформировать значительный по  размерам уставный капитал без  отвлечения денежных средств  и обеспечить доступ к инвестициям; 

-Во-вторых, амортизировать интеллектуальную  собственность и заместить её  реальными денежными средствами (капитализировать интеллектуальную собственность). При этом амортизационные отчисления на законных основаниях остаются в распоряжении предприятия, включаются в себестоимость продукции и не облагаются налогом на прибыль;

-В-третьих,  авторам и предприятиям - владельцам интеллектуальной собственности участвовать в качестве учредителей (собственников) при организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.

       Кроме этого, документальное подтверждение  прав собственности и прав  на использование интеллектуальной собственности, а также получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальный контроль над долей рынка и возможность законного преследования недобросовестных конкурентов и "пиратов" (нарушителей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

     Нематериальные  активы предприятия - следующие объекты:

-Изобретения, 

-Ноу-хау, 

-Фирменные  названия и торговые марки, 

-Лицензии

-Франшизы

-Выгодным  образом заключенные контракты

-Права  использования чего-либо и многое другое.

     Все вышеперечисленные объекты могут  иметь ценность и не малую, что  зависит от размеров бизнеса, в котором  они используются, и степени влияния  этих нематериальных активов на денежный поток.

     Оценка  имущества предприятия базируется на использовании трех основных подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый из этих подходов отражает разные стороны оцениваемой компании, опирается на специфическую информацию, вместе с тем применение того или иного подхода возможно лишь при наличии необходимых условий. 
Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо настоящее положение фирмы, либо ее прошлые достижения, либо ожидаемые в будущем доходы.

Характеристика сравнительного подхода

     Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

     Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а  также объективность результативной величины, являются следующие базовые  предположения:

  • Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на аналогичные объекты. При наличии развитого рынка фактическая цена купли-продажи объекта ИС (НМА) наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости объекта. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид объектов, уровень риска, конкретные особенности данного вида объектов ИС и т.д. Это, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
  • Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в объект ИС (НМА), покупает прежде всего будущий доход. Различные характеристики и особенности объектов интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный до ход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

     Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного  рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие – открытость рынка или доступность информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и неценовую информацию о произошедших сделках с объектами ИС (НМА). Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

     Определение рыночной стоимости объектов ИС (НМА) с использованием сравнительного подхода осуществляется путем корректировки цен аналогов, сглаживающей их отличие от оцениваемой интеллектуальной собственности. [4]

Преимущества  и недостатки сравнительного подхода

     Преимущества  сравнительного подхода

     Основным  преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т. к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов, оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов. 
Сравнительный подход базируется на ретро-информации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов. 
Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.

     Недостатки  сравнительного подхода

     Во-первых, базой для расчета являются достигнутые  в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы  развития предприятия в будущем.

     Во-вторых, оценка бизнеса сравнительным подходом возможна только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.

     В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие  серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости. [1]

     Методы  сравнительного подхода

Сравнительный подход предполагает использование  трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.

1. Метод  компании-аналога.

2. Метод  сделок.

3. Метод  отраслевых коэффициентов.

     Рассмотрим  содержание, оптимальную сферу и необходимые условия применения каждого метода

     Метод компании-аналога, или метод рынка  капитала, основан на использовании  цен, сформированных открытым фондовым рынком.

Базой для сравнения служит цена одной  акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

     Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций.

     Метод отраслевых коэффициентов, или метод  отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений  между ценой и определенными  финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. [1] 

     Этапы оценки методом компании-аналога

I этап. Сбор необходимой информации.

II этап. Сопоставление списка аналогичных  предприятий.

III этап. Финансовый анализ.

IV этап. Расчет ценовых мультипликаторов.

V этап. Выбор величины мультипликатора,  которую целесообразно применить к оцениваемой компании.

VI этап. Определение итоговой величины

взвешивания промежуточных результатов.

VII этап. Внесение итоговых корректировок стоимости методом. 

     Основные  принципы отбора предприятий-аналогов

     Оценка  бизнеса методом компании-аналога  основана на использовании двух типов информации.

1. Рыночная (ценовая) информация.

2. Финансовая  информация.

Информация о работе Характеристика сравнительного подхода, его сущность и область применения