Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:17, реферат

Описание работы

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Работа содержит 1 файл

Государственное управление.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенства права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько  эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Государственное управление – осуществляемая на основе законов  и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности. Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.

Государственное управление имеет четко выраженный публичный  характер: проводит в жизнь содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции  текущего управления, представляет собой  государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления  этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Государственное управление  представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений, обеспечивает согласованность их действий. Государственное управление сводится к целенаправленному воздействию государства и его институтов на различные формы общественной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики.

Существует несколько  подходов к определению понимания  государственного управления.

1. Широкое понимание  – это регулирующая деятельность  государства в целом, т.е. деятельность  по управлению представительной (или законодательной) органами  власти, органами исполнительной  власти, суда и прокуратуры.

2. Узкое понимание  – это административная деятельность  органов исполнительной власти. Сюда относится практическая  деятельность Президента, Правительства,  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов и т.д.

Основные  черты государственного управления

Административное  право по сути - управленческое право, поэтому сначала необходимо составить ясное представление о государственном управлении вообще.

1. Управление есть  функция организованных систем  различной природы (биологических,  технических, социальных), обеспечивающая  их целостность, т.е. достижение  стоящих перед ними задач, сохранение  их структуры, поддержание режима  их деятельности.

2. Управление служит  интересам взаимодействия составляющих  ту или иную систему элементов  и представляющих единое целое  с общими для всех элементов  задачами.

3. Управление –  внутреннее качество целостной  системы, основными элементами  которой является субъект (управляющий  элемент) и объект (управляемый  элемент), постоянно взаимодействующие  на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает  не только внутреннее взаимодействие  составляющих систему элементов.  Существует множество взаимодействующих  целостных систем различного  иерархического уровня, что предполагает  осуществление управленческих функций  как внутрисистемного, так и межсистемного  характера. В последнем случае  система высшего порядка выступает  в роли субъекта управления  по отношению к системе низшего  порядка, являющейся в рамках  взаимодействия между ними объектом  управления.

5. Управление по  своей сути сводится к управляющему  воздействию субъекта на объект, содержанием которого является  упорядочение системы, обеспечение  ее функционирования в полном  соответствии с закономерностями  ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее  воздействие, реализуемое в связях  между субъектом и объектом  и осуществляемое непосредственно  субъектом управления.

6. Управление реально  тогда, когда налицо известное  подчинение объекта субъекту  управления, управляемого элемента  системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее)  воздействие – прерогатива субъекта  управления.

Характеристика  государственного управления:

· государственное  управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной  власти, имеющий функциональную и  компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

· государственное  управление – деятельность исполнительно-распорядительного  характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь  законов и подзаконных нормативных  актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

· государственное  управление – прерогатива специальных  субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или  же органы государственного управления;

· государственное  управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного  и непосредственного руководства  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства  обусловлена тем, что именно в  ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым  качество государства как собственника основных средств производства;

· государственное  управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению  к законодательной деятельности.

Управление –  совокупность действий совершаемых  для достижения определённых целей  путём использования имеющихся  ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие  со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Государственное управление  представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.

Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического  руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами  жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны  субъекта управления на управляемый  объект с использованием имеющихся  ресурсов, форм и методов.

Таким образом, сущность государственного управления заключается  в целенаправленном воздействии  со стороны субъекта управления на его объект.


Информация о работе Государственное управление