Государственное управление— публичное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:11, реферат

Описание работы

Понятие управления. Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение и свойства субъекта (субъектов). С этих позиций даже тяготение планет Солнечной системы можно в какой-то мере рассматривать как взаимное многостороннее управление. Однако под управлением чаще всего понимают не стихийное, а целенаправленное воздействие со стороны людей (созданных ими устройств) на те объекты, которые поддаются регулированию. Далеко не все объекты, события, состояния могут быть предметом управления людей (например, космос). Применять управленческие меры к недолжному объекту бесполезно. Не все цели могут быть достигнуты при управлении (например, в сфере управления погодой). Поэтому применяя управленческие меры, нужно ставить реальные цели.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

   Вместе  с тем каждая из этих двух  разновидностей имеет свои особенности.  Они коренятся в том, что  государственная власть действует  от имени всего народа, а муниципальная — от имени сравнительно небольшого территориального коллектива. Государственная власть действует на всей территории страны и в международных отношениях, муниципальная власть имеет локальную сферу деятельности, первая суверенна, она устанавливает общие правила для деятельности в том числе и муниципальной власти. Полномочия государственной власти не только неизмеримо шире, но и качественно иные, что вытекает, в частности, из государственного суверенитета. Многие полномочия, которые принадлежат государственной власти, ее органам (вопросы гражданства, преступления и наказания, иностранные дела, прокуратура, суды и др.), никогда не могут по своей природе осуществляться на уровне муниципалитета, каким бы крупным он ни был (за рубежом некоторые большие города, например Нью-Йорк или Токио, имеющие статус муниципального образования, превосходят по численности населения многие государства). Муниципальный аппарат управления ориентирован на другие, местные задачи и каким бы крупным ни был муниципалитет, его аппарат является иным по своему существу, чем государственный аппарат.Различия государственной и муниципальной публичной власти находят свое продолжение в различиях государственного и муниципального управления.

   Публичное  управление. Публичная власть — явление в известной мере статическое. Для того чтобы она была использована как динамическое отношение, т.е. для управления, необходим какой-то факт (событие, действие и др.), имеющий общественное значение. В этом случае субъект управления действует как власть, применяя власть в определенных целях. Возникает управленческое отношение: действующий субъект, объект и управленческая связь между ними.

   Публичное  управление — это воздействие  субъекта, обладающего публичной  властью, на объект в целях  каких-либо общественных интересов. Бывают, конечно, случаи, когда орган управления, а чаще — чиновник, давая распоряжения, преследует не общественные, публичные, а своекорыстные интересы, но это уже правонарушение, выходящее за пределы публичного управления. Государственное и муниципальное управление — разновидность публичного управления. Это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти на сознание, поведение и деятельность населения в определяемых этими органами и лицами целях и корректируемых с учетом обратных связей населения с управляющими.

   Структурность  и бесструктурность в государственном  и муниципальном управлении. Общество  и муниципальное образование  — сложные системы, где действуют принципы не только кибернетики, но и синергетики. Это, в частности, означает, что общество и муниципальное образование управляется структурно-бесструктурным способом. Органы государства и муниципального образования задают управлению структурность, но помимо них в обществе, муниципальном образовании действуют другие факторы (экономического, социального, идеологического и т.д. характера), оказывающие свое влияние в том числе и на управление. При структурном управлении информация (включая указания и иные управленческие акты) распространяется адресно, по специальной структуре и к выделенному объекту. При бесструктурном управлении информация, распространяясь свободно или по случайным цепочкам (через соседей, бывших однокурсников и т.д.), может оказывать воздействие на управляющего. Например, подчиненный желает получить повышение, но непосредственно воздействовать на начальника он не может. Тогда используется бесструктурное управление: вокруг начальника, например через друзей его жены, создается общественное мнение, которое воздействует на управляющего, и подчиненный получает желанную награду. Это — шутливый пример. На деле многие процессы социального управления в обществе и в муниципальном образовании имеют бесструктурный характер (перемещение рабочей силы, воспитание подрастающего поколения, демографические процессы — рождения, смерти и т.д.), и органы государства и муниципального образования могут лишь частично воздействовать на них, а на некоторые — вообще не могут.

   Принципы  государственного и муниципального  управления. Исследователи называют  различные принципы управления  и их неодинаковое число (наибольшее, 14, названо французским автором А.Файолем). Подавляющее большинство из них применимы, иногда с некоторыми особенностями, к государственному и муниципальному управлению, другие нуждаются в переосмыслении. В результате складываются следующие принципы государственного и муниципального управления.

   1. Публичная  власть управляющего. Для государственного  и муниципального управления  необходимы право распоряжаться  (полномочия) и сила, обеспечивающая  исполнение распоряжений. Разумеется, полномочия и сила на уровне, с одной стороны, государственного, а с другой — муниципального управления неодинаковы.

   2. Единство  руководства и разделение управленческого  труда. Без единого руководства  возникает хаос, а разделение  труда обеспечивает специализацию, т.е. качество управления.

   3. Единство  распорядительства по определенному  кругу вопросов и конкретность  исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по одному  и тому же вопросу, возникает  беспорядок, а без конкретного  обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.

   4. Подчинение  интересам государственного и  муниципального управления иных  интересов на государственной  и муниципальной службе. Разумеется, у органа, должностного лица государства  или муниципального образования есть и иные интересы, но во время исполнения служебных обязанностей приоритет имеют интересы управления.

   5. Необходимая  степень централизации и иерархии  в управлении. Они создают стабильность  и обеспечивают деятельность  управленческого механизма как единого целого.

   6. Постоянство  управленческого персонала. Текучка  руководителей и исполнителей  вредна для дела.

   7. Справедливость  в отношении начальников, подчиненных,  сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны  быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые (легитимные).

   8. Обратная  связь в управлении. Управляющий  должен учитывать результаты  своих действий и корректировать  их, если обратная связь указывает  на необходимость этого.

   9. Вознаграждение управленческого труда. Этот труд должен оплачиваться в соответствии с его общественной полезностью, количеством и качеством.

   Субъект,  объект и содержание государственного  или муниципального управления. Конкретным субъектом государственного  или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов государства (от парламента до местного отдела министерства внутренних дел) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции). В федеративных государствах государственной властью (правда, несуверенной) обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу. В местном самоуправлении существуют различные органы (представительный орган — совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.

   Объект  государственного и муниципального  управления — это общественные  отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Иногда общественное значение могут приобрести и личные отношения (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, посещать некоторые кинофильмы). В этом случае такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. с использованием публичной власти.

   Таким  образом, государственное и муниципальное  управление — это особого рода  социальная деятельность по целенаправленному  использованию на основе закона  и иных правовых актов публичной  власти особой группой людей  (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах. Это приводит к установлению прямых и командных, обязывающих объект связей, но по общему правилу с учетом обратных связей объект — субъект. Под влиянием обратных связей действия субъекта могут измениться.

   В пределах  полномочий, установленных законом,  субъекты управления применяют  различные средства, имеющиеся в  их распоряжении: экономические,  политические, идеологические. С целью  ускоренного развития какой-либо  отрасли, определенного объекта  устанавливаются преференции (предпочтения) для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции. Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию за ее антиконституционную деятельность, а мэрия — не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т.д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов и т.д., за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов.

   Те или  иные органы и должностные  лица могут применять только  такие средства государственного  и муниципального управления, которые  разрешены им законом (и в  соответствии с ним уставом  муниципального образования). Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного и муниципального управления и каждый из них — те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.

   Для достижения  разных целей используются разные способы. Техническое управление дорожным движением со стороны государственной инспекции по безопасности дорожного движения или деятельность администрации муниципального образования по ремонту школы совсем не то, что управление обществом путем принятия законов парламентом или утверждение бюджета муниципального образования его представительным органом. Управление путем принятия судебных решений отличается от управления, осуществляемого заведующим отделом администрации муниципалитета, деятельность Уполномоченного по правам человека совсем не та, что протест прокурора на незаконное решение органа местного самоуправления, и т.д.

   Элементы  государственного и муниципального  управления. В системе управления  важнейшее значение занимают  его цели. Есть конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели глобального порядка, которые должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями (свобода, демократия, социальная справедливость и т.д.). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе (например, быстро построить коммунизм в Китае путем “большого скачка” в 70—80-х гг. XX в.).

   Цели  управления определяют суть управленческого  решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

   Важнейшее  значение имеет обоснованность  управленческого решения. В таком  решении- возможно полно следует  учесть все обстоятельства, имеющее  как прямое, так и косвенное  отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.

   Для достижения  успеха важное значение имеет  стабильность управления. Не авралы, а настойчивая последовательная  работа приносит результат. С  этой точки зрения необходимо  заранее просчитывать эффективность управления: достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. Эффективность не связана с количественной стороной управления: слишком много управления (излишек управления) так же плохо, как и его недостаточность (мало управления).

   Важнейшей  материальной базой управления  являются ресурсы управления (наличие  соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой  техники и т.д.). Они весьма различны  в государственном и муниципальном управлении. Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого.

   Важное  значение имеют сроки. Управленческая  задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее решение запоздало и просто больше не нужно.

   В государственном  и муниципальном управлении могут  использоваться институты, tie имеющие  публичного характера. В странах  мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Оман и др.) важнейшую роль в управлении играют религиозные нормы. В некоторых странах для управления используются общественные объединения (например, многие функции по контролю за охраной труда переданы в России профсоюзам, во Франции арбитраж по торговым делам могут осуществлять предпринимательские союзы и др.).

Информация о работе Государственное управление— публичное управление