Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков.

Содержание

1 Содержание сферы, объективная необходимость и границы коррекции рыночного механизма государством
2 Основные концепции государственного регулирования национальной экономики в условиях рынка
2.1 Меркантилизм
2.2 Классическая теория
2.3 Кейнсианская теория
2.4 Неоклассическая теория
2.5 Социально-ориетированная модель
3 Экономические функции государства, инструменты и методы государственного регулирования экономики
3.1 Понятия, сущность экономических функций государства
3 2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
3.3 Антимонопольное регулирование
3.4 Проведение политики макроэкономической стабилизации. Антициклическая, антиинфляционная политика государства
3.5 Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен
3.6 Деятельность государства в сфере распределения и перераспределения доходов
4 Особенности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

полная работа.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

 

 


2.2 Классическая теория

Классическая теория возникла в XVII в. и объединяет многих представителей экономической науки, наиболее яркими из них явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.

А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Идея «невидимой руки рынка» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.).

Классики полагали, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь восстанавливают в экономике уровень производства при полной занятости автоматически. В качестве основы цены и конечного источника доходов ими принимались затраты труда в процессе производства.                                                                                                                              Классическая экономическая теория была разработана на стадии становления капитализма. Она абсолютизирует способность рыночной экономики к саморегулированию и саморазвитию. Таким образом, эта теория отрицает необходимость какого-либо вмешательства в экономику, если это не обусловлено внешнеэкономическими факторами.                                                                      В теории сформулирован классический закон Сея. Считается, что процесс производства товаров создает доходы работников на основе сбалансированности спроса и предложения, равных стоимости произведенных товаров и услуг, а возможные сбережения работников используют в качестве инвестиционных ресурсов.                            Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.                                                                                                                                                           Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

 

 

 


2.3 Кейнсианская теория

Кейнсианская теория сформировалась в 30-е гг. XX в. в условиях обострения мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. и Великой депрессии, когда безработица в США достигла 25%. Основатель теории - английский экономист Дж. Кейнс создал принципиально новую теорию, опровергающую взгляды классиков на роль государства. Основной вывод теории Дж. Кейнса состоит в том, что капитализм не является саморегулирующей системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия. Дж. Кейнс считается основателем теории государственно го регулирования капиталистической экономики. Его теория и программа государственно-монополистического регулирования экономики изложены в главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Дж. Кейнс использует агрегированные показатели: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и т.п. Отправной точкой в его рассуждениях является совокупный спрос. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости.

Для характеристики потребительского поведения Дж. Кейнс ввел понятие «предельная склонность к потреблению». Для объяснения зависимости между приростом инвестиций и выпуском (доходом) он использовал понятие «мультипликатор» (соотношение между приростом дохода и инвестиционного спроса, вызвавшего этот прирост). Использование инструментов кейнсианской теории помогло развитым странам в послевоенный период обеспечить устойчивый экономический рост.

Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко ухудшились. В условиях стагфляции выявленная английским экономистом А. Филлипсом зависимость, согласно которой безработица и инфляция не могут расти одновременно (кривая Филлипса), оказалась несостоятельной. Кейнсианские пути выхода из кризиса только «раскручивали инфляционную спираль». Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка государственного регулирования и сложилась новая модель регулирования. Современное кейнсианство - это не одна, а несколько макроэкономических теорий, отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики.

Важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально - экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50 - х годов до середины 70 - х годов и получила название “планируемого и регулируемого капитализма”. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической системы за весь послевоенный период. Совершенно новыми были ее социальные результаты.

Совершенно иначе ставились макроэкономические задачи в странах Запада после второй мировой войны, когда было внедрено государственное регулирование экономики в соответствии с кейнсианскими принципами. Здесь существенно изменился характер государства: оно стало правовым и демократическим. Правительства впервые объявили своей важнейшей задачей “борьбу против бедности” и достижение “всеобщего благосостояния”. В итоге в западных странах, вступивших в историческую полосу постиндустриального и посткапиталистического общества, сложился новый вариант рыночной экономики – социально ориентированной. Каковы же основные черты модели социально-ориентированной рыночной экономики? Как распределяются в ней совокупные доходы общества?

Во - первых, в противовес модели либеральной рыночной экономики, где признается господство частной (единоличной) формы собственности, в социально ориентированной экономике нормальным считается плюрализм форм собственности. Этим выражается большой демократизм отношений собственности. Считается необходимым государственный сектор экономики (что отвергается сторонниками “чистого рынка”).

Во - вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами. Они могут отстаивать по суду свои права.

В правовом и демократическом обществе само государство содержится за счет средств налогоплательщиков. Поэтому все граждане через демократические институты имеют возможность влиять на политику правительства, добиваясь лучшего соблюдения их законных социально экономических интересов.

В - третьих, в социально ориентированной экономике государство создает условия для достаточного удовлетворения комплекса наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого государство берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

Западные страны достигли наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов.

В - четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны.

Наконец, в - пятых, в социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый “средний класс” (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: а) богатый класс - 10 - 15%, б) средний класс – 70 - 80% и в) бедный класс – 15 - 20%. В этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества.

Кейнсианская революция дала западной экономике “второе дыхание”. Примечательно, что в 50 - е, 60 - е и в первой половине 70 - х годов были достигнуты наивысшие темпы экономического роста, наибольшая занятость (в западные страны привлекалась дополнительная рабочая сила из слаборазвитых стран) и значительный подъем благосостояния населения (уровень жизни возрос в 2 - 4 раза).

Однако нового “дыхания” хватило только до середины 70 - х годов. В 1973 - 1974г.г. произошло совершенно необычное явление. Прирост промышленного производства на Западе приостановился.

Одновременно с кризисным потрясением мощный удар пришелся и по кейнсианской теории. Стало очевидно, что активное вмешательство государства в экономику не в состоянии предотвращать кризисные спады производства. Безраздельное господство кейнсианства в экономической теории закончилось.

 

 


2.4 Неоклассическая теория

Борьба за умы людей между классической и маржинальной школой во второй половине XIX века высветила ряд неразрешимых вопросов. Конфликт нарастал, и явно нужна была третья точка зрения, которая могла бы примирить, объединить, синтезировать позиции классиков и маржиналистов. Эту задачу и решила следующая концепция, которая вошла в историю под названием «неоклассический синтез» или «неоклассика». Отцом-основателем этого направления считается Альфред Маршалл - (1842—1924), главным трудом которого была книга «Принципы политической экономии» («Principles of economics»), вышедшая в 1890 году.

Одним из критиков неоклассической теории был Дж. Гэлбрейт. Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.

Следует отметить, что неоклассическая теория не только не предлагала рецептов улучшения ситуации, но и вовсе отрицала саму постановку вопроса о возможности более или менее продолжительного периода кризисного состояния в экономике рыночного типа. Такое представление базировалось на так называемом законе Дж. Сэя, в соответствии, с которым «предложение всегда создает соответствующий спрос». Поэтому, по выводам неоклассического анализа, несоответствие между спросом и предложением в масштабах экономики в целом и безработица могут носить лишь временный характер и вмешиваться в этот процесс нет необходимости. Книга Кейнса отвергает этот тезис, обосновывая необходимость и определяя конкретные направления регулирующего воздействия на экономику со стороны государства.

В отличие от классической теории она не представляет собой единой концепции, хотя и опирается на некоторые общие принципы. Она объединяет представителей нескольких школ. Неоклассическое направление получило отражение в работах английских, австрийских, американских экономистов. Наиболее полное отражение оно получило в работах английского экономиста А. Маршалла (Кембриджская школа).

Неоклассики сформулировали закономерности хозяйствования в условиях свободной конкуренции и рыночного механизма, определили принципы экономического равновесия этой системы.

Ключевая идея - взаимодействие спроса и предложения, определяющих процессы, протекающие на рынке. В частности А. Маршалл разработал концепцию равновесной цены, основан ной как на теории производственных издержек, так и на положениях австрийской школы предельной полезности. Из неоклассической теории следовало, что в условиях свободной .конкуренции автоматическое движение цен обеспечивает равновесие между предложением и спросом, между производством и потреблением. Поэтому всякое регулирование цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким образом, неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.

 


2.5 Социально-ориетированная модель

Обогащение было и остается целью владельцев средств производства — капиталистов. Но после того как в начале XX в. в правительстве, а затем и во главе государств появились представители социал-демократических, социалистических и других оппозиционных сил, возможности обогащения постоянно ограничивались. Это особенно наглядно проявлялось там, где левые силы приходили к власти и осуществляли крупные социальные мероприятия с целью улучшения жизни трудящихся. После появления СССР, а затем и социалистической системы капиталисты и сами вынуждены были проявлять больше заботы о благосостоянии рабочих и тем самым не доводить дело до социалистической революции. В европейских странах накоплен солидный опыт улучшения жизни людей в условиях рыночного хозяйства буржуазного общества. С учетом нашей специфики и особенностей многое может быть использовано в процессе формирования в России социального государства. Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977) в 50—60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом пре — образовавшую социально—экономическую жизнь страны. Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории "социального рыночного хозяйства", возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы.                                                                                                                                                           По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны. По своим теоретическим установкам концепция "социального рыночного хозяйства" была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50—60 гг. в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) и усовершенствованная его последователями. Идеология "социального рыночного хозяйства" была использована Эрхардом для обоснования концепции "сформированного общества", целью которого объявлялось преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономическую реформу, основанную на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. Эрхард справедливо полагал, что не может быть никакого социального развития без экономического прогресса. Ставка была сделана на развитие производства (экспансия хозяйства), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось повышением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла отражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты. Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, сведения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и антикарательные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов — все это и многое другое творило "экономическое чудо", обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Информация о работе Государственное регулирование