Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 00:48, доклад
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор – это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
Также
осуществляется и внешнеэкономическое
регулирование. Это меры стимулирования
экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического
опыта. Кредитование экспорта, гарантирование
экспортных кредитов и инвестиций за рубежом,
введение или отмена пошлин во внешней
торговле; меры по привлечению или ограничению
доступа иностранного капитала в экономику
страны, привлечение в страну иностранной
рабочей силы, участие в международных
экономических организациях, интеграционных
межгосударственных объединениях. Отдельные
инструменты государственной экономической
политики могут употребляться в различных
целях, в разных сочетаниях и с разной
интенсивностью. В зависимости от характера
целей будет меняться место того или иного
инструмента в арсенале средств ГРЭ в
конкретный период.
Этапы развития ГРЭ. Границы его эффективности.
В процессе своего развития ГРЭ пошло несколько этапов.
2.)
Несогласованные между собой
акции антикризисной и
3.) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
4.)
Переход в ряде стран к
5.)
Осуществление во все большем
числе развитых стран
6.)
Меры по согласованию
На
масштабы, инструменты и эффективность
ГРЭ решающее воздействие оказали задачи,
вставшие перед экономикой отдельных
стран, материальные возможности государства,
отраженные в доле перераспределяемого
им ВВП и в абсолютных размерах средств,
которые оно может использовать на ГРЭ,
накапливаемый опыт и успехи в научных
разработках проблем ГЭП в условиях рыночного
хозяйства. Наряду с общетеоретическими
работами со второй половины 60-х годов
в развитых странах стало публиковаться
все больше конкретных прикладных исследований,
посвященные количественному анализу
последствий мер ГРЭ. Активизировалось
и сотрудничество ученых с правительственными
органами, ответственными за принятие
экономико-политических решений. Характер
и направление научных исследований в
области ГРЭ за последние три-четыре десятилетия
претерпели существенные изменения. Если
в начале 50-х годов обсуждался вопрос:
«Регулировать или не регулировать экономику?»,
то позднее – «Какова должна быть степень
этого регулирования? С какими целями,
в каких направлениях и какими средствами
надо регулировать?». Однако возможности
ГРЭ не безграничны. Экономической основой
ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая
через государственный бюджет и внебюджетные
фонды, и государственная собственность.
Эффективность ГЭП при прочих равных условиях
тем выше, чем выше государственные доходы,
чем большая доля ВВП перераспределяется
государством, чем большую роль в экономике
играет государственный сектор. Но у государственных
доходов и у государственного сектора
есть относительные границы роста.
Конкуренция в рыночной экономике.
Важнейшим
признаком рынка является его
конкурентный характер. Это означает,
что в рыночной системе каждый
субъект выступает как
Конкуренция
обусловлена, во-первых, безграничными
потребностями людей и
Конкуренция
в рыночной экономике выполняет следующие
функции:
• нацеливает на создание каких-либо новых
компонентов рыночных отношений, которые
обеспечивали бы превос-ходствонад соперниками
(новая продукция, включая субститутыновые
формы технологии и организации производства,
новые методы распределения и сбыта и
т.д.);
• способствует модернизации производства;
• стимулирует повышение качества продукции,
видоизменениеассортиментного набора
товаров и услуг, оказание дополнивтельных
услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.
Выделяют
две основные группы методов конкуренции:
ценовые и неценовые. Ценовая
конкуренция — это
Рыночная
власть означает способность продавца
или покупателя влиять на цену товара.
На основе этого критерия выделяют
рынки совершенной конкуренции
и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция - - это организационная
структура рынков, характеризующихся
большим количеством покупателей продавцов,
свободным вступлением и выходом, равным
доступом к информации и однородным продуктом,
в связи с чем отдельный предприниматель
не имеет возможности влиять на цену.
Несовершенная конкуренция — форма организации
тех рынков, где производители могут влиять
на рыночную цену, повышая или понижая
ее. По степени полноты рыночной власти
выделяют монополистическую конкуренцию,
олигополию и чистую монополию.
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1)
она способствует развитию
2)
она чутко реагирует на
3)
в известной мере выравнивает
норму прибыли на капитал и
уровень заработной платы во
всех отраслях национальной
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2)
ведет к дифференциации
3)
ее следствием может быть
Конкуренция
предполагает свободу вступления экономических
единиц в любую конкретную отрасль и свободу
выхода и нее. Эта свобода необходима для
того, чтобы экономика могла надлежащим
образом адаптироваться к изменениям
вкусов потребителей, технологии или предложения
ресурсов. Основное экономическое преимущество
рыночной системы заключается в ее постоянном
стимулировании эффективности производства.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики