Франчайзинг как инновационная форма интеграции России в систему мирохозяйственных связей на уровне предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятия и видов внешнеэкономической деятельности;
- исследовать и обобщить существующие понятия совместного предпринимательства, рассмотреть его формы, цели и мотивы создания»;
- установить место и роль совместных предприятий, уточнить их функциональные особенности на базе отечественного и зарубежного опыта;
- рассмотреть современные формы организации совместных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4
1. Сущность совместного предпринимательства…………………..…….5
1.1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности…………..5-7
1.2. Определение совместного предпринимательства: формы, цели, мотивы……………………………………………………………………..……7-14
2. Проблемы взаимодействия российских предприятий с зарубежными партнерами………………………………………………………………..………15
2.1. Участие российских предпринимателей в совместном предпринимательстве за рубежом…………………………………….…….15-19
2.2. Организационно-правовая основа деятельности совместного предпринимательства в Российской Федерации……………….……..……19-23
3. Современные для России формы совместного предпринимательства……………………………………………………………24
3.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства……24-28
3.2. Лизинг как эффективная форма совместного предпринимательства…………………………………………………………28-32
Заключение……………………………………………………….………33-35
Библиографический список………………………….………………………36

Работа содержит 1 файл

На конкурс (1).doc

— 190.50 Кб (Скачать)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3-4

1.        Сущность совместного предпринимательства…………………..…….5

1.1.                Понятие и виды внешнеэкономической деятельности…………..5-7

1.2.                Определение совместного предпринимательства: формы, цели, мотивы……………………………………………………………………..……7-14

2.                      Проблемы взаимодействия российских предприятий с зарубежными партнерами………………………………………………………………..………15

2.1. Участие российских предпринимателей в совместном предпринимательстве за рубежом…………………………………….…….15-19

2.2. Организационно-правовая основа деятельности совместного предпринимательства в Российской Федерации……………….……..……19-23

3.                      Современные для России формы совместного предпринимательства……………………………………………………………24

3.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства……24-28

3.2. Лизинг как эффективная форма совместного предпринимательства…………………………………………………………28-32

Заключение……………………………………………………….………33-35

Библиографический список………………………….………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с разви­тием разнообразных форм предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, отражают изменения в факторах производства, технике и технологии, потребительских тенденциях, общественном настроении и государственной политике. В последние годы одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи: от межфирменного сотрудничества и создания совместных предприятий до крупномасштабных интеграционных проектов в рамках региональных и межрегиональных объединений.

Общими проблемами формирования, развития и совершенствования совместного предпринимательства занимались многие отечественные и зарубежные ученые и специалисты: Диденко Н.И., Воронкова О.Н., Пузакова Е.П., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Смитиенко Б.М., Семеко Г.В.

Целью курсовой работы является теоретическое изучение нормативно-правовых особенностей создания и организации деятельности совместных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятия и видов внешнеэкономической деятельности;

- исследовать и обобщить существующие понятия совместного предпринимательства, рассмотреть его формы, цели и мотивы создания»;

- установить место и роль совместных предприятий, уточнить их функциональные особенности на базе отечественного и зарубежного опыта;

- рассмотреть современные формы организации совместных предприятий.

Предметом исследования работы являются организационно-экономические отношения, возникшие и сложившиеся в процессе деятельности совместных предприятий с участием иностранного капитала.

В качестве объекта исследования рассматриваются совместные предприятия с участием иностранного капитала в России.

1. Сущность франчайзинга, как инновационной формы организации совместного предпринимательства

1.1. Франчайзинг в системе совместного предпринимательства

 

Термин «совместное предприятие» (СП) возник по аналогии с английским «joint venture» (венчурное, рискованное, совместное коммерческое предприятие), которым обозначался этот тип предприятий на Западе[1].

Первые СП были созданы в эпоху свободной конкуренции в XIX в. В XX в. совместные предприятия получили широкое распространение в сфере обращения, а к середине столетия стали типичной формой организации производства монополистическим капиталом. Первоначально СП возникали для осуществления крупномасштабных проектов в отраслях добывающей промышленности и строительстве, а с 60-х годов наблюдается процесс интенсивного создания таких предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности.

Термином «совместное предпринимательство» в современной западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперации. Широкое определение совместного предпринимательства дают эксперты ОЭСР: «СП—это все формы соглашений, посредством которых деятельность двух или более фирм функционально интегрируется (не полностью, но частично); это могут быть операции в форме закупок и продаж, научных исследований и разработок, добычи природных ресурсов, производства продукции, инжиниринга, строительства и др.»[2].

В последние годы наиболее распространенной формой совместного предпринимательства, особенно в сфере услуг и в торговле, стала система договорных отношений типа франчайзинг. Это совместный бизнес, в котором один из партнеров — успешно и надежно ведущая свое дело компания, которая предоставляет другим предпринимателям право использовать свой опыт, знания, торговую марку, технологии и т. п.

В российской экономике франчайзинг стал пользоваться особой полярностью лишь в 2000-х годах, в то время как в промышленно развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.

Рисунок 1.1.1 Динамика роста франчайзинговых сделок в России[3]

Родиной франчайзинга являются США. Он со­здает 13% валового национального продукта США — это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Яркое подтверждение деловой эффективности является  франчайзинговая система «Мак Дональдс» (McDonald's). В начале 50-х годов это было скромное кафе в пустынном месте близ городка Сан-Бернардино в американском штате Калифорния, а сейчас это мощная транснациональная корпорация, обслуживающая на своих 12 тыс. предприятий в разных странах мира сотни миллионов клиентов.


1.2.           Теоретическая сущность организации франчайзинга

 

В русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности. Сам термин «франчайзинг» происходит от французского слова «franchise» (льгота, привилегия, а также ос­вобождение от налогов, взноса). В дальнейшем от английского «франчайз» были образованы произ­водные слова для обозначения понятий, связанных с этой новой формой предпринимательской деятельности: франчайзинг (franchising), франчайзер (franchisor) — сторона, которая передает франшизу (ли­цензию), франчайзи (franchisee) — сторона, которая ее приобретает.

В Гражданском кодексе РФ (глава 54) франчайзинг получил назва­ние «коммерческая концессия», а его стороны — «правообладатель» и «пользователь».[4]

Франчайзинг — это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором.[5]

Франчайзер  — это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке и выдающая на определенный срок и на определенных условиях ли­цензию (франшизу) индивидуальным предпринимателям или их группам на использование ее торговой марки в коммерческой деятельности.

Франчайзи — это лицо, компания или товарищество (по российскому гражданскому законодательству — физическое или юридическое лицо), приобретающее у крупной фирмы (корпорации) на определенный срок и на определенных условиях право на ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и технологий.

Франшиза (также франчайз) — это:

а) право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более крупной фирмы на опре­деленных условиях и за определенную компенсацию;

б) организационная форма малого бизнеса, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной фирмы, то есть предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.

Франчайзинговая система — организационная структура в сфере биз­неса, которая состоит из компании-франчайзера, возглавляющей струк­туру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятий, или франшизной сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2.1. Франчайзинговая система[6]

По условиям контракта франчайзер гарантирует право и лицензию франшизополучателю продавать на рынке товары или услуги, а также использовать торговую марку и модель бизнеса, разработанную фран­чайзером. Держатель франшизы, в свою очередь, обязуется следовать принципам функционирования предприятия и обеспечивать процве­тание.

Отличия франчайзинга от других форм предпринимательства:[7]

1.                      Франчайзинг отличается от лицензирования, а франшиза —соответственно от лицензии. Франчайзинг подразумевает тесное сотрудничество сторон, основанное на взаимном доверии и четком выполнении обязательств.

2.                      Франчайзинг следует отличать от холдинга, филиала и дочернего предприятия. Франчайзи должен лишь строго соблюдать тех­нологию фирмы-франшизодателя и не вносить изменений в сложившу­юся концепцию бизнеса, в остальном предприниматель свободен.

3.                      Франчайзинг отличается от дилерства, а франшизополучатель от эксклюзивного дилера, но отличия в целом небольшие. Если фирма, единственная в данном регионе, имеет право продавать продукцию конкретной компании-изготовителя и при этом не имеет право прода­вать продукции каких-либо других компаний аналогичного профиля — это и есть та граница, где заканчивается эксклюзивное дилерство и начинается франчайзинг.

Франчайзинг по сравнению с другими формами предпринимательства имеет ряд особенностей, представленных на Рисунке 1.2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2.2. Преимущества и недостатки франчайзинга

Таким образом, в последние годы наиболее распространенной формой совместного предпринимательства, особенно в сфере услуг и в торговле, стала система договорных отношений типа франчайзинг. Это совместный бизнес, в котором один из партнеров — успешно и надежно ведущая свое дело компания, которая предоставляет другим предпринимателям право использовать свой опыт, знания, торговую марку, технологии и т. п. Для российской экономики франчайзинг является относительно новой формой ведения бизнеса, в то время как в промышленно развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Франчайзинг обладает целым рядом специфических особенностей, как преимущественного характера, так и негативного.


2.         Анализ применения франчайзинга, как инновационной формы совместного предпринимательства в России и за рубежом

2.1. Анализ применения франчайзинга за рубежом

 

Мировая практика доказала: франчайзинг — один из весьма эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше. С другой стороны, франчайзинг — это неплохая возможность организовать собственное дело для предпринимателя и, главное, остаться на плаву.

К 1999 году только в США, лидере в развитии франчайзинга в мире (около 2400 франчайзеров), эту форму предпринимательства применяли свыше 700 тысяч предприятий. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42 % от общего объема розничных продаж (в некоторые годы этот показатель достигал 70 %), аналогичный показатель для Европы – от 5 до 30 %.[8]

По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость – около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи.

Согласно данным ТПП США, 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60 % нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период.

 


2.2.           Анализ применения франчайзинга в России

 

Для сегодняшней экономики России франчайзинг имеет двойное преимущество. Во-первых, он помогает быстро внедрить новые, в том числе передовые западные, технологии и навыки управления и обеспе­чить эффективное обучение менеджеров и персонала; а во-вторых, при­влекает иностранные инвестиции.

Информация о работе Франчайзинг как инновационная форма интеграции России в систему мирохозяйственных связей на уровне предприятий