Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа
Цель данной работы - теоретическое обоснование форм интеграции РФ в мировую экономику.
Задача: систематизировать основные формы интеграции.
Предмет исследования – формы интеграционных процессов.
Объект исследования – интеграционные процессы в мировой экономике.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность и назначение интеграционных процессов 4
Глава 2. Предпосылки развития и формирования экономической интеграции 7
Глава 3. Признаки международной экономической интеграции 10
Глава 4. Преимущества и недостатки международной экономической интеграции 11
Глава 5. Формы международной интеграции 14
Глава 6. Основные виды интеграционного объединения 18
Глава 6.1. Зона свободной торговли 20
Глава 6.2. Таможенный союз 22
Глава 6.3. Общий рынок 23
Глава 6.4. Экономический союз 24
Глава 6.5. Меры, которые можно предпринять по совершенствованию данных форм и устранению недостатков 25
Глава 7. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику 26
Глава 7.1. Стратегия интеграции России в мировую экономику 30
Заключение 33
Список литературы 36
Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.13
Рис.2 Таможенные союзы
Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.
Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).
Примеры общего рынка:
Экономический союз — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:
Список экономических союзов
Перед тем как устранять недостатки, нужно выделить препятствия на пути к интеграции в большинстве стран:
Чтобы усовершенствовать выделенные формы мировой экономической интеграции, нужно следовать следующим указаниям:
Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции (указанных выше). Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное-желание к объединению в единый механизм.16
Предпосылками к решению проблем интеграции России в мировую экономику могут стать:17
Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.
Для преодоления разрыва,
отделяющего Россию от мировых лидеров,
облегчения бремени и сокращения
времени перехода к рыночной экономике,
интеграции в мировое хозяйство необходимо
1. Установление стабильного политического режима.
2.Развитие и
3. Всемерное привлечение
и эффективное использование
иностранных инвестиций путем
создания благоприятного
4.Проведение активной
внешнеторговой политики, сочетающей
экспортноориентированность
5.Стимулирование
Для оптимального включения России в мировое хозяйство и расширения сбыта продукции отечественной обрабатывающей промышленности правильнее было бы не пренебрегать возможностями сотрудничества с любыми потенциальными партнерами. Уровень развития, достигнутый Сингапуром, Таиландом, Малайзией и Южной Кореей, создает заинтересованность в сотрудничестве и с этими странами, причем нередко оно не менее выгодно для России, чем экономические связи с Западом. Естественно, в зоне приоритетных внешнеэкономических интересов находится и Китай. По многим причинам «особые отношения» возможны и с Израилем (в частности, новые формы сотрудничества на рынках третьих стран). Сохраняются потенциальные перспективы широкомасштабного участия Японии в развитии Сибири и Дальнего Востока
В тоже время сотрудничество России со странами ЕС также имеет свои перспективы. ЕС стремится приспособить наш рынок к себе, сделать его комфортным для европейских экономических операторов, ставящих своими целями, насыщение российского рынка своими промышленными товарами и получение беспрепятственного доступа к нашим сырьевым ресурсам и транспортной инфраструктуре.
Россия, со своей стороны, через интеграционные процессы должна решать задачи построения инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, создания конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой направленности экспорта.
Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое сотрудничество.
Отраслевая структура европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.
Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.
Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей в себя проекты:
Ради иллюзорной цели сохранения
бывших советских республик в
орбите своих политических интересов
Россия на протяжении 90-х выступала
как их крупный донор. Между тем
бесперспективность создания дееспособного
многостороннего экономического и
политического союза становится
все очевиднее. Гораздо выгоднее
строить отношения с
Для относительно равноправного участия в мирохозяйственном обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными и финансовыми группами, а с другой – самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.
В новом веке нашей
стране предстоит устранить деформации
ее внешнеэкономических связей, найти
себе место в глобальной экономике,
используя сильные стороны
Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.
Сейчас России, видимо,
не обойтись без более надежной защиты
отечественного производителя. Следует
помочь стать на ноги тем предприятиям,
секторам и отраслям экономики, которые
потенциально способны выдерживать
конкуренцию. Конечно же, не имеется
в виду возведение непреодолимых
тарифных и нетарифных барьеров на
пути проникновения иностранных
товаров, услуг и капитала на российский
рынок. Это неизбежно приведет к
консервации технической
Концептуально в таком подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования собственных ресурсов и привлечения иностранного капитала многократно увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду.