Формы экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - теоретическое обоснование форм интеграции РФ в мировую экономику.
Задача: систематизировать основные формы интеграции.
Предмет исследования – формы интеграционных процессов.
Объект исследования – интеграционные процессы в мировой экономике.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность и назначение интеграционных процессов 4
Глава 2. Предпосылки развития и формирования экономической интеграции 7
Глава 3. Признаки международной экономической интеграции 10
Глава 4. Преимущества и недостатки международной экономической интеграции 11
Глава 5. Формы международной интеграции 14
Глава 6. Основные виды интеграционного объединения 18
Глава 6.1. Зона свободной торговли 20
Глава 6.2. Таможенный союз 22
Глава 6.3. Общий рынок 23
Глава 6.4. Экономический союз 24
Глава 6.5. Меры, которые можно предпринять по совершенствованию данных форм и устранению недостатков 25
Глава 7. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику 26
Глава 7.1. Стратегия интеграции России в мировую экономику 30
Заключение 33
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Формы экономической интеграции. Семестровая работа. Последний и единственный вариант.docx

— 361.23 Кб (Скачать)

Фактически, речь идёт о форме  межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой  формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.13

Рис.2 Таможенные союзы

 

Глава 6.3. Общий рынок

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним  из этапов интеграционных процессов  в Европе. Соглашение об общем рынке  было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и  стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело  к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).

Примеры общего рынка:

  • Андская группа (англ. The Andean Community или исп. Comunidad Andina, CAN);
  • Европейская экономическая зона (англ. European Economic Area, EEA), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;
  • Общий рынок Карибского сообщества (англ. Caribbean Community single market, CARICOM);
  • Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки;
  • Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки.
  • Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана, России.14

 

Глава 6.4. Экономический  союз

Экономический союз — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

  • Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (см. Таможенный союз).
  • Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала (см. Общий рынок).
  • Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Список  экономических союзов

  • Единый рынок Европейского союза;
  • Экономический и валютный союз Европейского союза и Монако;
  • Единый рынок Карибского сообщества;
  • Союзное Государство России и Белоруссии.15

 

Глава 6.5. Меры, которые можно  предпринять по совершенствованию  данных форм и устранению недостатков

Перед тем как устранять недостатки, нужно выделить препятствия на пути к интеграции в большинстве стран:

  1. Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
  2. Не развита инфраструктура;
  3. Различия уровней и потенциалов развития;
  4. Политическая нестабильность.

Чтобы усовершенствовать  выделенные формы мировой экономической  интеграции, нужно следовать следующим  указаниям:

  1. Поэтапное создание единого экономического пространства (СНГ сделало грубую ошибку, начал слишком быстрое объединение);
  2. Создание международных документов, запрещающих сговор между ТНК стран-участниц объединения и ввести меры наказания за нарушение;
  3. Проведение странами-участницами одной экономической стратегии (Если Казахстан и Кыргызстан осуществляют политику ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане и, особенно, в Туркменистане до сих пор сохраняются многие элементы экономики советского периода. Это существенно затрудняет выработку "единых правил" ведения взаимной торговли).

Решить проблемы экономической  интеграции стран, не так легко как  кажется. Казалось бы, для преодоления  всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции (указанных выше). Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное-желание к объединению в единый механизм.16

Глава 7. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику

Предпосылками к  решению проблем интеграции России в мировую экономику могут стать:17

  • прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;
  • восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими  процессами должна осуществляться выработка  механизма взаимодействия с промышленно  развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными  торгово-экономическими блоками и  группировками. Очевидно, что все  это требует немало времени и  усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо18:

1. Установление стабильного  политического режима.

2.Развитие и совершенствование  рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение  и эффективное использование  иностранных инвестиций путем  создания благоприятного инвестиционного  климата, соответственно требованиям  открытой экономики с российской  спецификой.

4.Проведение активной  внешнеторговой политики, сочетающей  экспортноориентированность производства  с импортозамещением.

5.Стимулирование экономического  развития по пути научно-технического  прогресса.

Для оптимального включения  России в мировое хозяйство и  расширения сбыта продукции отечественной  обрабатывающей промышленности правильнее было бы не пренебрегать возможностями  сотрудничества с любыми потенциальными партнерами. Уровень развития, достигнутый  Сингапуром, Таиландом, Малайзией и  Южной Кореей, создает заинтересованность в сотрудничестве и с этими  странами, причем нередко оно не менее выгодно для России, чем  экономические связи с Западом. Естественно, в зоне приоритетных внешнеэкономических  интересов находится и Китай. По многим причинам «особые отношения» возможны и с Израилем (в частности, новые формы сотрудничества на рынках третьих стран). Сохраняются потенциальные  перспективы широкомасштабного  участия Японии в развитии Сибири и Дальнего Востока

В тоже время сотрудничество России со странами ЕС также имеет  свои перспективы. ЕС стремится приспособить наш рынок к себе, сделать его  комфортным для европейских экономических  операторов, ставящих своими целями, насыщение  российского рынка своими промышленными  товарами и получение беспрепятственного доступа к нашим сырьевым ресурсам и транспортной инфраструктуре.

Россия, со своей стороны, через интеграционные процессы должна решать задачи построения инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, создания конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой направленности экспорта.

Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое  сотрудничество.

Отраслевая структура  европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная  торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.

Вложение финансовых, технологических  ресурсов, применение современных методов  управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую  отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные  эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.

Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий  совместной инициативы по энергоэффективности  Россия-ЕС, включающей в себя проекты:

  • по сближению законодательства и нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым источникам энергии;
  • по сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между центрами энергоэффективности на местном и региональном уровнях в России и ЕС;
  • по сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты энергоэффективности,
  • по содействию использования механизмов Киотского протокола для повышения уровня энергоэффективности,
  • по содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности,
  • по утилизации попутного нефтяного газа.

Ради иллюзорной цели сохранения бывших советских республик в  орбите своих политических интересов  Россия на протяжении 90-х выступала  как их крупный донор. Между тем  бесперспективность создания дееспособного  многостороннего экономического и  политического союза становится все очевиднее. Гораздо выгоднее строить отношения с республиками бывшего СССР не на многосторонней, а на двухсторонней основе. Так  легче добиться, чтобы рынки ее соседей были открыты для продукции  российской обрабатывающей промышленности, и получить доступ к источникам стратегического  сырья (свинец, вольфрам, медь, молибден, рений в Казахстане; медь и молибден в Армении; марганец и титановая  губка на Украине; медь и золото в  Узбекистане; нефть, природный газ, натриевая соль, стронций в Туркменистане). На двусторонней основе легче внедрить российский рубль во взаимные расчеты, проще решить вопросы транзита, задолженности  за поставки российской нефти и газа, создать нормальные условия для  деятельности российских компаний, в  частности защитить их инвестиции.19

 

Глава 7.1. Стратегия интеграции России в мировую экономику

Для относительно равноправного  участия в мирохозяйственном  обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной  стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными  и финансовыми группами, а с  другой – самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.

В новом веке нашей  стране предстоит устранить деформации ее внешнеэкономических связей, найти  себе место в глобальной экономике, используя сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.

Ключевую роль при  решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное  предпринимательство. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.

Сейчас России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует  помочь стать на ноги тем предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые  потенциально способны выдерживать  конкуренцию. Конечно же, не имеется  в виду возведение непреодолимых  тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных  товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к  консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных  в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной  деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных  видов отечественной продукции  и услуг.

Концептуально в таком  подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования собственных ресурсов и привлечения иностранного капитала многократно увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду.

Информация о работе Формы экономической интеграции