Автор: Ирина Львова, 10 Июня 2010 в 12:21, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и исследование форм и систем оплаты труда, фонда оплаты труда и принципов его формирования. Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- детально рассмотреть понятие «заработная плата», определить ее функции и виды;
- изучить понятие «оплата труда», ее формы и системы;
- научиться делать корректный выбор между данными формами и системами оплаты труда;
- понять, что такое тарифные сетки и ставки, а также тарифно-квалифицированные справочники;
- разобрать понятие «фонд оплаты труда», его структуру и методы планирования на производстве;
- научиться находить данные величины.
Объектом исследования курсовой является предприятия сферы сервиса
Тарифная система или ее отдельные элементы используются во всех странах рыночной экономики. Как правило, она разрабатывается на уровне отрасли или сектора экономики, а также непосредственно в организациях и включается в коллективный договор и тарифное отраслевое соглашение.
Тарифная система включает: тарифно-квалификационные характеристики (тарифно-квалификационные справочники); тарифные ставки и тарифные сетки; тарифные разряды и коэффициенты.
1.5.1. Тарифные сетки
Тарифная сетка представляет собой совокупность действующих в данной отрасли производства тарифных разрядов и соответствующих тарифных коэффициентов. С ее помощью осуществляется дифференциация оплаты труда рабочих в соответствии с их квалификацией и сложностью выполняемой работы.
Для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, обязательным является применение единой тарифной сетки (ETC). Она состоит из 18 разрядов. (Табл. 2). Размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда устанавливается Правительством РФ. Ставки (оклады) работников остальных разрядов ETC устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Предприятия
могут самостоятельно разрабатывать
заводские тарифные системы, основой
которых является единая тарифная сетка
для оплаты труда всех категорий
работников бюджетной сферы (включая
рабочих, служащих, руководителей и специалистов).
В единой тарифной сетке профессии рабочих
Разряды оплаты труда | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 88 | 99 |
Тарифные коэффициенты | 11 | 11,04 | 11,09 | 11,142 | 11,268 | 11,407 | 11,546 | 21,699 | 11,866 |
Месячная тарифная ставка (руб.,коп.) | 11405 | 11461 | 11532 | 11605 | 11782 | 11977 | 22172 | 22388 | 22622 |
Разряды оплаты труда | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 |
Тарифные коэффициенты | 22,047 | 22,242 | 22,423 | 22,618 | 22,813 | 33,036 | 33,259 | 33,51 | 44,5 |
Месячная тарифная ставка (руб.,коп.) | 22877 | 33150 | 33405 | 33679 | 33953 | 44266 | 44579 | 44932 | 66323 |
Табл.2.Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с сентября 2007 г. тарифицируются с 1-го по 8-ой разряд, служащие, специалисты и руководители
– со 2-го по 18-й разряд.
С
1 декабря 2008 г. ЕТС должна была перестать
действовать для бюджетных
1.5.2. Тарифные ставки
Тарифные ставки — это выраженный в денежной форме размер оплаты труда за выполненную работу в зависимости от ее сложности или квалификации работника за единицу рабочего времени. Она определяет уровень оплаты труда, так как заработок работника, прежде всего, зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени. Тарифные ставки 1-го разряда, дифференцированные по интенсивности, видам работ и условиями труда, образуют так называемую вертикаль ставок 1-го разряда. Средняя тарифная ставка звена (бригады) определяется либо путем деления суммы тарифных ставок соответствующих разрядов членов звена (бригады) на их численность, либо путем умножения тарифной ставки 1 -го разряда на средний тарифный коэффициент.
Тарифная ставка 1-го разряда может быть часовой, дневной и месячной. Часовая и дневная тарифные ставки устанавливаются, как правило, для рабочих-сдельщиков и повременщиков. Месячная тарифная ставка устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (ЕТС). Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих. Месячная тарифная ставка 1-го разряда в соответствии с принципами разработки ЕТС не может быть ниже минимально размера оплаты труда, устанавливаемого в законодательном порядке.
Для разных производств она может выражаться по-разному. В большинстве отраслей экономики (машиностроение, химическая, электронная, текстильная и др.) используются часовые тарифные ставки. В таких отраслях, как угольная, горнодобывающая, торфяная, нефтедобывающая, и некоторых других с учетом особенности производства применяются дневные и месячные тарифные ставки. Для оплаты труда рабочих, занятых эксплуатацией оборудования в энергетической промышленности, наиболее приемлемыми являются месячные тарифные ставки.
Тарифные ставки обеспечивают соответствие между мерой труда и мерой его оплаты, ее размер за единицу времени зависит от сложности работы или квалификации работника.
1.5.3. Тарифно-квалификационные справочники
Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ТКС) - это систематизированный перечь работ и профессий, имеющихся в конкретной отрасли экономики. В них содержится информация о том, что должен знать и уметь рабочий каждого разряда каждой специальности. Указанные справочники состоят из трех разделов: «Характеристика работ», «Должен знать» и «Примеры работ». В настоящее время тарифно-квалификационные справочники носят рекомендательный характер и служат нормативными лишь для использующего их предприятия.
Тарифно-квалификационные
справочники предусматривают
Единый
тарифно-квалификационный справочник
(ЕТКС) служит для определения разрядов
работ и рабочих. В большинстве отраслей
промышленности работы подразделяются
на шесть разрядов, в некоторых отраслях-на
восемь. С помощью ЕТКС решается наиболее
трудная задача сопоставления (соизмерения)
разнообразных видов работ по степени
их сложности, а следовательно, и по уровню
квалификации.
Фонд оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера. В условиях рыночных отношений величина фонда оплаты труда определяется самим предприятием с учетом конъюнктуры рынка, ситуации со стоимостью рабочей силы, уровня инфляции и других факторов. При расчете фонда оплаты труда предприятия, как правило, используют прямой метод исходя из общей численности работающих, объема выполняемых работ, тарифной системы и применяемых систем оплаты труда. Величина оплаты труда каждого работника непосредственно зависит от его личного вклада в результаты труда, причем максимальный ее размер не ограничивается. Месячный заработок работника при полном выполнении им своих должностных обязанностей не может быть ниже установленного минимума размера оплаты труда в месяц.
Рис.3. Состав фонда оплаты труда рабочих:
1 - фонд прямой оплаты, 2 - фонд дополнительной оплаты (за неотработанное время)
Включению в фонд заработной платы подлежат (рис. 3):
Планирование фонда оплаты труда осуществляется, во-первых, по каждому структурному подразделению предприятия и, во-вторых, по всем элементам, входящим в фонд оплаты труда. Методика такого планирования была достаточно глубоко и точно разработана в период командной экономики, но ее использование чаще всего было формальным: плановые органы предприятий стремились включить в плановые расчеты как можно больше элементов, формирующих фонд, и не всегда точно определяли исходные данные.
Планирование фонда заработной платы включает расчет суммы фонда и средней заработной платы как всех работников предприятия, так и по категориям работающих.
Исходные данные для планирования фонда заработной платы:
Плановая величина расходов на оплату труда, или фонд оплаты труда (ФОТ), может определяться различными способами укрупнено или дифференцировано. Укрупнено плановый фонд оплаты труда (ФОТпл) можно рассчитать двумя способами.
ФОТ = Чсп × ЗПср, где
Чсп – среднесписочная плановая численность работающих; ЗПср – средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями.
С помощью данного метода общий фонд оплаты труда может быть рассчитан как исходя из численности работающих и их заработной платы в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.
2. Нормативный метод расчета:
ФОТпл= ВП×Нзп, где
ВП — общий объем выпускаемой продукции в плановом периоде;
Hзп—норматив заработной платы на 1 руб. выпускаемой продукции.
В действующей практике используются разнообразные методы формирования фонда оплаты труда как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям. Следует отметить, что наилучшим образом эту задачу может решать нормативный метод формирования фонда оплаты труда. Именно данный метод использует большинство компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Однако он может быть действенным лишь при наличии следующих условий: во-первых, нормативы должны быть стабильные, долговременные, изменяться лишь в случае влияния на объем производства факторов, не связанных с трудовыми условиями коллектива. Во-вторых, нормативы формирования фонда оплаты труда должны быть не индивидуальные, а групповые.
Дифференцированные методы планирования фонда оплаты труда предусматривают расчеты фондов заработной платы по цехам (подразделениям) с последующим суммированием по следующей схеме:
Информация о работе Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда и принципы его формирования