Формирование и использование прибыли на предприятии в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является изучение формирования и использования прибыли организации и поиск возможных мероприятий по совершенствованию данного процесса.
Исходя из цели выполняемой работы, можно определить следующие задачи:
определить понятие «прибыль»;
рассмотреть экономическую сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях;
изучить методы планирования прибыли;
исследовать формирование, распределение и использование прибыли;
провести анализ эффективности деятельности организации на примере ОАО «Ростелеком»
сделать выводы по результатам анализа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.2 МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 8
1.3 ФОРМИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 10
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» 16
2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» 16
2.2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
3 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» 28
3.1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
3.2 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ университет

Факультет  Дистанционного обучения 
 

                                Допустить к защите  «___»________ 200__ г.

Руководитель    

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» 
 

тема: «Формирование   и   использование   прибыли   на   предприятии   в   современных   условиях» 
 

Работу  выполнила студентка  Замечания по работе 
 
 
Работу  проверила
Курсовая  работа защищена с  оценкой _________  «___»__________ 2009 г.

Подпись преподавателя  ________________

 
 

г. Орел, 2009г. 
 

Содержание

Введение

 

  В условиях рыночной экономики получение  прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает  определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, возможную прибыль. Но экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

  Актуальность  данной работы определяется прежде всего тем, что доходы и прибыль являются основными экономическими показателями, характеризующими эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его развитие и успешность работы на потребительском рынке. Доход является основным источником самоокупаемости, самофинансирования и требует пристального внимания со стороны руководства. Внимание подразумевает собой текущий контроль, анализ и дальнейшее планирование показателей финансовой деятельности.

  В качестве теоретической основы исследования выступают законодательство Российской Федерации, учебные пособия таких авторов, как Александров Ю.Л., Баканов М.И., Терещенко Н.Н., Вахрин П.И., Соломатин А.Н., Савицкая Г.В., а также периодические издания.

   Целью выполнения данной курсовой работы является изучение формирования и использования  прибыли организации и поиск возможных мероприятий по совершенствованию данного процесса.

  Исходя  из цели выполняемой работы, можно  определить следующие задачи:

  • определить понятие «прибыль»;
  • рассмотреть экономическую сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях;
  • изучить методы планирования прибыли;
  • исследовать формирование, распределение и использование прибыли;
  • провести анализ эффективности деятельности организации на примере ОАО «Ростелеком»
  • сделать выводы по результатам анализа

  Предметом исследования в курсовой работе явились  прибыль предприятия, порядок ее формирования и оценка эффективности  использования. Объектом исследования служит конкретная организация – ОАО «Ростелеком»

  Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой данного исследования служат законодательные акты и положения, регламентирующие организацию бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности, методическая и учебная литература, труды российских и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме.

  Методика  исследования основана на общенаучных  методах познания: логический, системный, комплексный подходы; методы статистической обработки, единства исторического  и логического, индуктивного и дедуктивного; анализ и синтез; классификация, группировка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формирование  и использование  прибыли в современных  условиях

1.1 Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях

 

   Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

   Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

   Прибыль представляет собой разность между  суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.1

   Так как  основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

   Кроме того на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

   Главное предназначение прибыли в современных условиях  хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

   В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального  производства чистого дохода между  предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

   Работа  предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана  с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

   Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения  эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

   Однако, прибыль не может рассматриваться  в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

   Если  темпы роста стоимостных показателей  превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в  натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.2

   Изменение экономических показателей за любой  временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

   Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят  от деятельности самого предприятия  и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

   В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

   По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования  и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).3

   К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

   Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более  высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости. Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. 

1.2 Методы планирования прибыли

 

   Выделяют  четыре основных метода планирования прибыли предприятия: 
1) метод прямого счета (бюджетный);  
2) аналитический; 
3) планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж; 
4) метод совместного расчета.

    По  методу прямого счета расчету  прибыли предшествует: определение  выпуска товарной продукции, определение  остатков готовой продукции на складе на начало и на конец планового периода, определение отгруженной продукции в плановом периоде:

    П = П1+Пт – П2, (1) 
П – планируемая прибыль; 
П1 и П2 – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода.  
Пт – прибыль товарной продукции план-го периода.  
Пт = кол-во продукции по каждой номенклатуре * последовательно на цену реализации и на себестоимость единицы изделия. 
Разница между обоими произведениями составляет требуемую величину:  
1) по одному виду товара. П = (объем * цена) – (объем * себестоимость).  
2) по всей номенклатуре выпуска.

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии в современных условиях