Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:16, реферат
Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин - совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических субъектов. Поскольку налоговое бремя в период трансформационных преобразований превышало возможности хозяйствующих субъектов, лишая их стимулов к развитию и воспроизводству, границы налоговой базы оставались крайне узкими. Развитие, если и имело место, то только в рамках теневого сектора. Налоговая система поощряла утечку капиталов за рубеж, являясь существенным (хотя и не единственным) фактором формирования неблагоприятного инвестиционного климата
Фискальная политика в России
Анализ современной бюджетно-налоговой политики в России и в мире
Наша страна на сегодняшний
день характеризуется недостаточно
эффективным использованием макроэкономических
регуляторов, в том числе бюджетно-
Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин - совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических субъектов. Поскольку налоговое бремя в период трансформационных преобразований превышало возможности хозяйствующих субъектов, лишая их стимулов к развитию и воспроизводству, границы налоговой базы оставались крайне узкими. Развитие, если и имело место, то только в рамках теневого сектора. Налоговая система поощряла утечку капиталов за рубеж, являясь существенным (хотя и не единственным) фактором формирования неблагоприятного инвестиционного климата
В настоящее время экономика
находится в удобной для
Равновесный бюджет - редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные краткие моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. В общем случае профицит бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с подоходными налогами оказывают и государственные расходы. Их увеличение сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост государственных закупок приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.
Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной бюджетно-налоговой стратегии, необходимо учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван и экспансионистской политикой государства, и спадом экономической активности, и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором и третьем - фискальная политика, способствующая росту.
Сегодня бюджетный дефицит не редкость и для рыночных экономик стран Запада. Однако если в послевоенный период он использовался как активный инструмент фискальной политики, как способ увеличения совокупного спроса, то в настоящее время главная его причина - непропорциональное повышение социальных расходов.
При мягких формах осуществления денежно-кредитной политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется появлением новой тенденции. В ряде стран Запада (Италии, Бельгии и др.) периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита. Причина этого - чрезмерное разбухание социальных расходов.
Отказ от эмиссионного финансирования
бюджета, которое, по сути, является двигателем
инфляции, ставит перед государством
проблему поиска иных источников, среди
которых основное место занимают
заимствования - внутренние либо внешние.
Выбор источника дефицитного
финансирования зависит от конкретных
целей государственного регулирования
на данном этапе, однако всем им присущи
существенные отрицательные черты,
и использование любого из них
в течение длительного времени
чревато опасностями для
Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках - к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.
Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки (например, спад внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост процента по кредитам.
В настоящее время большинство стран пытаются, так или иначе, сбалансировать свои бюджеты при одновременном росте доли государственных расходов в ВВП. При этом незначительный бюджетный дефицит по-прежнему рассматривается в качестве фактора экономического роста.
Вопросы выработки системы
мер по бюджетно-налоговому регулированию
традиционно являются предметом
острых дискуссий практически для
любой страны. Наиболее эффективной
и перспективной мерой
Другой путь - увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту.
Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.
Сокращение бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ставок, создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост, как потребления, так и инвестиций.
Однако сам по себе бюджетный
дефицит не всегда выступает как
безусловное зло, с которым надо
бороться любыми средствами, поскольку
его формальное устранение путем
денежной эмиссии или чрезмерного
сокращения государственных расходов
без учета реальных потребностей
экономики чревато
Для сильной экономики, успешно
реализующей потенции к росту, допустимо
в определенных пределах наличие
бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При
таком его размере часто
Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.
Перспективы развития фискальной политики в Российском государстве
«В ближайшем будущем властям предстоит разобраться с множеством застарелых проблем в налоговой системе. Что нужно сделать, в общем, понятно. Осталось только набраться смелости для принятия необходимых решений» - эта начало статьи Дмитрия Яковенко «Состояние тяжелое, прогноз - позитивный». Верное начало и для моей последней части курсовой работы, так как ярко отражает реальность. Действительно, нашему правительству есть, что делать в ближайшем будущем, потому что накопленные проблемы требуют взвешенных и продуманных решений, а «смелости» для принятия как раз не хватает.
Итак, проанализировав несколько научных статей, изучив разные точки зрения, мне хотелось бы выделить несколько путей развития фискальной политики России и рассказать о методах, предложенных разными экспертами.
Общее мнение экономистов (теперь к ним присоединился и нынешний президент Владимир Путин): экономика России должна замедлиться в ближайшие годы, если страна не перейдет к новой модели развития.
«Кто-то считает, что остановка роста произойдет после падения цен на нефть. Кто-то - что замедление неизбежно и при дорогом сырье: достаточно замедлиться внутреннему потребительскому спросу, и экономика встанет.
Но есть и те, кто уверен, что знает дату, когда произойдет эта остановка. Само это событие не зависит ни от цен на нефть, ни от динамики потребительского рынка, ни от мирового кризиса, и до него осталось чуть дольше, чем до обещанного индейцами майя конца света»
В последние годы в бюджетной
политике РФ проявлялись тенденции,
свидетельствующие об отказе от следования
правилам, характерным для стран
с ресурсной экономикой. Между
тем фактор ресурсной зависимости
накладывает жесткие
В целях финансирования модернизации
российской экономики и повышения
уровня инвестиций в человеческий капитал
необходимо изменение не только структуры
государственных расходов, но и в
первую очередь подходов к предоставлению
бюджетных средств. Дело в том, что
большинство публичных
В целях усиления стимулирующей функции налогов и повышения надежности финансирования государственных обязательств целесообразно по возможности не увеличивать уровень налоговой нагрузки на экономику, осуществив расширение структурной составляющей налоговой системы.
Например, есть предложения о замене НДС на региональный налог с продаж, тем самым мы помогаем и оживляем региональные бюджеты, которые всегда страдают дефицитом бюджетных средств.
«Если бы налог на прибыль был такой же, как НДФЛ, то мы бы, я думаю, и собрали бы даже больше, чем сейчас, при высоких ставках, и экономика росла бы быстрее» - Аркадий Дворкович, помощник президента РФ.
Кроме этого, сейчас широко обсуждается вопрос о введении налога на сверхпотребление (налог на роскошь). По словам Эльвиры Набиуллиной главы Минэкономразвития, повышенным сбором будут облагаться собственники жилья с площадью выше 1000 квадратных метров и владельцы машин мощностью от 250 лошадиных сил. В случае складывающегося устойчивого профицита бюджета расширенного правительства наиболее оправданным для балансирования бюджета является снижение тарифов страховых взносов, например, до 26% при одновременном повышении порогового значения дохода, выше которого взимается ставка 5%.
Повышение справедливости и
эффективности налогообложения
в России также предусматривает
необходимость поэтапной отмены
экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты
с компенсацией выпадающих доходов
путем увеличения НДПИ, введения налога
на дополнительный доход в нефтедобыче,
обеспечения прогрессивности
Следует ввести прогрессивность
налогообложения доходов и