Финансирование сферы культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является сфера культуры как объект народного хозяйства, предметом – процесс финансового обеспечения учреждений культуры.

Работа содержит 1 файл

курсовая скс.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

     Существует  ряд видов предпринимательской  деятельности, установленной законодательством  РФ, которые могут осуществлять учреждения культуры. При организации платных  услуг учреждение вправе самостоятельно устанавливать цены. При организаций каких – либо мероприятий учреждения культуры обязаны предоставить льготы соответствующим слоям населения.  

2.2 Источники внебюджетных поступлений 

     Привлечение дополнительных внебюджетных средств  не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования культурных учреждений за счет средств  учредителя. Однако платные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями, не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.                                                                                                        Внебюджетные средства поступают в культурные учреждения различными путями:

- за счет предоставления платных услуг;

- от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;

- от сдачи помещений и оборудования в аренду;

- от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и прочих услуг;

- в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др [11,C. 56 - 57].

     Практика  привлечения культурными учреждениями внебюджетных средств постоянно  расширяется: увеличивается число  учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого  финансирования.

  Спонсорство – это целевые субсидии для  достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.

  Патронаж  – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое  на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в  круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и  обязательствами. В правление таких  фондов входят видные представители  крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

  Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны  получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения [6, C. 45 - 48].

  Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и  программы. В России в настоящее  время довольно активны такие  международные организации, как  ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный  научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной  поддержки публикуется в СМИ.

  Поступление в государственные и муниципальные  учреждения внебюджетных средств и  их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными  из них являются:

- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 (с изменениями на 30 сентября 2010 года) № 145ФЗ (далее – БК РФ);

- Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14­ФЗ (часть вторая)  (с изменениями на 4 октября 2010 г.);

- Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ);

- Закон РФ от 07.02.92 № 23001 «О защите прав потребителей»  (ред. от 25.10.07);

 - Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010);                                                                                   - Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями на 30 декабря 2008 года);

- постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 «Об утверждении правил оказания платных услуг» [4, C. 110 – 112, 115 - 116].

     Государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности [2].

     Это положение БК РФ диктует необходимость  предусматривать в уставе учреждения исчерпывающий перечень платных  услуг и производимых работ, источники  поступления финансовых средств  или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах  казначейства лицевого счета по предпринимательской  деятельности.

     БК  РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное  учреждение вправе расходовать имеющиеся  средства:

- на оплату труда работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов [2].

     Однако, основным источником получения внебюджетных средств культурных учреждений является платная культурная деятельность. Для культурных учреждений эта деятельность связана с реализацией дополнительных культурных программ. Однако культурные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета [9, C. 88 - 90].

     Существует  значительное число источников получения  внебюджетных средств финансирования учреждениями культуры. К основным источникам относятся благотворительность, спонсорство, патронаж. Но все же основной деятельностью по привлечению внебюджетных средств остается коммерческая деятельность учреждений культуры.

2.3 Направления расходов внебюджетных средств

 

     К прямым затратам относятся оплата труда  с учетом единого социального  налога непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда с учетом единого социального  налога административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и  услуги связи, затраты на ремонт и  приобретение оборудования, текущий  и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др. При этом важно определить, в какой части эти расходы  относятся к данному виду работ  и услуг.

Как известно, расходы учреждения подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы включают в себя оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты.              Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств) [3, C. 33 - 34].

     Существует  несколько вариантов расчета  цены услуг. В цену могут включаться:

- только текущие затраты, относящиеся к обеспечению учебного процесса и его обслуживанию (административные, хозяйственные и эксплуатационные расходы);

- текущие затраты и часть капитальных затрат;

- все затраты: и текущие, и капитальные [4, C. 91 - 92].

     В условиях рынка допустимо устанавливать  льготные цены применительно к конкретному  перечню или контингенту воспитанников. Такая дифференциация должна быть отражена в локальных актах учреждения (положение, приказы и др.). При  этом восполнение затрат возможно за счет привлечения к занятиям большего числа воспитанников, сокращения расходов по обеспечению учебного процесса, повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом, и иными способами.

     Размер  плановой прибыли устанавливается  соответствующим органом управления учреждения в процентах от совокупных затрат для каждого конкретного  вида деятельности. Стоимость платных  услуг определяется на основании  соглашения сторон, выраженного в  договоре об оплате дополнительных услуг. Это означает, что все расчеты, проводимые в культурном учреждении для определения разумной цены платных  услуг, имеют смысл лишь тогда, когда  родители готовы по рассчитанной цене оплачивать услуги.

     Дополнительные  платные услуги должны оплачиваться через учреждения банков по квитанции, выписанной учреждением с указанием  всех необходимых реквизитов, или  в культурном учреждении при наличии  оборудованной кассы. Если учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией и не имеет своего расчетного счета, в квитанции необходимо указать номер или полное наименование учреждения, группу и фамилию воспитанника. Все юридические и финансовые отношения, связанные с оказанием платных услуг, регулируются договором [11, C. 87 - 92].

     Структура договора предусматривает:

- название договора;

- указание сторон (для культурного учреждения – лица, действующего от имени культурного учреждения);

- предмет договора (комплекс услуг или отдельные услуги; возможны приложения, в которых содержатся сведения о программах, форме обучения, расписании занятий и т. д.);

- права и обязанности сторон (наряду с общими положениями о надлежащем качестве предоставляемых услуг целесообразно указать на возможность изменения размера оплаты и определить его порядок; установить право родителей получать всю необходимую информацию о процессе предоставления услуг и в установленном порядке обращаться со своими замечаниями и предложениями);

- сроки и порядок оплаты;

- срок действия договора;

- порядок досрочного расторжения договора;

- дополнительные условия;

- реквизиты и подписи сторон [8, C. 67 - 74].

      Внебюджетные  средства учреждений культуры предназначены  для оплаты труда, коммунальных платежей, затрат на ремонт и приобретение оборудования, так же существует ряд прочих статей для распределения внебюджетных средств. Для расчета цены на предоставляемые  услуги можно воспользоваться несколькими  способами. В цену могут включаться: только текущие затраты; текущие  затраты и часть капитальных  затрат или все затраты. На предоставляемые  услуги можно устанавливать льготы. Стоимость платных услуг определяется на основании соглашения сторон, выраженного  в договоре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В целом нынешнее финансовое положение учреждений культуры можно охарактеризовать как нестабильное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования на сегодняшний день серьезно можно говорить только о бюджетных ассигнованиях и коммерческой деятельности самих учреждений культуры. Фактически учреждения культуры оказались «меж двух огней». С одной стороны, слабая государственная поддержка в виде нищенских - иначе и не назовешь - бюджетных ассигнований. С другой - усиление налогового пресса, накладывающее ограничение на развитие предпринимательской деятельности и не дающее возможности вкладывать заработанные средства даже в собственное развитие. 

В соответствующими с поставленными в данной курсовой целями можно сделать следующие выводы:

  - финансирование  учреждений культуры осуществляется  по двум направлениям: бюджетное  финансирование и внебюджетные  источники;

Информация о работе Финансирование сферы культуры