Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:41, курсовая работа
Объектом исследования является сфера культуры как объект народного хозяйства, предметом – процесс финансового обеспечения учреждений культуры.
Существует
ряд видов предпринимательской
деятельности, установленной
2.2 Источники
внебюджетных поступлений
Привлечение
дополнительных внебюджетных средств
не влечет за собой снижение нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования
культурных учреждений за счет средств
учредителя. Однако платные услуги,
предоставляемые
- за счет предоставления платных услуг;
- от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;
- от сдачи помещений и оборудования в аренду;
- от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и прочих услуг;
- в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы) и др [11,C. 56 - 57].
Практика
привлечения культурными
Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.
Патронаж
– покровительство, не только финансовое,
но и организационное, оказываемое
на стабильной и долговременной основе.
Обычно патронируются конкретные учреждения
и организации, отдельные лица. Патронаж
может оформляться
Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения [6, C. 45 - 48].
Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуется в СМИ.
Поступление
в государственные и
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 (с изменениями на 30 сентября 2010 года) № 145ФЗ (далее – БК РФ);
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14ФЗ (часть вторая) (с изменениями на 4 октября 2010 г.);
- Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ);
- Закон РФ от 07.02.92 № 23001 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.10.07);
- Федеральный
закон от 13.03.06 № 38ФЗ «О рекламе» (с
изм. и доп., вступающими в силу с 18.11.2010);
- постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 «Об утверждении правил оказания платных услуг» [4, C. 110 – 112, 115 - 116].
Государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности [2].
Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.
БК РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное учреждение вправе расходовать имеющиеся средства:
- на оплату труда работников;
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов [2].
Однако, основным источником получения внебюджетных средств культурных учреждений является платная культурная деятельность. Для культурных учреждений эта деятельность связана с реализацией дополнительных культурных программ. Однако культурные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета [9, C. 88 - 90].
Существует значительное число источников получения внебюджетных средств финансирования учреждениями культуры. К основным источникам относятся благотворительность, спонсорство, патронаж. Но все же основной деятельностью по привлечению внебюджетных средств остается коммерческая деятельность учреждений культуры.
К
прямым затратам относятся оплата труда
с учетом единого социального
налога непосредственных исполнителей
работ и услуг и материальные
затраты, необходимые для их производства;
к накладным расходам – оплата
труда с учетом единого социального
налога административного и
Как известно, расходы учреждения подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы включают в себя оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты. Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств) [3, C. 33 - 34].
Существует несколько вариантов расчета цены услуг. В цену могут включаться:
- только текущие затраты, относящиеся к обеспечению учебного процесса и его обслуживанию (административные, хозяйственные и эксплуатационные расходы);
- текущие затраты и часть капитальных затрат;
- все затраты: и текущие, и капитальные [4, C. 91 - 92].
В
условиях рынка допустимо устанавливать
льготные цены применительно к конкретному
перечню или контингенту
Размер
плановой прибыли устанавливается
соответствующим органом
Дополнительные платные услуги должны оплачиваться через учреждения банков по квитанции, выписанной учреждением с указанием всех необходимых реквизитов, или в культурном учреждении при наличии оборудованной кассы. Если учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией и не имеет своего расчетного счета, в квитанции необходимо указать номер или полное наименование учреждения, группу и фамилию воспитанника. Все юридические и финансовые отношения, связанные с оказанием платных услуг, регулируются договором [11, C. 87 - 92].
Структура договора предусматривает:
- название договора;
- указание сторон (для культурного учреждения – лица, действующего от имени культурного учреждения);
- предмет договора (комплекс услуг или отдельные услуги; возможны приложения, в которых содержатся сведения о программах, форме обучения, расписании занятий и т. д.);
- права и обязанности сторон (наряду с общими положениями о надлежащем качестве предоставляемых услуг целесообразно указать на возможность изменения размера оплаты и определить его порядок; установить право родителей получать всю необходимую информацию о процессе предоставления услуг и в установленном порядке обращаться со своими замечаниями и предложениями);
- сроки и порядок оплаты;
- срок действия договора;
- порядок досрочного расторжения договора;
- дополнительные условия;
- реквизиты и подписи сторон [8, C. 67 - 74].
Внебюджетные
средства учреждений культуры предназначены
для оплаты труда, коммунальных платежей,
затрат на ремонт и приобретение оборудования,
так же существует ряд прочих статей
для распределения внебюджетных
средств. Для расчета цены на предоставляемые
услуги можно воспользоваться
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом нынешнее финансовое положение
учреждений культуры можно охарактеризовать
как нестабильное. При всем кажущемся
разнообразии каналов и источников финансирования
на сегодняшний день серьезно можно говорить
только о бюджетных ассигнованиях и коммерческой
деятельности самих учреждений культуры.
Фактически учреждения культуры оказались
«меж двух огней». С одной стороны, слабая
государственная поддержка в виде нищенских
- иначе и не назовешь - бюджетных ассигнований.
С другой - усиление налогового пресса,
накладывающее ограничение на развитие
предпринимательской деятельности и не
дающее возможности вкладывать заработанные
средства даже в собственное развитие.
В соответствующими с поставленными в данной курсовой целями можно сделать следующие выводы: - финансирование
учреждений культуры |