Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть необходимость микроэкономического регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….….4
1 Фиаско рынка…………………………………………………………..…….6
1.1. Сущность Фиаско рынка. ………………………….……….………..…..6
1.2 Факторы возникновения фиаско рынка…………………………….……8
2 Микроэкономическое регулирование. ………………………………...…..12
2.1. Сущность микроэкономического регулирования. ……………….……12
2.2. Государственное микроэкономическое регулирование…………….…14
3 Микроэкономическое регулирование в экономике
Республики Беларусь. ………………….……………………………….…….20
Заключение. ………………….…………………………………………..……26
Список литературы.………………….…….…………………….……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

      2) Общественные блага.

           Обычно товары и  услуги обладают двумя общими свойствами:

- Лицо, осуществляющее предложение, может  решить, что одним людям оно  будет предлагать свой товар,  а другим – нет, - это называется  свойством исключения.

      - Использование единицы товара  одним лицом ограничивает возможность использования товара другими лицами, - это называется свойством соперничества. Однако ряд товаров не обладает свойствами исключения и соперничества. Их называют общественными благами. Данный источник несостоятельности рынка проявляется тогда, когда рынки не способны предложить товары, полезные для многих потребителей. Общественным благом называется товар, который благодаря низкой цене может стать доступным для многих потребителей, но, будучи адресованным лишь некоторым из них, он может остаться недоступным для других. Предположим, что какая-то фирма принимает решение о проведении исследований по новой технологии, для которой она не сможет получить патент. Когда же это изобретение становится широко известным, другие фирмы получат возможность воспроизвести его. В той мере, в какой затруднительно оградить другие фирмы от продажи данного товара, это исследование не будет прибыльным. [3,с. 244]

      К общественным благам относятся и знания. Известно, что достоинства и преимущества знаний как товара не могут быть полностью использованы его создателем в виде получения прибыли. Указанные преимущества могут достаться широкой общественности таким образом, что создатель товара не получит никакого вознаграждения. Поэтому роль государства в инновационной экономике сложно переоценить.

[4,c.376]

      Не  обладающие свойствами исключения, они  не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим, без каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Если какая либо группа людей заплатила за оборону страны, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно и не платить (проблема “зайцев”). Поэтому все захотят стать “зайцами” и национальная оборона не будет профинансирована вообще.

      3) Недостаточная конкуренция.  В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого случая может служить монополия. В условиях недостаточной конкуренции монополия может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж, а на проданную цену. В таких случаях возможно неоправданное использование, вплоть до истощения, ограниченных факторов производства. [5, с 164]

    4)Гиперинфляция.  При высоком уровне инфляции (так называемой гиперинфляции) крайне затрудняется прогнозирование хода экономического развития. Экономические структуры, такие, как домохозяйства и фирмы, теряют рыночные ориентиры и наступает фиаско рынка. То же самое происходит и при циклической безработице.[1,c.258]

    Многие  экономисты перечисляют другие источники  фиаско рынков в дополнение к тем, о которых шла речь. Например, такое явление  как циклическая безработица, тоже иногда относятся к разряду фиаско рынке. Справедливо, что экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателей и продавцов отдельных товаров и факторов производства. Однако воздействие инфляции и безработицы, равно как и политика, направленная на то, чтобы держать их под контролем, лежат за пределами рассмотрения курса микроэкономики.

    Таким образом, фиаско рынка означает неспособность рынка обеспечить эффективнее распределение ограниченных ресурсов. Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка: внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, гиперинфляция.  В условиях, когда рынок не способен обеспечить эффективнее распределение ограниченных ресурсов, т.е. когда возникает фиаско рынка государственное регулирование экономики необходимо.

2 МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

     2.1. Сущность микроэкономического регулирования

      Во  всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь - экономическая роль государства велика.

     В современных условиях государственное  регулирование экономики является  составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

     В рамках национальной экономики можно  выделить два уровня регулирования. Во-первых, это микроуровень, здесь имеет место действие фирм и государства на уровне первичного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, макроуровень, в данном случае осуществляется деятельность государства в масштабах национальной экономики в целом.

     В свою очередь, микрорегулирование осуществляется в двух формах: как деятельность фирмы и экономическая политика государства.

     Деятельность  фирмы в качестве составных элементов  будет 
включать следующие:

•     управление фирмой или менеджмент;

•     разработка и реализация стратегии фирмы;

•     маркетинговая деятельность;

•     система активизации труда работников.

     Экономическая политика государства будет содержать  следующие составные компоненты:

•     государственные финансовые «инъекции» хозяйствующим субъектам и государственные изъятия финансовых средств предприятия;

•     регулирование монопольной деятельности;

•     регулирование цен;

•     регулирование последствий внешних  эффектов.   [1,с.107]

      Суть  государственной антициклитической  политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары  и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики -притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. [1,с.106]             

      Одним из главных объектов регулирования являются  цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

      Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.     [6,с.95]

     Таким образом, государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер, осуществляемых государством в  целях экономической и социальной стабильности в стране,  укрепления существующего строя, укрепление экономических связей с зарубежными странами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Государственное микроэкономическое регулирование

     В современной экономике государственное  микрорегулирование осуществляется через систему следующих методов:

-     государственные финансовые «инъекции» хозяйствующим субъектам и государственные изъятия финансовых средств предприятия (дотации и налоги);

-     регулирование монопольной деятельности;

-     регулирование цен;

-     регулирование последствий внешних  эффектов.  

     Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

      Государственные мероприятия по  регулированию цен могут носить  законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. [7,с.273]

    Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды.

     Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий – ценовые, предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

     Эффективным средством регулирования  цен является налог на добавленную  стоимость. Этот налог производители  включают в цену товара или  услуги, и дифференцированные изменения  ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. [8, с 197]

     Правительство может вмешиваться в механизмы  ценообразования путем установления фиксированных цен на некоторые товары и услуги, такие как минеральное сырье,  электроэнергия, природный газ,   железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы.  Чаще всего государственное регулирование в этой области распространяется на естественные монополии.

     Поскольку их существование в ряде отраслей экономически оправдано по критерию эффективности, то государство позволяет  им осуществлять деятельность, не применяя к ним антимонопольные мероприятие. Однако для того, чтобы приблизить ситуацию к конкуренции, государство вмешивается в процессы ценообразования на продукцию естественной монополии. Рассмотрим результат такого поведения правительства при помощи графического анализа.

     Пусть монополия производит объем производства Qm и продает по цене Рm; из-за больших постоянных издержек кривая спроса D пересекает кривую средних издержек АС в точке, где последние еще снижаются. Поскольку цена превышает значение средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, то монополист имеет значительную экономическую прибыль (рис. 2.1).

     Если  целью регулирования является эффективное  распределение ресурсов, то цена должна быть установлена на уровне предельных издержек. Навязывание этой цены становится причиной того, что кривая спроса монополиста принимает форму PrRD и становится совершенно эластичной; поэтому Pr = MR до точки R, где регулируемая цена перестает быть эффективной. В данной ситуации фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки при Qr, ибо именно в этой точке соблюдается принцип максимизации прибыли MR(Pr) = MС,  таким образом имитируется модель совершенной  конкуренции. 

        

Рис. 2.1. Регулируемая монополия 

     Если  же целью регулирования является обеспечение справедливой прибыли, то цена устанавливается на уровне средних издержек. В этом случае кривая спроса принимает форму PfFD и становится совершенно эластичной до точки F в соответствии с принципом максимизации прибыли монополист вынужден будет производить объем производства Qf  - и устанавливать на его цену Рf.

     Государство может вмешиваться в процессы ценообразования и на конкурентных рынках. В этих случаях государство преследует цель — поддержать доходы производителей либо покупательную способность населения. В первом случае цена устанавливается на уровне выше равновесной; результатом этого становится образование излишка продукции на величину (Qs’ — Qd’). Во втором случае цена устанавливается на уровне ниже равновесного, появляется дефицит продукции в размере (Qd" — Qs"). Установление более высокой цены происходит в некоторых государствах 
на сельскохозяйственную продукцию; образовавшийся в результате этого излишек товарной массы правительство вынуждено скупать за счет средства бюджета. При цене ниже равновесной становится необходимым регламентирование распределения путем карточной системы, нормативов, очередей и т.п. (рис. 2.2).
 

Информация о работе Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования